Производство по делам о поощрениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Производство по делам о поощрениях является разновидностью административного производства.
Поощрение может быть коллективным и индивидуальным; общим, ведомственным и государственным; моральным, материальным и смешанным. Кроме того, можно говорить о поощрении на федеральном, региональном, местном и локальном уровне.
Производство по делам о поощрениях регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами материального и процессуального характера, в связи с чем его можно отнести к межотраслевым институтам права.

Файлы: 1 файл

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПООЩРЕНИЯХ.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В современный  период развития российского общества, когда в государстве проводятся широкие социально-экономические и политико-правовые преобразования, особую актуальность приобретает проблема правовых поощрений. Широкое использование в государственном управлении диспозитивного метода правового регулирования создает предпосылки активного и творческого использования субъектами права возможностей самостоятельно достигать желаемого правового результата, который в современных условиях может и должен обеспечиваться более широким использованием таких средств, как меры поощрения.

Государственное управление – поле деятельности системы органов исполнительной власти Российской Федерации – это многообразная организующе-властная деятельность, в ходе осуществления которой постоянно присутствует функция применения мер убеждения, в том числе и юридических, предусматриваемых законодательством различных уровней. В процессе своей деятельности органы государственной власти просто обязаны в надлежащих случаях использовать различные средства поощрения граждан, отмечая тем самым их положительные действия.

Поощрение представляет собой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел, например, это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга. Как метод осуществления государственной административной власти поощрение представляет собой систему способов поощрительного административного воздействия. Систематически вступая в отношения с большим числом граждан и организаций, обладая огромными полномочиями, распоряжаясь колоссальными материальными ресурсами, государственная администрация использует разнообразные средства поощрения, отмечая заслуги граждан.

Правовое поощрение  не заменяет и не подменяет государственное  принуждение, а действует наряду с ним. Воздействуя на сознание и  поведение индивидуальных и коллективных субъектов, правовое поощрение развивает правовую активность, одновременно удерживает от противозаконных стремлений, предотвращает удовлетворение собственных интересов неправомерными и даже вредоносными способами и средствами. Наряду с принуждением правовое поощрение является необходимым и естественным средством для нормального функционирования правовой системы общества. Юридические нормы, устанавливающие основную обязанность субъектов, могут подкрепляться правовым поощрением, которое неотделимо связано с выполнением этих основных обязанностей. Оптимальное соотношение правового поощрения и принуждения в законодательстве современной России – важный шаг обеспечения стабильности и устойчивости общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Производство по делам о поощрениях как вид административного производства. Понятие и виды поощрения.

 

 

Административное  производство является частью административного  процесса. Выделяются следующие виды административных производств: по делам  об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, заявлениям, обращениям граждан, производство по делам о поощрениях.

Вообще «институт поощрения является институтом межотраслевого значения»1. Так называемые поощрительные нормы сосредоточены в различных отраслях права (конституционном, трудовом, уголовном, уголовно-исполнительном, административном и т.д.). В каждой отрасли права эти нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений, но, пожалуй, наиболее значимое их влияние проявляется в достижении задач и целей функционирования исполнительной власти.

Виды правовых поощрений устанавливаются законами (федеральными, субъектов Федерации), иными нормативно-правовыми актами. В их числе Трудовой кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Положение о государственных наградах РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1099 от 7 сентября 2010 года. Правительством России учреждены, например, нагрудные знаки «Учитель года», «Почетный таможенник России», Почетная грамота Правительства РФ. Органы федеральной исполнительной власти вправе устанавливать различные премии, звания, нагрудные знаки по согласованию с Геральдическим Советом при Президенте России.

