Прокрорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:39, контрольная работа

Краткое описание

Основные функции прокуратуры. Направления ее деятельности, включая организационные.
Ответ: Конституция Российской Федерации установила, что прокуратура является государственным органом и представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом .
Прокуратура Российской Федерации, как и любой иной государственный орган, имеет и свои функции. Понятие "функция" тесно связано с понятиями "цель", "задача" (от латинского functio - совершение, исполнение). Однако нельзя не подчеркнуть, что это не равнозначные понятия. Понятие "функции" первоначально было разработано в философии и введено в научный оборот немецким философом Г.В. Лейбницем. В философии функция означает отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого.

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 27.64 Кб (Скачать)

 

Теоретический вопрос

Основные функции прокуратуры. Направления ее деятельности, включая организационные.

Ответ: Конституция Российской Федерации установила, что прокуратура является государственным органом и представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом .

Прокуратура Российской Федерации, как  и любой иной государственный  орган, имеет и свои функции. Понятие "функция" тесно связано с  понятиями "цель", "задача" (от латинского functio - совершение, исполнение). Однако нельзя не подчеркнуть, что это не равнозначные понятия. Понятие "функции" первоначально было разработано в философии и введено в научный оборот немецким философом Г.В. Лейбницем. В философии функция означает отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. В юридической науке функции обычно понимаются как направления деятельности государственно-правовых институтов, либо как понятие, характеризующее роль, назначение этих институтов, либо оба понимания функций соединяются в одном и том же определении. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"//"Российский следователь", 2008, N 20

Авторами статьи «Функции прокуратуры  в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции  к сокращению"» Антоновым И.А. и Горленко В.А. были изучены точки  зрения различных исследователей по поводу выделения функций прокуратуры  и они пришли к выводу, что в  юридической литературе единого  понимания в этом вопросе нет.

«Так, В.И. Рохлин и И.И. Сыдорук - пишут данные авторы- выделяют основную надзорную функцию прокуратуры, имеющую две составляющие - надзор за исполнением законов и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также иные функции, выполнение которых возложено на прокуратуру законом.

В.П. Рябцев выделяет пять функций  прокуратуры: надзор за исполнением  законов, уголовное преследование  за совершение преступлений, предварительное  расследование преступлений, участие  в правотворческой деятельности, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Н.И. Костенко выделяет четыре функции  надзора: исполнение законов, уголовное  преследование, координацию деятельности правоохранительных органов, участие  в правотворческой деятельности.

В.Н. Галузо выделяет восемь функций прокуратуры: надзор за исполнением законов, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в рассмотрении дел судами, международное сотрудничество, участие прокуроров в заседаниях органов государственной власти и местного самоуправления, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.

Некоторые авторы выделяют также отрасли  и направления прокурорской деятельности. Отдельные ученые вообще не рассматривают  функции прокуратуры либо отождествляют  их с отраслями надзора ». Антонов  И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры  в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции  к сокращению"//"Российский следователь", 2008, N 20

« На наш взгляд, анализируя функции  прокуратуры,- пишут данные авторы - в том числе в сфере уголовного судопроизводства, и отвечая на вопрос о том, какая из них является основной фактически и какая должна быть таковой, исходя из сущности и предназначения этого государственного органа, необходимо отталкиваться от того, каково место  прокуратуры в государственном  механизме, какова ее роль в современных  условиях развития российской государственности. При этом важно учитывать, что  понятие "функции" очень близко с понятием "направления деятельности", настолько, что отдельными авторами они рассматриваются как тождественные. Однако понятие "функции" является более содержательным и показывает определенную взаимосвязанность направлений  деятельности прокуратуры. На основании  вышеизложенного на сегодняшний  день, исходя из общетеоретического понятия  функций государства, а также  учитывая содержание ныне действующих  законодательных актов (в соответствии с положениями Конституции России Федеральный закон "О прокуратуре  РФ" назвал основной функцией органов  прокуратуры осуществление от имени  Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции России и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура  Российской Федерации выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами (ч. ч. 1, 2 ст. 1)), к функциям прокуратуры  необходимо отнести надзорную (общенадзорную) функцию и функцию уголовного преследования».

Выполняя общенадзорную функцию, органы прокуратуры осуществляют надзор в области решения названных выше задач и принимают участие в правотворческой деятельности. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Соответственно, и в сфере уголовного судопроизводства прокурор выполняет  функции надзора и уголовного преследования. Прокурор является должностным  лицом, уполномоченным в пределах своей  компетенции осуществлять от имени  государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК РФ в ходе судебного производства прокурор поддерживает государственное  обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере  уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"//"Российский следователь", 2008, N 20

Следовательно, авторы Антонов И.А., Горленко В.А. выделяют всего две  основные функции прокуратуры надзорную (общенадзорную) функцию и функцию уголовного преследования».

Авторы учебного пособия «Прокурорский  надзор в Российской Федерации» под  ред. Ергашева Е.Р. кроме надзорной функции выделяют следующие:

1) Функцию содействия прокуратуры  осуществления правосудия, т.е. участие  прокуратуры в рассмотрении дел  судами, а также прокурорского  реагирования на противорещащие закону судебные акты. Прокуратура РФ принимает участие в рассмотрении судами не только большинства уголовных, но и определенной категории гражданских и арбитражных дел.

