Правовые акты и их разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы «Правовые акты и их разновидности » и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
-Рассмотреть сущность и признаки правовых актов;
-Исследовать основные виды и функции правовых актов;
-Изучить понятие и значение юридической техники в правовом государстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правовых актов……………………………………………5
2. Виды правовых актов, их функции в правовом регулировании………………7
3. Юридическая техника: понятие, виды, значение………………………….......10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...15

Файлы: 1 файл

Правовые акты и их разновидности.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые акты и их разновидности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. Понятие и признаки правовых актов……………………………………………5

2. Виды правовых актов, их функции в правовом регулировании………………7

3. Юридическая техника: понятие, виды, значение………………………….......10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В правовой системе особое место занимают правовые (юридические) акты. Большое значение имеет недостаточность законодательной базы страны. В России не признается судебный прецедент. К тому же в условиях коренных реформ законодатель не всегда успевает обеспечить законодательную базу для решения новых проблем.

Правовой акт – это официальный документ, издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни. Обязательное исполнение правовых актов обеспечивается специальными принудительными средствами, имеющими юридическое значение и находящимися в руках государства (уголовная, административная, гражданско-правовая и другая ответственность). С помощью правовых актов регулируются общественные отношения.

Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Он   содержит    правовые    нормы,    которые регламентируют  наиболее  важные  стороны  общественной  и государственной жизни. Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе.

Актуальность. В настоящее время все большую актуальность приобретает   тема правового регулирования нормативных и иных законодательных правовых актов, направленных на урегулирование государственных задач и связанных с ними проблем. 

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы следующих авторов: Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Лившиц Р.З., Комаров С.А., Малько А.В. и другие.

  Целью данной работы является раскрытие темы «Правовые акты и их разновидности » и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-Рассмотреть сущность и признаки правовых актов;

-Исследовать основные виды и функции правовых актов;

          -Изучить понятие и значение юридической техники в правовом государстве.

           Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие и признаки правовых актов

Правовой акт – официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. Правовые акты могут быть нормативными - ими устанавливаются нормы права, и ненормативными, или индивидуальными, - на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений. Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права. Это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц.

Правовой акт-это словесное, документально оформ­ленное (внешнее) выражение воли субъекта права, направ­ленное на достижение определенных целей и влекущее в случае неисполнения возможность государственного при­нуждения[1].

Признаком любого правового акта является обязательность. Государственный акт обязателен для тех, к кому он обращен при наличии соответствующих обстоятельств: 

1.Правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Сомнение в законности акта не является основанием для его неисполнения. Правовые акты должны отвечать определенным требованиям, при несоблюдении которых акт не может иметь юридическую силу.

Основное требование, которому должен удовлетворять акт, — это требование законности, содержание которого составляют следующие моменты:

- акт должен соответствовать Конституции РФ, законам, другим актам,

 

          обладающим большей юридической силой, как по существу, так и по целям; 

- акт должен быть принят в пределах компетенции органа, его издавшего;

- акт не должен нарушать законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.

2.Правовой акт должен быть принят в установленном законом порядке, при его принятии должны быть соблюдены процессуальные правила издания акта.

3.Правовой акт должен быть принят в установленной законом форме (акт должен иметь официальное наименование, обязательные реквизиты — печати, подписи и т. п.).

В том случае, если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных лиц. Возможен косвенный вариант отмены — путем принятия нового правового акта, регулирующего те же вопросы. Кроме того, для устранения недостатков акта возможна не полная его отмена, а лишь изменение, которое происходит, как правило, в форме нового решения, принятого тем же субъектом управления.

В последние годы некоторые акты стали не совсем обязательными. Речь идет, например, о постановлениях налоговых, некоторых природоохранительных органов, о наложении на правонарушителей штрафов. Если субъект ответственности не согласен с постановлением, он вправе штраф не платить, а налоговый орган, иной субъект власти обязан обратиться в суд с иском о взыскании с виновного соответствующей суммы[2].

 

 

 

 

2.      Виды правовых актов, их функции в правовом регулировании

Самым общим образом правовые акты могут быть подразделены на две большие группы: нормативные акты и индивидуальные акты.

