Правовые статусы органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования – определить правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия.
Объектом данного исследования является охрана и использование объектов культурного наследия.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия уполномоченными органами.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

24) определение порядка  организации историко-культурного  заповедника федерального значения;

25) установление порядка  определения размера оплаты государственной  историко-культурной экспертизы  объектов культурного наследия  федерального значения;

26) согласование охранных  обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом;

27) подготовка и распространение  ежегодного государственного доклада  о состоянии объектов культурного  наследия (памятников истории и  культуры) народов Российской Федерации;

28) установление порядка  аттестации специалистов в области  сохранения объектов культурного  наследия (за исключением спасательных  археологических полевых работ), в области реставрации иных  культурных ценностей, аттестация  специалистов в соответствии  с таким порядком.

В соответствии с Постановлением Правительства от 24.10.2011 №859 «О Министерстве культуры Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и по оказанию государственных услуг по охране культурного наследия является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России).

Основной функцией Министерства является государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей этими объектами; за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и др.

К основным задачам Министерства культуры относятся принятие нормативных правовых актов регулирующих порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, вопросы осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также вопросы установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места.

Также Министерство утверждает форму паспорта объекта культурного наследия; особенности объектов, послуживших основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) в отношении объектов культурного наследия федерального значения; границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Министерство культуры осуществляет ведение Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, Государственного регистра фильмов; ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; ведение реестра лицензий на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

Таким образом, федеральный орган государственной власти РФ полностью реализует переданные им полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Права и обязанности органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия

 

Российская Федерация  передает органам государственной  власти субъекта Российской Федерации  осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного  наследия (за исключением отдельных  объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

1) сохранение, использование  и популяризация объектов культурного  наследия, находящихся в федеральной  собственности;

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Средства на осуществление  полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных  в Федеральном фонде компенсаций  в виде субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на осуществление  переданных полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества и категории объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

К полномочиям органов  государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и  государственной охраны объектов культурного  наследия относятся:

1) принятие законов и  иных нормативных правовых актов  субъекта Российской Федерации  в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация  региональных программ в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов  культурного наследия;

3) сохранение, использование  и популяризация объектов культурного  наследия, находящихся в собственности  субъекта Российской Федерации;

4) государственная охрана  объектов культурного наследия  регионального значения;

5) установление порядка  изменения категории историко-культурного  значения объектов культурного  наследия регионального значения;

6) определение порядка  принятия органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия  регионального значения или объекта  культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный  реестр объектов культурного  наследия (памятников истории и  культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка  определения размера оплаты государственной  историко-культурной экспертизы  в соответствии с положениями  настоящего Федерального закона;

8) определение порядка  организации историко-культурного  заповедника регионального значения.

В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о министерстве культуры Ставропольского края»12 министерство культуры Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, кино, книгоиздания, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

К основным задачам министерства относятся осуществление на территории Ставропольского края государственного управления и нормативно-правового регулирования в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части осуществления полномочий Российской Федерации.        Также министерство культуры Ставропольского края осуществляет государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия федерального и регионального значения; ведет государственный учет выявленных объектов культурного наследия; выявляет объекты, представляющие собой историко-культурную ценность; осуществляет контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия федерального и регионального значения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформляет охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя данным объектом в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; устанавливает  информационные  надписи  и обозначения  на  объекты культурного  наследия регионального значения, которые не имеют собственника или  собственник  которых неизвестен либо от права собственности на которые отказался.

Таким образом, органами государственной власти субъектов РФ полностью реализуются переданные им полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В целях реализации вышеуказанных полномочий в субъектах РФ создаются органы исполнительной власти. Так, например, в Ставропольском крае органом, осуществляющим контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, является министерство культуры Ставропольского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия

 

К полномочиям органов  местного самоуправления поселений  и городских округов в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование  и популяризация объектов культурного  наследия, находящихся в собственности  поселений или городских округов;

2) государственная охрана  объектов культурного наследия  местного (муниципального) значения;

3) определение порядка  организации историко-культурного  заповедника местного (муниципального) значения.

На основании Федерального закона  от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения относятся к вопросам местного значения поселения, а также городского округа.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что современное  законодательство в области правовой охраны объектов культурно-исторического  наследия имеет ряд недостатков, которые выражаются в отсутствии закрепленной в законе обязанности  для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение». По мнению Д.Г. Владимирова необходимо разработать и утвердить Реестр исторических городов Российской Федерации, внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия.13 Учитывая фактическую неспособность местных бюджетов финансировать мероприятия по охране объектов культурного значения, необходимо ориентировать налоговое законодательство на предоставление долгосрочных налоговых льгот (на 10 - 15 лет) частным инвесторам, владеющим земельным участком, где расположен объект культурного значения. Данные методы экономического регулирования позволят привлекать средства частных лиц на мероприятия по восстановлению и охране памятников и объектов архитектурно-культурного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современной России немалое внимание уделяется сохранению и охране объектов культурного наследия. Однако само понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно и еще малоизучен. Вследствие этого возникает немало споров относительно данного определения, как в научной литературе, так и в нормативно-правовых актах.

Информация о работе Правовые статусы органов