Школа естественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время Россия вступила в эпоху кардинальных государственно-политических и социально-экономических преобразований. Построение правового государства, формирование гражданского общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории, новых нравственных и правовых идеалов, которые невозможно развивать без учета творческого наследия выдающихся зарубежных и русских юристов и философов, без системного анализа основных категорий теории и философии права. Актуальность данной темы определяется современным этапом конституционного развития России. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным институтом конституционного права как отрасли. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Признание прав и свобод в РФ прежде всего идентифицируется с принципом их естественной природы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Вместе с тем права и свободы, конечно, составляют и предмет конституционного и законодательного регулирования, т.е. нормативно-правового регулирования. Основные концептуальные направления заложены и развиты в основном плеядой энциклопедистов и просветителей XVII-XVIII веков.

Файлы: 1 файл

школа естественного права.docx

— 35.94 Кб (Скачать)

Государственный и правовой строй, основанный на исторических началах, перестал удовлетворять современным  запросам. Его нужно сокрушить, чтобы  на его месте воздвигнуть новый  строй. "Изменились все нравы, - говорит  Вольтер, - почему не изменить все нелепости, доставшиеся от готов и вандалов? Если держаться уважения к старине, не надо было разрушать их хижины с  целью выстроить на их месте удобные  дома".

Протест против исторических предрассудков был  поднят во имя разума, не примиряющегося с тем, что есть, a диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума. Оно должно быть преобразовано, потому что оно может быть преобразовано. Если государство и право были произвольно созданы вопреки требованиям разума, они могут быть созданы применительно к требованиям разума. Старое право, перед которым мы преклоняемся, в силу традиции, было произведением таких же людей, как те, которые живут теперь. Стоит только прислушаться к голосу разума и открыть те начала, которые покажут, с силой законов природы, как должно быть построено право. Нужно понять и захотеть. В борьбе рационализма против историзма имеется два момента: философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и на механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком. Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между исторически сложившимся правом и требованиями разумности и нравственности.

Если право  было некогда создано произволом людей, если право может быть произвольно  преобразовано на началах разума, то в учении школы естественного  права выдвигается представление  о произвольности в образовании  права. "Хотите иметь хорошие законы? - спрашивает Вольтер, - сожгите старые и напишите новые"*(622). "Во всяком положении народ всегда в силах  изменить свои законы, - говорит Руссо, - даже самые лучшие; если ему хочется  сделать себе зло, кто вправе помешать ему"*(623).

Разум ведет  человека к открытию тех естественных норм права, которые лишь затемнены  предрассудками, развившимися на почве  исторического произвола. Среди  многообразия исторического права  возвышается единое, вечное и неизменное право разума. Отсюда второй вывод, делаемый из рационалистического учения школы естественного права, - это  неизменность права, основанного на природе. Право разума, к которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а поддается только раскрытию. "То, что называют обыкновенно  Правом Природы или Законом Природы, и что можно было бы также назвать  Всеобщим Законом, потому что соблюдать  его обязан весь род человеческий, или еще Вечным Законом, потому что  оно не подлежит изменениям, подобно  положительным законам"*(624).

Природа и разум - едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа. Отсюда третий вывод в учении рассматриваемой школы - космополитизм права. Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может быть или не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое. Если в действительности наблюдается различие в правах не только между странами, но даже в пределах той же страны, - то это лишь плод исторических предрассудков.

Из представления  о произвольности права следует  симпатия школы естественного права  к закону, как наилучшей форме  права, как к наиболее приспособленному орудию разума. Обычное право есть плод исторических предрассудков и  средство их поддержания.

Просвещенный  монарх или суверенный народ могут  дать торжество праву разума только путем законодательным. 

