Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне-организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Файлы: 1 файл

админ право.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

     Судебная  защита прав и свобод гражданина может  осуществляться в соответствии с  внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.

     Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

     В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и  свобод граждан, а также совершенствованию  процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

     В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

     Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

     Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции  РФ ст. 18 устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере  государственного управления.

     В-третьих, административно-правовой статус граждан  в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов. Например, если ранее подавляющая  часть прав и обязанностей граждан  в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом ПФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром внутренних дел - сейчас постановлением Правительства РФ.

     В-четвертых, административно-правовой статус граждан  становится по своему содержанию значительно  полнее, богаче, разностороннее, расширяется  диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г, который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

     В-пятых, значительно повышается роль суда в  защите прав граждан в сфере государственного управления. В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены его права и свободы.

     Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права в сфере  государственного управления, нормы  административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Под физическими лицами понимаются люди, человек биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане (к которым относятся граждане данного государства и граждане других государств), а также лица, не имеющие гражданства никакого государства. В РФ различаются соответственно: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц имеют существенные особенности в своем общем правовом положении в РФ. Каждая из данных категорий лиц состоит из значительного числа различных подкатегорий, правовое положение которых определяется, исходя из характера выполняемых ими социальных функций, служебного положения, наличия особого административно-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств.

     Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности ГУ выступает социально – наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

     Иностранными  гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 , с  изменениями и дополнениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.М.: РГ. 25.12.2003.
  2. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.
  3. Закон РФ от 25.06. 1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //ВВС. 1993. № 32. Ст.1227.
  4. Закон РФ от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» //ВВС. 1992. № 6. Ст.243; 1993. № 29. Ст.1112; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст.496.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  6. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. А.П. Гуляева. М:Экзамен. 2006
  7. Бахрах Д.Н.Административное право России. М: норма, 2005.
  8. Котельникова Е.А. Административное право. Ростов-на-Дону.:Феникс.2007.
  9. Попов Л.Л. Административное право. М.: Юрист, 2007.
  10. Смоленский М.Б. Административное право: учебник для вузов. М.: Юрист, 2005.
  11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. –М.: 2004.
  12. Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.: Юрист, 2007.
  13. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: Норма, 2007.
  14. Кикот В.Я. Административное право. – М: Юнити-Дана, 2007
  15. Володин Л.Д. Юридический статус личности В России. М. 2006.
  16. Судебная защита прав и свобод граждан / Под ред.В.П.Кашепова. - М., 2006 
    .

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления