Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:12, реферат
В настоящее время Россия вступила в эпоху кардинальных государственно-политических и социально-экономических преобразований. Построение правового государства, формирование гражданского общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории, новых нравственных и правовых идеалов, которые невозможно развивать без учета творческого наследия выдающихся зарубежных и русских юристов и философов, без системного анализа основных категорий теории и философии права. Актуальность данной темы определяется современным этапом конституционного развития России. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным институтом конституционного права как отрасли. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Признание прав и свобод в РФ прежде всего идентифицируется с принципом их естественной природы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Вместе с тем права и свободы, конечно, составляют и предмет конституционного и законодательного регулирования, т.е. нормативно-правового регулирования. Основные концептуальные направления заложены и развиты в основном плеядой энциклопедистов и просветителей XVII-XVIII веков.
Государственный и правовой строй, основанный на исторических началах, перестал удовлетворять современным запросам. Его нужно сокрушить, чтобы на его месте воздвигнуть новый строй. "Изменились все нравы, - говорит Вольтер, - почему не изменить все нелепости, доставшиеся от готов и вандалов? Если держаться уважения к старине, не надо было разрушать их хижины с целью выстроить на их месте удобные дома".
Протест против исторических предрассудков был поднят во имя разума, не примиряющегося с тем, что есть, a диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума. Оно должно быть преобразовано, потому что оно может быть преобразовано. Если государство и право были произвольно созданы вопреки требованиям разума, они могут быть созданы применительно к требованиям разума. Старое право, перед которым мы преклоняемся, в силу традиции, было произведением таких же людей, как те, которые живут теперь. Стоит только прислушаться к голосу разума и открыть те начала, которые покажут, с силой законов природы, как должно быть построено право. Нужно понять и захотеть. В борьбе рационализма против историзма имеется два момента: философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и на механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком. Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между исторически сложившимся правом и требованиями разумности и нравственности.
Если право
было некогда создано произволом
людей, если право может быть произвольно
преобразовано на началах разума,
то в учении школы естественного
права выдвигается
Разум ведет человека к открытию тех естественных норм права, которые лишь затемнены предрассудками, развившимися на почве исторического произвола. Среди многообразия исторического права возвышается единое, вечное и неизменное право разума. Отсюда второй вывод, делаемый из рационалистического учения школы естественного права, - это неизменность права, основанного на природе. Право разума, к которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а поддается только раскрытию. "То, что называют обыкновенно Правом Природы или Законом Природы, и что можно было бы также назвать Всеобщим Законом, потому что соблюдать его обязан весь род человеческий, или еще Вечным Законом, потому что оно не подлежит изменениям, подобно положительным законам"*(624).
Природа и разум - едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа. Отсюда третий вывод в учении рассматриваемой школы - космополитизм права. Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может быть или не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое. Если в действительности наблюдается различие в правах не только между странами, но даже в пределах той же страны, - то это лишь плод исторических предрассудков.
Из представления о произвольности права следует симпатия школы естественного права к закону, как наилучшей форме права, как к наиболее приспособленному орудию разума. Обычное право есть плод исторических предрассудков и средство их поддержания.
Просвещенный
монарх или суверенный народ могут
дать торжество праву разума только
путем законодательным.
9
Исторически сложившееся право есть произвольное уклонение от права природы; основная задача государственной власти создать право, соответствующее праву природы. В этом основном положении раскрывается главное заблуждение школы естественного права - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве, и начала закономерности в развитии права. Представители школы не учитывали влияний на волю законодателя, отклоняющих его во все времена от права разума и природы, если бы таковое существовало и было раскрыто. Законодатель, кто бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент, является продуктом своего времени, его идей, его стремлений, его потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и не встречало трений, способных противодействовать его применению, необходимо, чтобы оно соответствовало историческим условиям существования данного общества. Единство права может быть достигнуто лишь путем сближения условий существования различных народов.
Несмотря на
это заблуждение, школа естественного
права в своем объяснении образования
права, сыграла видную роль и дала
правильное указание на момент, который
до сих пор не был достаточно оценен.
Учение школы явилось протестом
против исторического порядка, защитники
которого старались освятить связанные
с ним злоупотребления
10
Теория естественного права
Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
Возникновение
естественно-правовой теории связано
с развитием революционной
Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.
Согласно
теории возрожденного естественного
права (современная модификация
естественно-правовой теории), то право,
которое создается
В рамках теории
возрожденного естественного
Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.
"Светская"
доктрина естественного права
исходит из этической
Позитивизм
— направление юриспруденции, которое,
фетишизируя словесно-
Юридико-позитивистские
концепции, воспринимающие право через
его текстуальную форму и, по сути
дела, отождествляющие право с
его текстуальной формой, рассматривают
право либо в качестве фактических
результатов
Действительно,
текстуальная форма права — необходимый
его атрибут, однако полное отождествление
права как сложнейшего
11
Заключение
Итак, в современном
обществе сохранились группы, которые
обнаруживают устойчивость к «инфицированию»
«модой» на снижение рождаемости. Это
консервативные протестанты, которые
придерживаются взглядов Школы естественного
права. Их идеология основана на социальной
поддержке больших семей и
престиже высокого уровня рождаемости.
Это хороший пример для восстановления
российского общества. Эти замкнутые
сообщества, сумевшие идеологически
отгородиться от общепринятой культуры
и структуры потребления и
таким образом сохранившие
Список
литературы