Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа
Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.
Введение……………………………………………………..2
Инвестиционный механизм……………………………….3
Проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций…………………………………………………5
Заключение………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………….14
Политическая и экономическая неопределенность заставляет национальных экономических субъектов прибегать к «страхованию» своих капиталов, одной из форм которого является их вывоз за рубеж. По разным оценкам за последние годы из России легально и нелегально вывезено в западные страны от 100 млрд. до 300 млрд. долл.
Таким образом, решение проблемы инвестиционной недостаточности российской экономики за счет прямых иностранных инвестиций тесно связано с масштабами не только притока, но и оттока капитала. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Это усиливает инвестиционный голод в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Региональное распределение иностранных инвестиций свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране не одинаков и имеет значительные межрегиональные различия. Из 89 субъектов федерации, иностранные инвестиции размещаются преимущественно в десяти. Причина такой избирательности объясняется политической стабильностью и развитой инфраструктурой выбранных регионов, а также наличием сырьевых ресурсов и высокой плотностью предприятий топливно-энергетического комплекса.
В 2004 году по объемам иностранных инвестиций российские экономические регионы разместились следующим образом:
Центральный федеральный округ: 19277 млн. долларов (47,6%), из которых 20,9% ‑ прямые инвестиции, 78,2% ‑ прочие и 0,9% ‑ портфельные.
Уральский федеральный округ: 7033 млн. долларов (17,4%), из которых 13,4% ‑ прямые инвестиции, 86,5% ‑ прочие.
Дальневосточный федеральный округ: 5072 млн. долларов (12,5%), из которых 67,0% ‑ прямые инвестиции, 33,0% ‑ прочие.
Сибирский федеральный округ: 3154 млн. долларов (7,8%), из которых 3,6% ‑ прямые инвестиции, 96,0% ‑ прочие и 0,4% ‑ портфельные.
Северо-западный федеральный округ: 2869 млн. долларов (7,1%), из которых 13,2% ‑ прямые инвестиции, 85,6 % ‑ прочие и 1,2% ‑ портфельные.
Приволжский федеральный округ: 2415 млн. долларов (5,9%), из которых 17,5% ‑ прямые инвестиции, 78,7% ‑ прочие и 3,8% ‑ портфельные.
Южный федеральный округ: 689 млн. долларов (1,7%), из которых 18,7% ‑ прямые инвестиции, 78,0 % ‑ прочие и 3,3% ‑ портфельные.
В странах мирового сообщества имеется ряд аналитических компаний, которые на основе анализа финансового состояния и платежеспособности эмитента оценивают качество долговых ценных бумаг и привилегированных акций, и в соответствии с этим относят выпущенные различными эмитентами ценные бумаги к тому или иному классу. Наиболее известны Moody's, Standard & Poor's и Fitch.
Рейтинги международных агентств, начиная с 1999 года, показывают явно благосклонное отношение крупнейших международных инвесторов к России. Например, по данным журнала «Euromoney», Россия переместилась в национальном рейтинге со 133 места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004 года. Россия находится на пятом месте по инвестиционной привлекательности среди республик бывшего СССР. После того, как агентство Moody's объявило о повышении кредитного рейтинга России, спрос на ее долговые обязательства значительно вырос. Следом, в 2004г., положительно оценили инвестиционные возможности России рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch.
Недостаток прямых иностранных инвестиций в экономике России отражает слабость политики привлечения ПИИ в экономику страны. Это связано с отсутствием четкой государственной политики в определении инвестиционных приоритетов, инвесторы сами определяют сферы приложения своих капиталов, руководствуясь предполагаемой нормой прибыли. Иностранные компании, осуществляющие деятельность в России, в первую очередь заинтересованы в реализации собственной продукции и услуг российским потребителям и имеют низкую долю экспорта в продажах.
Формирование структуры иностранных инвестиций, обеспечивающей решения задач экономического развития России, требует дальнейшего улучшения инвестиционного климата России и совершенствования механизмов государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций. Для этого необходимо:
улучшение институциональной структуры управления иностранным капиталом (организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, выработка четкой государственной инвестиционной политики в отношении ПИИ);
интенсификация участия национальной экономики в международном регулировании ПИИ (участие в двухсторонних и многосторонних международных конвенциях);
использование специфических стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций;
развитие политики привлечения иностранных инвестиций в регионах, включая вопросы разграничения полномочий между федеральными и местными властями.
В РФ в последнее время происходят существенные изменения в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.
Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:
поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;
поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;
заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.
Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина, потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12 млрд. долларов в год.
Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, наличия очагов военных конфликтов.
Список использованной литературы
1.Гришаников Д., Быков П. Инвестиции в имидж страны // Эксперт №11, 22.03.2004
2. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский экономический журнал, 2003
3. Кралин П.В. Инвестиционный климат России// Иностранный
капитал в России. 2004
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций