Предмет и метод административного права, общетеоретическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

Административное право - отрасль правовой системы РФ, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Такие общественные отношения и составляют предмет административного права.
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения

Оглавление

Задание 1 …………………………………………………………………...
3
Задание 2. …………….…………………………………………………….
16
Задание 3. ………………..…………………………………………………
17
Список использованной литературы………………………..…………….
18

Файлы: 1 файл

Административное.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание.

Субъектами административного правоотношения являются его участники, то есть те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них методами.

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Одной из сторон отношений  является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера;

2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой;

3. Многие органы исполнительной  власти и их должностные лица  обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства;

4. Административно-правовые  отношения могут возникать по  инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно;

5. Споры, возникающие между  участниками административно-правовых  отношений разрешаются в большинстве  случаев в административном (несудебном) порядке;

6. В случае нарушения  одной из сторон нормативных  требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Различают следующие виды административно - правовых отношений:

1. По субъектам можно разделить на отношения между:

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные. Например, между главой администрации области и района;

б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации;

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Министерством труда и социального развития РФ и ВЮТ;

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль;

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, глава администрации области и глава администрации города;

е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами;

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.

Таким образом, по характеру субъектов отношения делят на: правоотношения между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (внутриаппаратные) и правоотношения между этими субъектами и общественными организациями и гражданами (внеаппаратные).6

2. В зависимости от целей возникновения:

а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.;

б) внешние – отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

3. По конкретному содержанию:

а) материальные (имущественного характера), которые регулируются материальными нормами административного права;

б) процессуальные (неимущественного характера), связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Автор Солдатов А.П. выделяет классификацию по способу защиты – на защищаемые в административном и судебном порядке.

Наибольший интерес в административном праве представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим признаком выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения7.

Под вертикальными понимаются обычные властеотношения между субъектом и объектом управления. Они наиболее характерны для административного права.

Горизонтальным правоотношениям свойственны следующие три признака:

а) они могут осуществляться только между субъектами управления;

б) эти субъекты управления равностатусные;

в) субъекты управления в этих отношениях не наделены по отношению друг к другу государственно-властными полномочиями.

Из указанных признаков видно, что горизонтальные административно-правовые отношения подразумевают равенство сторон, что вообще не характерно для административно-правовых отношений.

В. А. Юсупов, классифицируя административно-правовые отношения по их организационной направленности, предлагает три их вида:

  • организационно-структурные (внутриорганизационные);
  • организационно-функциональные (внешние);
  • административно-деликтные (по поводу ответственности за невыполнение требований норм административного права).

Анализирую литературу, можно сделать вывод, что единого подхода к классификации административно-правовых отношений не выработано. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, то есть, складывающиеся в сфере государственного управления.

Естественно, что в этих правоотношениях стороны выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

 

Понятие и виды источников административного права

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм.

Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся: законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы); постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации; акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации.

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I.   Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов:

1.Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РСФСР (Конституция РФ; федеральные конституционные законы (О Правительстве РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ и др.); федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.); декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания РФ);

2. Законодательные акты субъектов Федерации (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации).

II. Акты Президента РФ (указы и распоряжения).

III. Акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам:

1. Административные акты федеральных органов и организаций (постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и др; акты Банка России);

2. Административные акты субъектов Федерации (указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации; приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве); приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации).

IV. Акты муниципальных органов.

Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. Публичные договоры: международные договоры; федеративные договоры (уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами8); административные договоры; нормативные общефедеральные являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия.

VII. Административные обыкновения  в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

Таким образом, все источники российского административного права можно разделить на два типа в зависимости от того, кто их принял:

1) акты российских органов публичной власти;

2) акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти9.

 

Задание 2.

Назначение Председателя Правительства осуществляется:

а) Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ;

б) Государственной Думы РФ из числа кандидатур, предложенных президентом РФ;

в) Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации.

Согласно ст.111 Конституции РФ «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы».

Правильным ответом на предложенный тест является ответ «а».

 

Задание 3

Граждане республики Беларусь Антонюк и Бульбаш были задержаны участковым уполномоченным Ленинского УВД при проверке соблюдения паспортного режима. Оказалось, что они уже на протяжении двух месяцев проживают у своего знакомого Васильева без оформления пребывания по данному адресу. Участковый составил протокол в отношении данных лиц по ст. 18.8 КоАП РФ и предупредил о возможности административного выдворения.

Законны ли действия должностного лица?

 

Граждане Республики Беларусь имеют право на безвизовый въезд в Россию согласно Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (г.Минск 30 ноября 2000г.). Согласно п.1 ст.5 Федерального Закона №115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - «Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Так как по условию задачи граждане Республики Беларусь находились на территории РФ в течении двух месяцев (60дней), следует считать действия уполномоченного Ленинского УВД не законными.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / СПС Консультант  Плюс
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. от 13.07.2015) / СПС Консультант Плюс

  1. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан. г.Минск 30 ноября 2000г. (с изм. от 24.03.2005г).

Информация о работе Предмет и метод административного права, общетеоретическая характеристика