Предмет и метод административного права, общетеоретическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

Административное право - отрасль правовой системы РФ, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Такие общественные отношения и составляют предмет административного права.
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения

Оглавление

Задание 1 …………………………………………………………………...
3
Задание 2. …………….…………………………………………………….
16
Задание 3. ………………..…………………………………………………
17
Список использованной литературы………………………..…………….
18

Файлы: 1 файл

Административное.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Задание 1 …………………………………………………………………...

3

Задание 2. …………….…………………………………………………….

16

Задание 3. ………………..…………………………………………………

17

Список использованной литературы………………………..…………….

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант  1

1. Предмет и метод административного права, общетеоретическая

характеристика

 

Административное право - отрасль правовой системы РФ, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Такие общественные отношения и составляют предмет административного права.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, то есть государственных интересов в различных сферах общественной жизни.

В юридической литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».1

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти2.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».

Таким образом, можно предложить такое определение предмета административного права: это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.

Метод административного права - это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Считается, что в административном праве используются три юридических возможности, первые две из которых, представляют собой «императивный», а третья – «диспозитивный» метод административного права:

1. Предписание - возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

2. Запрет - возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению3.

Для административного права характерен метод распоряжения (повеления). Нормы в виде распоряжений выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих общественных отношений к определенному виду действий или к определенному виду правомерного поведения. Такой метод используют, как правило, представители органов исполнительной власти, в частности представители правоохранительных органов.

В административном праве существуют и другие методы правового регулирования - метод рекомендаций, метод согласования, метод равенства и т.д.

 

Характерные черты и принципы исполнительной власти

 

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права4.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены: Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц (представителям Президента РФ в федеральных округах).

Основными функциями исполнительной власти являются:

  1. Подзаконодательное регулирование;
  2. Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  3. Административное правоприменение;
  4. Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  5. Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  6. Охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  7. Информационное обеспечение органов государственной власти5.

Исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

  1. издание правовых актов управления;
  2. использование распорядительных и контрольных полномочий;
  3. заключение административных договоров;
  4. проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает: органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.); корпус государственных служащих; юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Можно выделить основные черты исполнительной власти:

1. Исполнительная власть представляет  собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;

2. Функции исполнительной власти  связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

3. Исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

4. Исполнительная власть носит  исполнительно-распорядительный характер, т.е. выполняет функцию правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это самая характерная черта исполнительной власти;

5. Исполнительная власть осуществляется  на началах федерализма, т. е. проводится  разграничение полномочий между  федеральными исполнительными органами и органами субъектов федерации;

6. Исполнительная власть преимущественно осуществляется определенными органами (должностными лицами) и имеет четкую систематизированную структуру;

7. Осуществляется подзаконно и подконтрольно;

8. Исполнительная власть осуществляет  свои функции в различных сферах жизни общества (хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

Основными принципами исполнительной власти являются:

1. Принцип народовластия – народ  осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть;

2. Принцип верховенства закона (ст. 15 ч. 2 Конституции РФ). Этот принцип означает, что все издаваемые административно - правовые акты, все действия субъектов государственного управления, должны соответствовать закону и в первую очередь основному закону - Конституции РФ;

3. Принцип разделения и взаимодействия властей;

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов;

5. Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц;

6. Принцип приоритета и гарантированности  прав личности (ст. 2 Конституции РФ). Является новым для российского законодательства и административной практики. Правовое государство, которое предполагается создать в России, характеризуется тем, что права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, ответственны перед гражданами. Права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти;

7. Принцип федеративного устройства;

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Этот принцип предполагает подчиненность нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко определен законодательством.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов;

9. Принцип плановости выражается  в развитии разработки программ  отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.;

10. Принцип дифференциации функций  и полномочий каждого из этих  органов и должностных лиц.

 

Круг общественных отношений, регулируемый нормами

административного права

 

Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.

Информация о работе Предмет и метод административного права, общетеоретическая характеристика