Состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:56, реферат

Краткое описание

Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Файлы: 1 файл

правонарушения.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

Для отдельной  категории лиц эти факторы  обуславливают дополнительные основания  для административной ответственности, для других -ограничение применению ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники  торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных  с несоблюдением установленных  правил, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные  обязанности. При этом должностные  лица подлежат административной ответственности  не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных  работников, нарушающих соответствующие  правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной  службы, беременные женщины, имеющие  детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к  военнослужащим срочной службы не может  применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может  применяться арест и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях  в общей форме определяет, что  административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3).

Административная  ответственность граждан наступает  за нарушение ими своих обязанностей в отдельных сферах внешнего государственного управления. При этом объектом их противоправных посягательств и являются общественные отношения в этих сферах управления.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, эти лица могут подлежать административной ответственности на общих основаниях.

Должностные лица подлежат административной ответственности  за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных  правил в сфере охраны порядка  управления, государственного и общественного  порядка, природы, здоровья населения  и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные  обязанности.

Из этого следует, что должностные лица несут административную ответственность не только за нарушение  установленных правил своими собственными действиями, но и за неправомерные  указания, толкающие подчиненных  на нарушение ими установленных  правил, за непринятие мер по обеспечению  соблюдения правил иными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их обязанностей. Например, заведующий магазином несет административную ответственность за нарушение подчиненными ему продавцами правил торговли и  непринятие им в этой связи соответствующих  мер, а также за допущение распития гражданами спиртных напитков в магазине.

Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности  за административные правонарушения, которые согласно действующим законам  и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем.

Военнослужащие  и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  несут ответственность за административные правонарушения в дисциплинарном порядке. Из этого общего положения в ст. 2.6 КоАП РФ имеются исключения. Смысл их сводится к тому, что при нарушениях, не связанных по службе, когда военнослужащие выступают как обычные граждане (водитель личного автомототранспорта, охотник, рыболов, пассажир), указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако в силу особенностей воинской службы в Кодексе оговорено: к ним не могут быть применены административные наказания в виде штрафа, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.

При привлечении  к административной ответственности  военнослужащих или лиц рядового и начальствующего состава органов  внутренних дел полномочный орган (должностное лицо) вместо наложения  наказания может передавать материалы  о правонарушениях соответствующим  органам для решения вопроса  о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

В Общей части  КоАП нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

Правонарушителем  может быть только вменяемое лицо, т. е. отдававшее себе отчет в своих  действиях и руководившее ими (юридический  критерий) и отсутствие какого-либо болезненного состояния, могущего вызвать  расстройство психической деятельности (медицинский критерий). В случае состояния невменяемости (ст. 2.8 КоАП) лицо не обладает качествами субъекта правонарушения и административной ответственности не подлежит.

Субъективная  сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния .

Вина может  выражаться в форме умысла или  неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях  указано, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий.

Неосторожная  вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме  небрежности, характеризующейся тем, что в результате легкомыслия  или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного  возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными  и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ).

При установлении формы вины в значительной части  административных проступков устанавливается  лишь отношение нарушителя к фактически совершенным им действиям (мелкому  хищению, нарушениям правил хранения огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных правил и т.п.) и не рассматривается его отношение  к вредным последствиям, поскольку  они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного  поведения.

Однако для  установления формы вины при совершении отдельных проступков решающее значение имеет отношение нарушителя не только к своим действиям, но и к их последствиям. Например, отношение  к последствиям своих действий гражданина, допустившего проживание в занимаемом им жилом помещении лиц без  паспорта, без прописки или регистрации. Антиобщественная сущность этого правонарушения состоит не только в нарушении  правил паспортной системы, но и с  предоставлением возможности укрываться от органов следствия и правосудия лицам, скрывающимся от ответственности  перед законом.

Для того чтобы  привлечь нарушителя к административной ответственности, необходимо доказать вину лица, совершившего правонарушение. Одновременно требуется установить также форму вины: умысел или неосторожность. Это важно для квалификации проступка  и особенно при определении меры наказания (наказания).

В Особенной  части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными  признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

Таким образом, выяснение общего состава административного  право- нарушения (проступка) имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые ими конкретные составы административных проступков соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.

Таково понятие  административного проступка (правонарушения), как основания административной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотренные вопросы имеют первостепенное значение для уяснения содержания и форм административно-юрисдикционной деятельности, в том числе и органов внутренних дел, органов милиции. Представление о сущности и порядке реализации административной ответственности создает основу для изучения таких важных вопросов как понятие, виды и порядок наложения административных наказаний; как содержание, структура и особенности административного процесса в целом и отдельных видов производства, в частности, производства по делам об административных правонарушениях. В то же время, практическая правоприменительная деятельность, протекающая в форме администартивно-юрисдикционного процесса и имеющая своей активной стадией квалификацию правонарушения, требует знаний об основных общих признаках административных проступков, знания отличий проступка от преступления.     Но прежде всего практическое значение имеет представление о составе административного проступка, о качественном отличии составляющих его элементов, поскольку квалификация административного проступка собственно и представляет собой процесс сопоставления всех наиболее существенных признаков антиобщественного деяния с теми признаками, качествами данного поступка, списанного и зафиксированного в диспозиции норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и иных нормативных актов. Дальнейшее изучение административного права в пределах раздела “Административная юрисдикция” дает слушателям знание по этим и иным вопросам административной практики, что позволит в будущем профессионально исполнять обязанности сотрудника различных служб ОВД и милиции. 
 

Список использованных источников

1. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2004.

2. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Статут, 2004.

3. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное  право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005.

4. Рогачёва О.С.  Административная ответственность:  Учебное пособие/ О.С. Рогачёва; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,2005.

5. Административная  ответственность: вопросы теории  и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. - М.: ИГП РАН, 2005.

Информация о работе Состав административного правонарушения