Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:56, реферат
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для отдельной категории лиц эти факторы обуславливают дополнительные основания для административной ответственности, для других -ограничение применению ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3).
Административная
ответственность граждан
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, эти лица могут подлежать административной ответственности на общих основаниях.
Должностные лица
подлежат административной ответственности
за административные правонарушения,
связанные с несоблюдением
Из этого следует,
что должностные лица несут административную
ответственность не только за нарушение
установленных правил своими собственными
действиями, но и за неправомерные
указания, толкающие подчиненных
на нарушение ими установленных
правил, за непринятие мер по обеспечению
соблюдения правил иными лицами, если
обеспечение соблюдения этих правил
входит в круг их обязанностей. Например,
заведующий магазином несет
Находящиеся на
территории России иностранные граждане
и лица без гражданства подлежат
административной ответственности
на общих основаниях с гражданами
Российской Федерации. Вопрос об ответственности
за административные правонарушения,
которые согласно действующим законам
и международным договорам
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в дисциплинарном порядке. Из этого общего положения в ст. 2.6 КоАП РФ имеются исключения. Смысл их сводится к тому, что при нарушениях, не связанных по службе, когда военнослужащие выступают как обычные граждане (водитель личного автомототранспорта, охотник, рыболов, пассажир), указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако в силу особенностей воинской службы в Кодексе оговорено: к ним не могут быть применены административные наказания в виде штрафа, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.
При привлечении
к административной ответственности
военнослужащих или лиц рядового
и начальствующего состава
В Общей части КоАП нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.
Правонарушителем может быть только вменяемое лицо, т. е. отдававшее себе отчет в своих действиях и руководившее ими (юридический критерий) и отсутствие какого-либо болезненного состояния, могущего вызвать расстройство психической деятельности (медицинский критерий). В случае состояния невменяемости (ст. 2.8 КоАП) лицо не обладает качествами субъекта правонарушения и административной ответственности не подлежит.
Субъективная сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния .
Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожная вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме небрежности, характеризующейся тем, что в результате легкомыслия или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ).
При установлении формы вины в значительной части административных проступков устанавливается лишь отношение нарушителя к фактически совершенным им действиям (мелкому хищению, нарушениям правил хранения огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных правил и т.п.) и не рассматривается его отношение к вредным последствиям, поскольку они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного поведения.
Однако для
установления формы вины при совершении
отдельных проступков решающее значение
имеет отношение нарушителя не только
к своим действиям, но и к их
последствиям. Например, отношение
к последствиям своих действий гражданина,
допустившего проживание в занимаемом
им жилом помещении лиц без
паспорта, без прописки или регистрации.
Антиобщественная сущность этого правонарушения
состоит не только в нарушении
правил паспортной системы, но и с
предоставлением возможности
Для того чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности, необходимо доказать вину лица, совершившего правонарушение. Одновременно требуется установить также форму вины: умысел или неосторожность. Это важно для квалификации проступка и особенно при определении меры наказания (наказания).
В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.
Таким образом, выяснение общего состава административного право- нарушения (проступка) имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые ими конкретные составы административных проступков соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.
Таково понятие административного проступка (правонарушения), как основания административной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные
вопросы имеют первостепенное значение
для уяснения содержания и форм административно-юрисдикционной
деятельности, в том числе и органов внутренних
дел, органов милиции. Представление о
сущности и порядке реализации административной
ответственности создает основу для изучения
таких важных вопросов как понятие, виды
и порядок наложения административных
наказаний; как содержание, структура
и особенности административного процесса
в целом и отдельных видов производства,
в частности, производства по делам об
административных правонарушениях. В
то же время, практическая правоприменительная
деятельность, протекающая в форме администартивно-
Список использованных источников
1. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2004.
2. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Статут, 2004.
3. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005.
4. Рогачёва О.С.
Административная
5. Административная
ответственность: вопросы