9

Исторически сложившееся  право есть произвольное уклонение  от права природы; основная задача государственной  власти создать право, соответствующее  праву природы. В этом основном положении  раскрывается главное заблуждение  школы естественного права - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве, и начала закономерности в развитии права. Представители  школы не учитывали влияний на волю законодателя, отклоняющих его  во все времена от права разума и природы, если бы таковое существовало и было раскрыто. Законодатель, кто бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент, является продуктом своего времени, его идей, его стремлений, его потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и не встречало трений, способных противодействовать его применению, необходимо, чтобы оно соответствовало историческим условиям существования данного общества. Единство права может быть достигнуто лишь путем сближения условий существования различных народов.

Несмотря на это заблуждение, школа естественного  права в своем объяснении образования  права, сыграла видную роль и дала правильное указание на момент, который  до сих пор не был достаточно оценен. Учение школы явилось протестом  против исторического порядка, защитники  которого старались освятить связанные  с ним злоупотребления неприкосновенностью  старины. Против традиции школа должна была выдвинуть что-нибудь такое, перед чем люди вынуждены были преклониться, - и она сослалась на разумную природу. Неприкосновенности исторического права школа резко противопоставила произвольность положительного права. Она, как набат, будила умы от долгой спячки и призывала волю к творчеству. Возбуждая в человеке веру в себя, школа придавала человеку смелости, бодрости. Школа естественного права, бесспорно, носила прогрессивный характер, - она хотела преобразовать общественный строй на благо всему человечеству. Она была велика даже в своих заблуждениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10

Теория  естественного права

 Основной  тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

 Возникновение естественно-правовой теории связано  с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

 Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует  идейно-ценностный подход к пониманию  такого явления, как право. Однако в  период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта  теория сыграла определенную прогрессивную  роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

 Согласно  теории возрожденного естественного  права (современная модификация  естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению  к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные  государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

 В рамках теории возрожденного естественного права  выделяются два основных направления  — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

 Неотомизм —  по существу, новейшая интерпретация  средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

 "Светская" доктрина естественного права  исходит из этической первоосновы  права, из необходимости соответствия  правовых установлений моральным  требованиям естественного права,  основанного на стандартах справедливого  поведения. Для этой теории  характерным является признание  в качестве основы "правильного", "законного" права некоей  естественной нормативной системы,  не совпадающей с позитивным  правом.

 Позитивизм  — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую  форму существования права, фиксирует  в основном лишь результаты правотворческой  деятельности, отрывая тем самым  нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

 Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через  его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с  его текстуальной формой, рассматривают  право либо в качестве фактических  результатов правоприменительной  деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

 Действительно, текстуальная форма права — необходимый  его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального  феномена с текстуальностью как  одним из признаков атрибутов  права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

 11

 Заключение 

Итак, в современном  обществе сохранились группы, которые  обнаруживают устойчивость к «инфицированию»  «модой» на снижение рождаемости. Это  консервативные протестанты, которые  придерживаются взглядов Школы естественного  права. Их идеология основана на социальной поддержке больших семей и  престиже высокого уровня рождаемости. Это хороший пример для восстановления российского общества. Эти замкнутые  сообщества, сумевшие идеологически  отгородиться от общепринятой культуры и структуры потребления и  таким образом сохранившие достаточный  уровень воспроизводства своих  популяций, встречаются внутри индустриальных стран. К таковым обычно относятся  религиозные и национальные меньшинства, идеи которых отражаются в учениях  Школы естественного права. Классическим примером идеологического противостояния соблазнам буржуазного потребительства может служить идеология и практика пуритан Северной Америки, которым, по мнению некоторых историков, Соединенные Штаты, собственно, и обязаны своим возникновением и процветанием в виде самостоятельного государства. Поэтому было бы очень полезно знать опыт противостояния анабаптистов модернистской моде низкой рождаемости. Они это делают настолько успешно, что их опыт нуждается в тщательном анализе. Эти анабаптистские группы имеют культурную практику и веру, которые позволяют не воспринимать культурные нормы общества «хозяев». На каждое воздействие со стороны современного общества, способствующее снижению веры в необходимость высокого деторождения, у анабаптистов имеется соответствующая защита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 
 

Информация о работе Школа естественного права