Главы субъектов  Федерации, их законодательные органы устанавливают свои премии, звания и иные меры поощрения. Чаще всего  они используются для награждения граждан, проживающих и работающих на территории субъекта Федерации, действующих там организаций, хотя в ряде случаев они рассчитаны на экстерриториальное применение. Например, в Брянской области в соответствии с Законом Брянской области от 27 ноября 2000 года (редакция от 8 октября 2010 года) № 61-З «О почетных званиях Брянской области и наградах высших органов государственной власти Брянской области» Почетными званиями Брянской области признаются: звание «Почетный гражданин Брянской области», «Город партизанской славы», «Поселок партизанской славы», «Село партизанской славы» и иные почетные звания. Наградами высших органов государственной власти Брянской области признаются: Почетная грамота Брянской области, Почетный знак Брянской области, Почетная грамота Брянской областной Думы, Почетная грамота Губернатора Брянской области, Почетный знак Губернатора Брянской области, юбилейная медаль, памятная медаль, учреждаемые Брянской областной Думой либо Губернатором, премии, почетные дипломы, ценные подарки, благодарности Брянской областной Думы и Губернатора Брянской области.

Поощрение может  быть коллективным и индивидуальным. По распространенности поощрительные средства делятся на «общие (благодарность, премия), ведомственные (нагрудный знак, досрочное присвоение звания) и государственные награды, вопрос о поощрении последними решается Президентом РФ»2. Так, к исключительной компетенции Президента РФ относится награждение государственными наградами, присуждение государственных премий.

По содержанию поощрение бывает моральным, материальным и смешанным. Самые распространенные материальные поощрения – премии и ценные подарки. Премий существует огромное множество (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные). А ценным подарком может быть почти любая вещь, имеющая ценность. Кроме того, в вузах и в иных учебных заведениях студентам, учащимся назначаются (повышаются) стипендии, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие-офицеры награждаются именным оружием и т.д.

Очень широко на практике используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, награждение грамотой. К военнослужащим, работникам органов  внутренних дел, кроме того, применяются  такие средства морального поощрения, как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, занесение в Книгу почета, награждение нагрудным знаком, награждение личной фотографией служащего, снятого у развернутого Знамени части (органа внутренних дел).

Кроме того, меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. К таким относится, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального, такая мера имеет и материальный эффект – увеличение размера получаемого оклада. Смешанный характер имеют также именные студенческие стипендии, награды победителям конкурсов, олимпиад.

Отдельным видом  смешанных средств поощрения  являются статутные. Их основная особенность в том, что «они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь и влекут долговременные моральные и материальные последствия, получение различных льгот»3. Это, например, присвоение звания Героя, заслуженного артиста, почетного гражданина города, лауреата Государственной премии и т.п.

Кроме того, меры поощрения можно классифицировать на основании правового статуса субъекта, их применяющего. Так, можно говорить о поощрении на федеральном, региональном, местном и локальном уровне.

На федеральном  уровне поощрение производится: Президентом РФ; Правительством РФ; центральными органами исполнительной власти специальной компетенции РФ; иными центральными органами РФ (Центральным банком, Прокуратурой, Центральной избирательной комиссией).

На региональном уровне награды присваивают: главы исполнительной власти субъектов РФ; правительства субъектов РФ; министерства и другие центральные органы субъектов РФ.

На местном  уровне поощряют руководители государственных  районных городских, муниципальных  органов (начальники ОВД, налоговых  инспекций, военные комиссары и др.).

На локальном  уровне поощрительную деятельность осуществляют администрации публичных  организаций (командиры строевых подразделений, директора школ, библиотек, главные  врачи и т.д.).

Как уже отмечалось, поощрение, как правило, производится по усмотрению администрации, которая вправе поощрять либо возбуждать дела о поощрении, но не обязана это делать. Но в ряде случаев у граждан и организаций есть право на поощрение. Соответственно, «можно говорить о поощрении по усмотрению и обязательном поощрении, которое должно производиться при наличии установленных правом условий»4. Примерами последнего могут быть: призы, награды, льготы, которые заранее были обещаны победителям конкурсов, соревнований, олимпиад; вознаграждения за открытие месторождений полезных ископаемых; медали выпускникам школ, дипломы с отличием выпускникам вузов; денежные вознаграждения тем, кто помог в раскрытии определенных правонарушений.

