Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:08, реферат
Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам.
Вопрос 26
Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.
Правовой статус
субъектов административного
По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.
Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.
Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.
Среди столь многочисленных
субъектов административного
Административно-правовой
статус граждан. Административно-правовой
статус гражданина представляет собой
сложное юридическое
Первый и самый
большой объем прав и обязанностей
представляет собой правовой статус
личности, человека как субъекта административного
права. В российском государстве
правовое регулирование положения
личности, человека должно занимать центральное,
приоритетное место, ибо здесь выражается
идея о том, что право и государство,
его органы и должностные лица
призваны служить обществу, каждой
личности, каждому человеку. Именно
эта мысль выражена в ст. 2 Конституции
РФ: “Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность
государства”.
Вопрос 27
Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем.
1. Административно-правовые
отношения в отличие от иных
(прежде всего, гражданско-
2. Природа государственно-
Для административно-правовых отношений, управленческих по своей сути, важнейшие черты управления в его государственно-властном варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны – субъекта управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления, но выражаемое по-разному.
В наибольшей степени
юридически отчетливо оно проявляется
в сфере государственного управления
в его собственном (узком) смысле,
т.е. там, где непосредственно
3. Административные
правоотношения, как и все иные,
имеют свой объект. Иногда в
качестве объекта
4. Административно-правовые
отношения, будучи по сути
5. Сфера государственного
управления – поле
6. Сфера государственного
управления есть та область
деятельности государства, в
7. Для формирования
административно-правовых
а) возникают непосредственно
в связи с практической деятельностью
исполнительных органов по реализации
возложенных на них исполнительно-
б) возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а исключительно управленческих (имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий);
8. Административно-правовые
отношения по своей сути
9. Административно-правовые
отношения «не закрыты» для
некоторых возможных
10. Между сторонами
административно-правовых
На первый план выдвигается присущая административно-правовому регулированию односторонность действий субъекта управления, юридически властным решением которого и разрешается данный спор.
Гражданин оспаривает
решение другой стороны административно-
Нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. Наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.
11. Для гражданско-правовых
отношений характерна
Вопрос 28
Виды административно-правовых отношений:
1. По содержанию:
· Материальные – общественные отношения в сфере управления,
урегулированные
материальными нормами
· Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на
основе административно-
2. По функциям права:
· Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных
административно-правовых норм;
· Охранительные – складывающиеся на основе охранительных
административно-правовых норм.
3. По характеру связей между участниками правоотношений:
· Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;
· Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами
административного права.
4. По характеру юридических фактов:
· Порожденные правомерными действиями;
· Порожденные неправомерными действиями;
· Порожденные событиями.
5. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих
отношений:
· Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих
структур, определение принципов взаимодействия между управленческими
структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.
· Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией
внешних функций управления.
6. В зависимости от способа защиты:
· Защищаемые в судебном порядке;
·
Защищаемые во внесудебном (административном)
порядке.
Вопрос 29
Административное
принуждение - один из видов государственного
принуждения. Ему, как и государственному
принуждению в целом, присущи
характерные черты, сущность которых
сводится к использованию
Информация о работе Права и обязанности субъекта административного права