Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:39, контрольная работа
Основные функции прокуратуры. Направления ее деятельности, включая организационные.
Ответ: Конституция Российской Федерации установила, что прокуратура является государственным органом и представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом .
Прокуратура Российской Федерации, как и любой иной государственный орган, имеет и свои функции. Понятие "функция" тесно связано с понятиями "цель", "задача" (от латинского functio - совершение, исполнение). Однако нельзя не подчеркнуть, что это не равнозначные понятия. Понятие "функции" первоначально было разработано в философии и введено в научный оборот немецким философом Г.В. Лейбницем. В философии функция означает отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого.
Теоретический вопрос
Основные функции прокуратуры. Направления ее деятельности, включая организационные.
Ответ: Конституция Российской Федерации установила, что прокуратура является государственным органом и представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом .
Прокуратура Российской Федерации, как и любой иной государственный орган, имеет и свои функции. Понятие "функция" тесно связано с понятиями "цель", "задача" (от латинского functio - совершение, исполнение). Однако нельзя не подчеркнуть, что это не равнозначные понятия. Понятие "функции" первоначально было разработано в философии и введено в научный оборот немецким философом Г.В. Лейбницем. В философии функция означает отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. В юридической науке функции обычно понимаются как направления деятельности государственно-правовых институтов, либо как понятие, характеризующее роль, назначение этих институтов, либо оба понимания функций соединяются в одном и том же определении. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"//"Российский следователь", 2008, N 20
Авторами статьи «Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"» Антоновым И.А. и Горленко В.А. были изучены точки зрения различных исследователей по поводу выделения функций прокуратуры и они пришли к выводу, что в юридической литературе единого понимания в этом вопросе нет.
«Так, В.И. Рохлин и И.И. Сыдорук - пишут данные авторы- выделяют основную надзорную функцию прокуратуры, имеющую две составляющие - надзор за исполнением законов и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также иные функции, выполнение которых возложено на прокуратуру законом.
В.П. Рябцев выделяет пять функций
прокуратуры: надзор за исполнением
законов, уголовное преследование
за совершение преступлений, предварительное
расследование преступлений, участие
в правотворческой
Н.И. Костенко выделяет четыре функции
надзора: исполнение законов, уголовное
преследование, координацию деятельности
правоохранительных органов, участие
в правотворческой
В.Н. Галузо выделяет восемь функций прокуратуры: надзор за исполнением законов, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в рассмотрении дел судами, международное сотрудничество, участие прокуроров в заседаниях органов государственной власти и местного самоуправления, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.
Некоторые авторы выделяют также отрасли и направления прокурорской деятельности. Отдельные ученые вообще не рассматривают функции прокуратуры либо отождествляют их с отраслями надзора ». Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"//"Российский следователь", 2008, N 20
« На наш взгляд, анализируя функции
прокуратуры,- пишут данные авторы -
в том числе в сфере уголовного
судопроизводства, и отвечая на вопрос
о том, какая из них является основной
фактически и какая должна быть таковой,
исходя из сущности и предназначения
этого государственного органа, необходимо
отталкиваться от того, каково место
прокуратуры в государственном
механизме, какова ее роль в современных
условиях развития российской государственности.
При этом важно учитывать, что
понятие "функции" очень близко
с понятием "направления деятельности",
настолько, что отдельными авторами
они рассматриваются как
Выполняя общенадзорную функцию, органы прокуратуры осуществляют надзор в области решения названных выше задач и принимают участие в правотворческой деятельности. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Соответственно, и в сфере уголовного
судопроизводства прокурор выполняет
функции надзора и уголовного
преследования. Прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах своей
компетенции осуществлять от имени
государства уголовное
Следовательно, авторы Антонов И.А., Горленко В.А. выделяют всего две основные функции прокуратуры надзорную (общенадзорную) функцию и функцию уголовного преследования».
Авторы учебного пособия «Прокурорский надзор в Российской Федерации» под ред. Ергашева Е.Р. кроме надзорной функции выделяют следующие:
1) Функцию содействия
2) организационную функцию,
В законе о прокуратуре термина направления деятельности прокуратуры нет, поэтому как и в определении функций прокуратуры разные авторы предлагают различные классификации направлений деятельности прокуратуры.
Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. в своей монографии « Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина» полагают, что можно выделить следующие виды деятельности современной российской прокуратуры:
1) надзор за исполнением законов
федеральными министерствами, государственными
комитетами, службами и иными
федеральными органами
2) надзор за соблюдением прав
и свобод человека и
3) надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
4) надзор за исполнением законов судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов
администрациями органов и
6) уголовное преследование;
7) координация деятельности
8) участие в рассмотрении дел в суде;
9) участие в правотворческой деятельности;
10) международное сотрудничество
с соответствующими органами
других государств и
11) рассмотрение и разрешение
в органах прокуратуры
Таким образом, данные авторы относят к направлениям деятельности прокуратуры ту деятельность, которая указана в п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 07.02.2011)"О прокуратуре Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
Авторы учебного пособия «Прокурорский надзор в Российской Федерации» под ред. Ергашева Е.Р. предлагают свою классификацию направлений деятельности прокуратуры. Они пишут, что в деятельности прокуратуры можно выделить десять направлений:
-Три надзорных (общенадзорное, уголовно- процессуальное и исполнительное);
-Три направления содействия осуществлению правосудия (уголовное, гражданское, арбитражное);
-Четыре организационных (
Уголовное преследование имеет два направления:
- надзорное (надзор за
- ненадзорное, относящееся к
функции содействия
Задачи
Ответ: Произошедшие в последнее время в процессуальном законодательстве изменения во многом приблизили прокурора по его процессуальному положению к другим участвующим в деле лицам. Прокурор является лишь участником процесса с некоторыми отличительными особенностями процессуального характера, хотя это не означает абсолютного равенства прокурора и указанных лиц. Отличия в правовом статусе прокурора могут быть представлены по следующим критериям:
1. Закон дает прокурору право
обратиться в суд с заявлением,
если того требует защита прав
граждан и охраняемых законом
интересов общества и
2. Прокурор вправе и обязан
принимать участие в
3. Прокурор действует от имени
государства и по смыслу ст.
36 Закона о прокуратуре обязан
в установленных законом
4. На выявленные нарушения
5. Прокурор, подавший заявление
в защиту законных интересов
другого лица, в отличии от
самого истца, не является