Права и обязанности субъекта административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:08, реферат

Краткое описание

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 30.94 Кб (Скачать)

Вопрос 26

Права и обязанности  субъекта административного права  образуют в совокупности его правовой статус.

Правовой статус субъектов административного права  образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного  права объединяет нормы, которые  реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или  только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного  права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому  статусу субъекты административного  права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три  вида субъектов: гражданин РФ, иностранный  гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята  степень связи лица с данным государством и производный от этого объем  прав и обязанностей конкретного  лица.

Организации как  субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные  отличаются тем, что они не выполняют  задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного  государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.

Административно-правовой статус граждан. Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый  большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного  права. В российском государстве  правовое регулирование положения  личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции  РФ: “Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства”.  

Вопрос 27

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем.

1. Административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть – подчинение».

2. Природа государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого  вида социального управления, диктует  необходимость выделения субъекта  управления, т.е. той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой  концентрируется власть.

Для административно-правовых отношений, управленческих по своей  сути, важнейшие черты управления в его государственно-властном варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны – субъекта управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления, но выражаемое по-разному.

В наибольшей степени  юридически отчетливо оно проявляется  в сфере государственного управления в его собственном (узком) смысле, т.е. там, где непосредственно реализуются  функции исполнительной власти, или  же в административно-правовых отношениях. Именно поэтому они чаще всего  и характеризуются в качестве властеотношений, юридического неравенства сторон.

3. Административные  правоотношения, как и все иные, имеют свой объект. Иногда в  качестве объекта административно-правового  отношения называют материальный  предмет (например, орудие правонарушения), забывая, что административно-правовому  регулированию подвергаются не  вещь, а действия человека по  отношению к этой вещи.

4. Административно-правовые  отношения, будучи по сути управленческими,  имеют широкую сферу для возникновения,  изменения либо прекращения. Это  – сфера государственного управления, понятие, границы которого и  раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти.

5. Сфера государственного  управления – поле практической  деятельности исполнительных органов  и должностных лиц, выступающих  от имени этих органов. Из  данного утверждения вытекает  полностью подтверждаемый практикой  вывод: в границах названной  сферы нередко возникают правоотношения  иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные,  предпринимательские и даже гражданско-правовые).

6. Сфера государственного  управления есть та область  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо  органами государственного управления, либо органами исполнительной  власти. Это значит, что в административно-правовых  отношениях опосредуется само  государственное управление, т.е.  компетенция соответствующих субъектов  этого вида государственной деятельности.

7. Для формирования  административно-правовых отношений  необходимы определенные условия,  которые:

а) возникают непосредственно  в связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций;

б) возникают также  непосредственно по поводу осуществления  исполнительными органами не любых  функций, а исключительно управленческих (имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий);

8. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными (имеется в виду  их прямая связь с реализацией  функций исполнительной власти, которые по своему содержанию  направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения).

9. Административно-правовые  отношения «не закрыты» для  некоторых возможных участников  правовых отношений вообще. Наличие  правомочий, представляемых административно-правовой  нормой, либо возложение ею же  определенных обязанностей –  единственное условие, при соблюдении  которого каждый, кто функционирует  в сфере государственного управления  или заинтересован в ее нормальном  функционировании, может быть инициатором  их возникновения либо прекращения.  Это означает, что административно-правовые  отношения могут возникать по  инициативе любой из сторон: исполнительных  органов и их должностных лиц,  государственных коллективов, граждан  и т.п.

10. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Известно, что  для разрешения гражданско-правовых  споров установлен особый процессуальный  порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения  возможных административно-правовых  споров. Как правило, такого рода  споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном, порядке.  Это означает, что основной способ  их разрешения не выходит за  рамки сферы государственного  управления и является одним  из атрибутов государственно-управленческой  деятельности. Суть его – принятие  полномочным исполнительным органом  (должностным лицом) юридически  властного решения по предмету  спора, каковым является законность  оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию.

На первый план выдвигается  присущая административно-правовому  регулированию односторонность  действий субъекта управления, юридически властным решением которого и разрешается данный спор.

Гражданин оспаривает решение другой стороны административно-правового  отношения, используя, как правило, институт административного обжалования. Нижестоящие звенья системы государственного управления в случае возникновения  спора обращаются к вышестоящему по отношению к спорящим сторонам исполнительному органу (должностному лицу) и т.п. Во всех подобных случаях  оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива только компетентного, специально уполномоченного на это  органа или должностного лица, хотя, как правило, подобными полномочиями наделен каждый из них.

Нередко законодательство предусматривает судебный порядок  разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. Наблюдается  тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

11. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность  одной стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых  отношений в случае нарушения  ими требований административно-правовых  норм. В этом случае ответственность  одной стороны наступает не  перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством  в лице его соответствующего  органа (должностного лица). 
 

Вопрос 28

Виды административно-правовых отношений:

     1.         По содержанию:

·          Материальные – общественные отношения  в сфере управления,

урегулированные материальными нормами административного  права;

·          Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на

основе административно-процессуальных норм.

     2.         По функциям права:

·          Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных

административно-правовых норм;

·          Охранительные – складывающиеся на основе охранительных

административно-правовых норм.

     3.         По характеру связей между участниками правоотношений:

·          Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

·          Горизонтальные – отношения между  не соподчиненными субъектами

административного права.

     4.         По характеру юридических фактов:

·          Порожденные правомерными действиями;

·          Порожденные неправомерными действиями;

·          Порожденные событиями.

     5.         В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих

отношений:

·          Внутренние – отношения, связанные  с формированием управленческих

структур, определение  принципов взаимодействия между  управленческими

структурами. Отношений  между работниками внутри управленческой структуры.

·          Внешние – отношения, связанные  с непосредственной реализацией

внешних функций  управления.

6.         В зависимости от способа защиты:

·          Защищаемые в судебном порядке;

·          Защищаемые во внесудебном (административном) порядке. 
 

Вопрос 29

Административное  принуждение - один из видов государственного принуждения. Ему, как и государственному принуждению в целом, присущи  характерные черты, сущность которых  сводится к использованию государственными органами, а в отдельных случаях  и общественными объединениями  способов принудительного характера  в целях обеспечения надлежащего  поведения людей. Вместе с тем  административное принуждение имеет  ряд характерных особенностей, которые  дают возможность отличить его от судебного и общественного принуждения:

Информация о работе Права и обязанности субъекта административного права