 

 

  1. Законодательное регулирование производства по делам о поощрениях

 

 

Производство по делам о поощрениях регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами материального и процессуального характера. К их числу, помимо Трудового кодекса РФ (в статье 191 которого предусмотрены меры поощрения в отношении работников), Уголовно-исполнительного кодекса РФ (которым регламентированы меры поощрения, применяемые к осужденным), относятся: указы Президента РФ: от 2 марта 1994 года № 442 (в редакции от 7 сентября 2010 года) «О государственных наградах РФ»; Указ Президента РФ от 21 июня 2006 года № 785 (в редакции от 19 июля 2010 года) «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» (вместе с «Положением о Государственной премии РФ в области науки и технологий и Государственной премии РФ в области литературы и искусства»); от 30 декабря 1995 года (в редакции от 7 сентября 2010 года) № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудных знаков к почетным званиям РФ»; от 1 июля 1998 года № 757 (в редакции от 7 сентября 2010 года) «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного»; от 9 мая 1999 года № 574 (в редакции от 7 сентября 2010 года) «Об учреждении медали Пушкина»; распоряжение Президента РФ от 3 апреля 1997 года № 96-рп (в редакции от 12 января 2010 года), которым была утверждена «Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям РФ»; постановления Правительства РФ: от 26 августа 2004 года № 439 (в редакции от 26 июля 2010 года) «О Премиях Правительства РФ в области науки и техники»; от 31 января 2009 года № 73 (в редакции от 7 декабря 2011 года) «О Почетной грамоте Правительства РФ и благодарности Правительства РФ» (вместе с «Положением о Почетной грамоте Правительства РФ и благодарности Правительства РФ»); от 24 февраля 1999 года № 206 (в редакции от 10 мая 2006 года) «Об утверждении Положения о премиях Правительства РФ в области качества»; от 31 декабря 1999 года № 1445 (в редакции 17 октября 2009 года) «Об учреждении премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства РФ».

В целях совершенствования государственной наградной системы РФ 7 сентября 2010 года издан Указ Президента РФ № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», которым утверждены: Положение о государственных наградах РФ; Статуты орденов РФ, положения о знаках отличия РФ, медалях РФ, почетных званиях РФ, описания названных государственных наград РФ и нагрудных знаков к почетным званиям РФ; формы наградного листа для представления к награждению государственными наградами РФ.

В необходимых  случаях федеральные министерства принимают нормативные правовые акты, регулирующие порядок награждения  определенных категорий российских граждан – например, Приказ Минобрнауки РФ от 25 февраля 2010 года № 140 «Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении».

Центральное место  среди названных нормативных  правовых актов, регулирующих производство по делам о поощрениях, несомненно, занимает Положение о государственных наградах РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1099 от 7 сентября 2010 года, которым достаточно полно регулируется разновидность поощрительного – наградное производство. Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

 

 

  1. Стадии и виды поощрительного производства

 

 

Поощрительное производство состоит из четырех  стадий: «возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; исполнение поощрения»5.

Возбуждение ходатайства о поощрении. Если имеются основания для поощрения гражданина, то руководители государственных органов, иные должностные лица имеют право возбуждать ходатайства о применении к нему мер поощрения. Порядок возбуждения ходатайства о поощрении (награждении государственными наградами) государственных служащих, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, прокурорских работников и иных лиц определяется соответствующими федеральными органами государственной власти. Как правило, ходатайство о поощрении следует согласовывать с уполномоченными должностными лицами (процедура согласования устанавливается в каждом конкретном случае в соответствующих нормативно-правовых актах). Ходатайство о поощрении оформляется в качестве представления, в котором содержится обоснование целесообразности поощрения (награждения) государственного служащего.

Информация о работе Производство по делам о поощрениях