Первые - это акты, содержащие положения нормативного характера (правотворческого или интерпретационного). Вторые – это акты, содержащие индивидуальные предписания, иные разовые веления, решения отдельных лиц.

В зависимости от того, какие основные элементы правовой системы выражают правовые акты-документы, последние имеют четыре разновидности:

1) нормативные юридические акты (акты правотворчества компетентных органов, содержащие юридические нормы – основу МПР);

2) интерпретационные акты нормативного или индивидуального характера (акты официального толкования, содержащие правоположения, примыкающие к нормативной основе МПР);

3) акты применения права (государственно-властные акты, выражающие индивидуально-правовую деятельность компетентных органов, включающихся в МПР при возникновении правоотношений или при их обеспечении);

4) акты реализации прав и обязанностей (договоры, иные акты-документы, выражающие автономные решения отдельных лиц, правомерные действия, завершающие действие МПР).

За исключением интерпретационных актов, все иные акты относятся либо к нормативным, либо к индивидуальным. Интерпретационные акты могут быть как индивидуальными, так и нормативными, что помимо всего иного требует правильного использования термина «нормативный» при характеристике правовых актов. Следует добавить, что в нормативных актах правотворчества выражено индивидуальное правотворческое действие государственно-правового порядка, направленное на установление, изменение или отмену юридических норм.

Индивидуальные и нормативные акты, в особенности нормативные акты правотворчества, значительно отличаются друг от друга. Вот почему обобщенная характеристика правовых актов,  ограничена некоторыми общими положениями, связанными с тем, что все разновидности актов-документов являются надлежащим образом оформленные внешним проявлением воли, выраженным в правомерном поведении и его результате.  Только исследование вопросов юридической техники и толкования, относящихся к формальной стороне функционирования МПР в целом, позволит вновь затронуть некоторые общие моменты правовых актов.

Основные  характеристики акта-документа следующие:

1) Выраженность в словесно-документальном виде. Независимо от характера и юридического значения содержащейся в акте-документе воли он всегда является внешне объективированным, фактически обособленным письменным материалом – юридическим документам, представляющим собой осязаемую реальность права. Иными словами, акт – документ – внешняя форма права, выраженная в словесно-документальном виде.

2) Волевой характер. Правовой акт фиксирует волю тех или иных лиц – государства, его органов, граждан, конституирует ее, воплощает в особом юридическом явлении, оснащенном юридической силой. Именно в актах и через них проявляется и существует воля в праве, в правоотношениях. При помощи актов-документов воля лиц, которая по своей основе представляет собой внутреннее, психическое явление, выступает вовне, в качестве волеизъявления, способного дать известный юридический эффект. Характерная особенность воли, выраженной в правовом акте – это ее направленность на достижение строго определенных юридических последствий (введение в правовую систему новых норм, приобретение тех или иных прав, обеспечение прав и т.д.). В рассматриваемом отношении правовой акт является источником данного результата волевого поведения, в том числе применительно к нормативным юридическим актам источником права.

3) Закрепление в акте содержательных элементов правовой системы – юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц. Акт-документ – это форма юридически-официального бытия юридических норм, других элементов правовой системы, обладающих юридической энергией или воздействующих на процесс правового регулирования. В рассматриваемом отношении правовой акт представляет собой внешнюю форму конституирования и существования содержательных правовых явлений, в том числе применительно к нормативным юридическим актам, внешнюю форму права[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Юридическая техника: понятие, виды, значение

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. Есть довольно веские основания полагать, что структура права – это именно та первооснова, которая предопределяет состав и содержание средств и приемов юридической техники. Непосредственно юридическая техника касается главным образом внешней формы права, и прежде всего нормативных юридических актов, проявляясь как в собственном специально-юридическом содержании акта, так и во внешнем словесно-документальном изложении выраженной в нем воли.

По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов.

В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок.

Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования.

1.Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.

Средства и приемы здесь технические, потому что являются,  внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное.

В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).

2.Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе, не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов.

Информация о работе Правовые акты и их разновидности