Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа
Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.
Введение……………………………………………………..2
Инвестиционный механизм……………………………….3
Проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций…………………………………………………5
Заключение………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………….14
1
Содержание
Введение……………………………………………………..
Инвестиционный механизм……………………………….3
Проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций…………………………………………………5
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………….14
В связи с продолжающейся нестабильностью в экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества.
Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.
Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Инвестиционный механизм
Инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).
даже превышает их отток.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.
В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.
1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
1. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций
Отношение к иностранным инвестициям в России неоднозначно.
Аргумент противников иностранных инвестиций заключается в утверждении, что иностранные инвесторы на инвестиционном рынке России в основном преследуют чисто спекулятивные цели, т.е. стремятся получить значительную курсовую прибыль от покупки и продажи российских ценных бумаг с последующим трансфертом за границу. В определенной мере этот аргумент обоснован. Россия является развивающимся, а не стабильным рынком со всеми сопутствующими рисками.
Мобилизация потенциальных инвестиционных ресурсов использование их для оживления реального сектора экономики в национальной экономике — актуальная и первоочередная задача национальной экономики всего реформенного периода.
Возможны два стратегических варианта решения проблемы масштабного инвестирования в реальный сектор российской экономики. Первый подход связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй – на частный капитал, как российский, так и иностранный. Рассмотрим возможности российских и иностранных инвесторов.
Сегодня собственные средства предприятий являются основным, но не достаточным источником инвестиций в основной капитал.
Основным источником для реконструкции и технического перевооружения экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе (в связи с наличием большого резервного фонда) могли бы стать бюджетные инвестиции. Но значительные объемы этих средств направлены на обслуживание внешнего государственного долга.
Коммерческие банки России обладают потенциальными инвестиционными возможностями. Но изменение роли банковского сектора на рынке инвестиций может произойти лишь в долгосрочной перспективе.
Портфельные инвестиции российских коммерческих организаций, как форма размещения их свободных средств, присутствует в инвестиционном процессе незначительно.
Использование сбережений населения – серьезный источник инвестиционных ресурсов. Обширный мировой опыт показывает, что коллективные инвестиции, и, прежде всего инвестиционные фонды, успешно сочетают в себе такие качества, как высокая доходность, надежность и ликвидность. По оценкам специалистов на сегодняшний день на руках у российского населения находится сумма, эквивалентная 30 млрд. долл. Социологические опросы показывают, что граждане готовы инвестировать в паевые фонды по крайне мере 10% от этой суммы.
Внешнее финансирование экономики России в основном осуществляется за счет прочих инвестиций. Кредиты международных финансовых организаций и правительств зарубежных стран в перспективе могут рассматриваться как весомый источник инвестиций при условии использования средств для финансирования конкретных высокорентабельных инвестиционных проектов, а не текущих потребностей.
Портфельные иностранные инвестиции составляют небольшую долю в структуре иностранных инвестиций. В ближайшей перспективе нет оснований рассчитывать на их приток.
Прямые иностранные инвестиции являются важным источником развития экономики России. На данный момент это достаточно устойчивые вложения по сравнению с другими видами иностранных инвестиций.
В целом, в ближайшие годы иностранные инвестиции можно рассматривать дополнительным, а не основным источником модернизации реального сектора российской экономики. Привлечение иностранных инвестиций обусловлено возможностью дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов и получением доступа к новейшим технологиям и технике, передовым методам организации производства путем вложения иностранного капитала в инновационные проекты.
Решение проблемы привлечения иностранных инвестиций зависит от ряда факторов, которые в совокупности составляют сущность понятия «инвестиционная привлекательность».
Теоретически инвестиционная привлекательность — это ожидаемое соотношение доходности и риска инвестиций в данной стране по сравнению с другими государствами.
Рейтинг инвестиционной привлекательности страны включает следующие понятия: инвестиционный климат; инвестиционный потенциал; инвестиционные риски.