2) организационную функцию, заключающуюся  в координации деятельности правоохранительных  органов по борьбе с приступностью, участие в правотворчестве, международном сотрудничестве, организационном обеспечении деятельности органов прокуратуры и т.д. Прокурорский надзор в Российской Федерации// Под. Ред. Ергашева Е.Р. Екатеринбург 2010г. С.8.

В законе о прокуратуре термина  направления деятельности прокуратуры  нет, поэтому как и в определении  функций прокуратуры разные авторы предлагают различные классификации  направлений деятельности прокуратуры.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. в своей монографии « Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина» полагают, что можно выделить следующие виды деятельности современной российской прокуратуры:

1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами  управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых  актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля  их должностными лицами, а также  органами управлениям и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

4) надзор за исполнением законов  судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу;

6) уголовное преследование;

7) координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

8) участие в рассмотрении дел  в суде;

9) участие в правотворческой  деятельности;

10) международное сотрудничество  с соответствующими органами  других государств и международными  организациями;

11) рассмотрение и разрешение  в органах прокуратуры заявлений,  жалоб и иных обращений. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

Таким образом, данные авторы относят  к направлениям деятельности прокуратуры  ту деятельность, которая указана  в п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре  Российской Федерации" Федеральный  закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 07.02.2011)"О  прокуратуре Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472

Авторы учебного пособия «Прокурорский  надзор в Российской Федерации» под  ред. Ергашева Е.Р. предлагают свою классификацию направлений деятельности прокуратуры. Они пишут, что в деятельности прокуратуры можно выделить десять направлений:

-Три надзорных (общенадзорное, уголовно- процессуальное и исполнительное);

-Три направления содействия  осуществлению правосудия (уголовное,  гражданское, арбитражное);

-Четыре организационных (координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступлениями, участие органов прокуратуры  в правотворческой деятельности( прокуратура не имеет законодательной  инициативы), международное сотрудничество, организационное обеспечение деятельности). Уголовное преследование, указывают  данные авторы, входит в сферу  деятельности прокуратуры, но  не являются ее отдельной функцией.

Уголовное преследование имеет  два направления:

- надзорное (надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,  надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых  судом мер принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу)

- ненадзорное, относящееся к  функции содействия осуществления  правосудия (поддержания государственного  обвинения в суде) . Прокурорский  надзор в Российской Федерации  // Под. Ред. Ергашева Е.Р. Екатеринбург 2010г. С.9.

 

 Задачи

  1. В районном суде рассматривалось гражданское дело по иску нескольких граждан к ЗАО "Темп" о снятии дисциплинарных взысканий. Слушание дела дважды откладывалось для истребования дополнительных доказательств и допроса в суде вновь представленных свидетелей. В третье судебное заседание явился помощник прокурора, который пояснил, что он уполномочен прокурором района на участие в данном деле. Представитель ответчика возражал против участия прокурора в процессе, так как по делу проведены уже два судебных заседания, и прокурор уже не может вступить в данное дело; с иском в суд обратились граждане, а не прокурор, и данное дело не относится к категории дел, по которым обязательно участие прокурора. На какой стадии и по каким основаниям прокурор может вступить в гражданский процесс, начатый по инициативе других лиц? Каковы полномочия помощника прокурора в гражданском процессе?

Ответ: Произошедшие в последнее время в процессуальном законодательстве изменения во многом приблизили прокурора по его процессуальному положению к другим участвующим в деле лицам. Прокурор является лишь участником процесса с некоторыми отличительными особенностями процессуального характера, хотя это не означает абсолютного равенства прокурора и указанных лиц. Отличия в правовом статусе прокурора могут быть представлены по следующим критериям:

1. Закон дает прокурору право  обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав  граждан и охраняемых законом  интересов общества и государства.

2. Прокурор вправе и обязан  принимать участие в гражданском  процессе только в случаях,  прямо предусмотренных законом. 9 ст. 45 ГПК РФ). Это касается как  подачи заявления самим прокурором, так и вступления его в процесс  для дачи заключения. Отсутствие  указанных обстоятельств исключает  возможность участия прокурора  в гражданском процессе.

3. Прокурор действует от имени  государства и по смыслу ст. 36 Закона о прокуратуре обязан  в установленных законом формах  реагировать на допускаемые в  судебном заседании нарушения  закона, незаконные или необоснованные  решения судов.

4. На выявленные нарушения закона  в гражданском процессе прокурор  реагирует путем принесения представление,  а другие лица, участвующие в  деле.

5. Прокурор, подавший заявление  в защиту законных интересов  другого лица, в отличии от  самого истца, не является субъектом  спорного правоотношения и поэтому  не обладает правом на заключение  мирового соглашения, освобождается  от обязанности по уплате государственной пошлины( ч. 2 ст. 45 ГПК РФ) По смыслу ГПК РФ ему не может быть предъявлен встречный иск.

Информация о работе Прокрорский надзор