Принципы административной деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

Административная деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России юридического профиля. В курсе изучаются содержание и особенности управления внутренними делами государства, сущность общественного порядка и общественной безопасности в сфере важнейших объектов управления внутренних дел, содержание и принципы административной деятельности органов внутренних дел, её задачи, организация, направления деятельности, субъекты, формы и методы осуществления административной деятельности, а также складывающиеся в её сфере общественные отношения и регулирующие эту деятельность нормы административного права.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел
2. Принципы административной деятельности органов внутренних дел
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

административ.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

     Сказанное ни в коей мере не дает оснований  для утверждения, что все отношения, участниками которых являются органы внутренних дел, строятся по принципу «власть-подчинение». Профилактический характер внешней административной деятельности органов и их сотрудников обусловливает необходимость в целях достижения наибольшего результата вступления в отношения, характеризующиеся равенством сторон, сотрудничеством. Таковы отношения милиции с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка, общественными пунктами охраны порядка, администрацией предприятий, учреждений, организаций и представителями общественности по вопросам проведения разнообразных мероприятий профилактического характера. В качестве примера можно привести отношения между Министерством внутренних дел России, Верховным Судом России, Прокуратурой России, Министерством юстиции России по координации усилий в борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

     В целях более полной характеристики административной деятельности отдельных  аппаратов, служб органов внутренних дел следует иметь в виду, что  каждая из них наряду с общими имеет  свои конкретные задачи, охватывающие определенную сторону охраны общественного  порядка. Например, конкретные задачи Милиции определены в специальном  законе. Выполнение конкретных задач  осуществляется в специфических  формах: например, обеспечение порядка на улицах, в парках и т.п. достигается Путем несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции И патрулирования членов добровольных народных дружин. Возникающие в процессе выполнения этих задач отношения регулируются соответствующим законодательством.

     Таким образом, специфика общественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направлении административной деятельности, обусловливает, с одной  стороны, наличие специальных правовых актов, с другой - особые формы действий в ходе внедрения этих актов в  жизнь.

     Решение однородных задач административно-правовыми  средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности.

     Форма административной деятельности органов  внутренних дел - это организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях  практического осуществления стоящих  перед ними задач. Следовательно, форма  есть объективированное выражение  сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые  осуществляют административную деятельность. При этом форма, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с  тем конкретные пути ее осуществления.

     Различают правовые формы, когда совершаемые  в них действия влекут юридические  последствия, и неправовые, не вызывающие непосредственно правовых последствий. К последним относятся формы  выражения организационных и  материально-технических действий по управлению. Поскольку, однако, указанные  действия совершаются в соответствии с законом, а формы выражения  действий закрепляются в правилах и  положениях в виде общих принципов  деятельности, то они также должны соответствовать целям и задачам  административной деятельности.

     Административная  деятельность органов внутренних дел  осуществляется в следующих формах: правотворческая (правоустановительная); правоприменительная, которая в  свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную;

     проведение  организационных мероприятий; совершение материально-технических действий, операций.

     Примером  правотворческой формы деятельности является издание уставов, положений, инструкций МВД России. Примером правоприменительной  формы деятельности может служить  издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность  того или иного работника (регулятивная форма правоприменительной деятельности) или постановление начальника горрайоргана внутренних дел о наложении штрафа на правонарушителя (правоохранительная форма правоприменительной деятельности).

     К организационной форме деятельности относятся: совещания, консультации, инструктирование, обмен опытом, проведение профилактических бесед, изучение и оценка обстановки, обучение и др.

     Материально-техническая  форма деятельности, являясь необходимой  предпосылкой для правотворческой, правоприменительной и организационной  деятельности, выражается в подготовке и обработке информационных материалов, справок, отчетов, обзоров, осуществлении  учетно-статистической работы, делопроизводства. 

     2. Принципы административной  деятельности органов  внутренних дел 

     Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они  руководствуются в административной деятельности. Принципы отражают объективность  закономерностей общественного  развития, характерные черты практики социального управления вообще и административной деятельности органов внутренних дел в частности.

     Содержание  принципов объективно выражает сущность административной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными  в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должна строиться и  осуществляться административная деятельность. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к  исполнению и соблюдению,

     Вместе  с тем некоторые идеи-принципы, оказывающие регулирующее воздействие  на административную деятельность, не находят своего закрепления в  законодательстве в виде соответствующих  формулировок, следовательно, не являются правовыми и специфическими для  административной деятельности органов  внутренних дел. К таким идеям-принципам  относятся, скажем, гуманизм, социальная справедливость и др. Это — социальные принципы, носящие мировоззренческий  характер. Однако идеи социальной справедливости, гуманизма и другие принципы должны пронизывать всю деятельность органов  внутренних дел.

     Охрана  жизни, прав, свобод и законных интересов  граждан, интересов общества и другие гуманитарные цели административной деятельности органов внутренних дел (милиции) могут  быть достигнуты только на основе социальной справедливости, принципа гуманизма  и других принципов, при наличии  у граждан права на защиту, при  наличии презумпции невиновности и  иных нравственно-руководящих идей.

     Цели (задачи) не только предопределяют характер административной деятельности и систему  ее принципов, "Но и сами соизмеряются с принципами. Цели - это то, на что  направлена административная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие  на формы, методы, структуру, кадры, процесс  деятельности. В принципах находят  свое выражение основные, требования, предъявляемые к построению и  организации служб и подразделений и способам осуществления ими функций органов внутренних дел, относящихся к сфере административной деятельности, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами административной деятельности.

     Принципы  административной деятельности органов  внутренних дел представляют собой  результат отражения объективно действующих закономерностей, присущих им общих черт, которые становятся общим началом административной деятельности органов внутренних дел  в целом. Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако выработка  людьми принципов не означает, что  они носят чисто субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов  развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

     Итак, принципы образуют основу административной деятельности. Из основы выводятся  все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности — такова и ее сущность,

     Классификация принципов. Принципы административной деятельности органов внутренних дел  образуют систему, в которой они  так или иначе связаны и  взаимообусловлены. Ввиду этого  эффективность административной деятельности достигается последовательным применением  всей системы принципов и каждого  из них в отдельности. Вместе с  тем выделение того или иного  принципа из системы дает возможность  конкретно определить роль каждого  принципа, что - облегчает их практическое применение.

     В системе принципов административной деятельности органов внутренних дел  выделяются социально-правовые и организационные  принципы.

     К социально-правовым относятся те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в административной деятельности независимо от уровня и  места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим административную деятельность. Важная роль социально-правовых принципов обусловлена тем, что они являются основополагающими социальными (моральными, юридическими) правилами административной деятельности органов внутренних дел.

     К организационным относятся принципы, на основе которых строится, организуется административная деятельность органов  внутренних дел. Этими принципами руководствуются  при создании аппаратов, служб, органов, подразделений и других организационных  структур, осуществляющих административную деятельность. Применение указанных  принципов позволяет избрать  наиболее оптимальные варианты структуры  и функционирования органов, рационально  распределить компетенцию между  субъектами деятельности, устранить  параллелизм и дублирование в  реализации функций административной деятельности.

     Социально-правовые принципы. К социально-правовым принципам  относятся: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку  и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональной тайны.

     Гуманизм. По своей сути деятельность органов  внутренних дел (милиции) и ее работников носит гуманный характер, так как  она направлена на защиту человека как личности от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных  условий для трудовой деятельности, спокойствия и отдыха людей.

     Органы  внутренних дел, милиция и ее работники  в процессе административной деятельности принимают меры к охране жизни, здоровья и имущества граждан, если им угрожает опасность, от противоправных посягательств, стихийных бедствий или других чрезвычайных событий. Они оказывают первую помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также  находящимся в беспомощном состоянии  в общественных местах; ведут розыск лиц, пропавших без вести и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

     При авариях, пожарах, катастрофах, стихийных  бедствиях и других чрезвычайных событиях органы внутренних дел принимают  меры по ликвидации их последствий, спасению людей, оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывают  содействие органам здравоохранения  в проведении карантинных мероприятий  при эпидемиях, Союзу Обществ  Красного Креста и Красного Полумесяца - в установлении местонахождения  иностранных граждан и лиц  без гражданства, а также в  розыске лиц, потерявших связь с  родственниками, и др.

     В осуществлении административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел  проявлением гуманизма является обеспечение привлекаемому к  ответственности права на защиту; при рассмотрении дела о правонарушении и применении к виновному мер  пресечения и взыскания учитываются: его личность, возраст, состояние  здоровья, семейное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность за правонарушение, наличие у нарушителя несовершеннолетних детей, оставшихся без присмотра, а  равно имущества или жилища, оставшегося  без присмотра, и другие обстоятельства.

     Совершение  работником оскорбительных, антигуманных или унижающих честь и достоинство  граждан действий недопустимо.

     Социальная  справедливость. Как принцип деятельности она проявляется в том, что  любой гражданин имеет равное право на обращение в органы внутренних дел (милицию) за защитой от посягательств  на его жизнь, здоровье, на защиту от противоправных деяний, посягающих на права, свободы и законные интересы граждан. Этому праву корреспондирует  обязанность органов рассмотреть  обращение гражданина и принять  по нему необходимые меры.

     Рассматриваемый принцип требует обеспечения  правильного применения правовых норм, чтобы, например, каждый, совершивший  правонарушение, был привлечен к справедливой ответственности, чтобы было соответствие между противоправным деянием и наказанием (взысканием), чтобы ни один невиновный не был привлечен к ответственности и подвергнут наказанию или взысканию. И, наоборот, будет справедливым, когда ни один правонарушитель не избежит ответственности. Справедливыми должны быть все действия органов внутренних дел и их работников.

Информация о работе Принципы административной деятельности органов внутренних дел