Инвестиционный климат характеризуется: оптимальной законодательной базой для инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; реальной защитой инвестиций и инвесторов; информационной поддержкой проектов и инвесторов; выставочной и презентационной деятельностью.
Инвестиционный потенциал определяется: уровнем ВВП; сбалансированностью государственного бюджета; состоянием финансовой системы; уровнем доходов и потребления на душу населения.
Россия имеет ряд важных специфических преимуществ для привлечения иностранных инвестиций:
огромный потребительский рынок в 150 млн.человек, потребности которых по многим видам товаров и услуг удовлетворены пока минимально и в основном за счет импорта;
значительный потенциал российской промышленности по производству как первичной продукции (топливно-энергетический и металлургический комплексы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), так и продукция высоких технологий, производимая, прежде всего, предприятиями, ранее входившими в оборонный комплекс;
наличие сравнительно дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы;
высокий научный потенциал и уровень образования населения;
обеспеченность страны природными ресурсами.
Существуют факторы, осложняющие приток иностранных инвестиций в Россию:
специфика экономической географии России, для которой характерны большие размеры территории, недостаточная интеграция региональных рынков, неравномерно развитая транспортная сеть, удаленность большинства предприятий конечной продукции от источников сырья;
наличие естественных монополий в энергетике, на транспорте, в области связи, где цены и тарифы не в полной мере отвечают требованиям эффективности экономики в целом;
наличие довольно большого числа административно-правовых барьеров для входа инвесторов на российские рынки;
отсутствие целостных концепций экономического развития, расширения и создания новых производств в условиях открытой рыночной экономики;
осуществление инвестиционной деятельности вне связи с другими экономическими процессами;
значительная региональная дифференциация, усилившаяся в период осуществления экономических реформ в России.
Инвестиционные риски включают страновые и коммерческие.
Любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических или военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках, называется страновым риском.
Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идет об убытках иностранного капитала или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором – об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности.
Страновые риски можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.
политическая стабильность страны оценивается по уровню устойчивости функционирующей политической системы, способности власти и политической элиты страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в рамках, обеспечивающих соблюдение конституции и правопорядка.
Определяющим в системе инвестиционной привлекательности является такой фактор, как способность государства обеспечить реальную защиту прав инвесторов. Под защитой прав инвесторов в международной практике обычно подразумеваются сложившаяся объективная судебная практика и наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате экспроприации или конфискации без выплаты владельцу разумной компенсации, изменение базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новых законов или подзаконных актов властями любого уровня.
Страновые риски осуществления прямых иностранных инвестиций принято делить на микро- и макроэкономические.
Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды: наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией и т.д.
К макроэкономическим страновым рискам можно отнести:
валютный риск;
процентный риск;
риск инфляции;
риск неконвертируемости;
риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений;
трансфертный риск;
мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга;
риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.
Случай моратория вкупе с пересмотром условий погашения долга имел место при отсрочке Россией в 1998г. выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.
Макроэкономическая стабильность оценивается по основным тенденциям и показателям в развитии экономики, таким, как динамика ВВП, промышленного производства и сельского хозяйства, инфляция, результаты проводимой финансовой и бюджетной политики. Особое внимание уделяется не просто развитию макроэкономических процессов, а реальным возможностям властей сохранять контроль за их развитием, прогнозируя и устраняя возникающие угрозы макроэкономической стабильности.
Несмотря на то, что российский рынок остается привлекательным для иностранных инвесторов в силу своих масштабов, слабой освоенности, неограниченных сырьевых ресурсов, дисбаланс в отраслевой, страновой и региональной структуре сохраняется, что объясняется повышенным инвестиционным риском России по сравнению с другими странами мира, выражающимся в ряде негативных обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся сохраняющаяся политическая и экономическая нестабильность, правовая нестабильность и противоречивость нормативных актов, затрудняющие разработку бизнес-планов и расчет ожидаемой нормы прибыли; слабая рыночная инфраструктура; низкий уровень личной безопасности инвесторов. Жесткая налоговая политика также не стимулирует инвестиционную деятельность.
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций