Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:59, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, виды, специфика.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие государственной службы……………………………………… 4
1.1. Сущность и принципы государственной службы……………………. 4
1.2. Виды государственной службы……………………………………….. 9
2. Государственный служащий.…………………………………………… 12
2.1. Понятие и виды государственных служащих………………………... 12
2.2. Правовой статус государственных служащих……………………….. 15
Заключение………………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы………………………………………… 21
1.2. Виды государственной службы
Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" определена система государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя следующие виды государственной службы:
- гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Кроме того, государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная
служба - это профессиональная служебная
деятельность граждан по обеспечению
исполнения полномочий Российской Федерации,
а также полномочий федеральных
государственных органов и лиц,
замещающих государственные должности
Российской Федерации. Видами федеральной
государственной службы являются федеральная
государственная гражданская
Государственная служба субъектов
Российской Федерации - это профессиональная
служебная деятельность граждан
по обеспечению исполнения полномочий
субъектов Российской Федерации, а
также полномочий государственных
органов субъектов и лиц, замещающих
государственные должности
Говоря о конкретных видах государственной службы в Российской Федерации необходимо отметить следующее.
Государственная гражданская
служба - это вид государственной
службы, представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан
на должностях государственной гражданской
службы по обеспечению исполнения полномочий
федеральных государственных
Государственная гражданская
служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская
служба Российской Федерации регламентируется
Федеральным законом от 27 июля 2004
г. N 79-ФЗ "О государственной
Военная служба - это вид
федеральной государственной
Правоохранительная служба
- вид федеральной
2. Государственный служащий
2.1. Понятие и виды государственных служащих
Государственным служащим является
гражданин Российской Федерации, исполняющий
в порядке, установленном федеральным
законом, обязанности по государственной
должности государственной
Любой государственный служащий отвечает следующим признакам:
Классифицировать
По характеру компетенции государственные служащие делятся на следующие категории: должностные лица и недолжностные лица. Должностные лица, в свою очередь, могут быть руководителями или представителями административной власти, а недолжностные лица – оперативным составом (специалисты, функциональные работники) и вспомогательным (техническим) составом. Наглядно данная классификация представлена на схеме (рис. 1):
Рис. 1. Категории государственных служащих
Должностные лица определяются учеными-административистами по-разному. Одни ученые под должностными лицами понимают служащих, имеющих право совершать служебные юридические действия; другие называют должностными лицами государственных служащих, имеющих право совершать властные действия, влекущие юридические последствия, либо имеющих право руководить деятельностью подчиненных, предъявлять к ним обязательные для исполнения требования; третьи под должностными лицами понимают более узкий круг лиц, считая, что к ним относятся государственные служащие, которые наделены распорядительными полномочиями в отношении других лиц, причем их распорядительные полномочия реализуют только в той организации, в которой должностное лицо занимает должность. Вместе с тем во всех указанных подходах к определению должностного лица нет разногласий по поводу того, что должностные лица отличаются от всех остальных категорий государственных служащих наличием государственно-властных полномочий.
Представителями административной власти называют государственных служащих, наделенных государственно-властными полномочиями, которые распространяются на лиц, не подчиненных им по службе. Это, например, сотрудники полиции, специальных государственных инспекций, иных контрольных органов и т. п.
В отличие от представителей административной власти, руководители наделены государственно-властными полномочиями в отношении лиц, подчиненных им по службе.
Имеются также должностные
лица, совмещающие государственно-
Оперативный состав (специалисты) не наделены государственно-властными полномочиями и этим отличаются от должностных лиц. От вспомогательного (технического) состава они отличаются функциональной направленностью своей деятельности. Оперативный состав – это категория государственных служащих, осуществляющих деятельность, непосредственно определенную задачами того органа, в котором они занимают должность.
Вспомогательный (технический состав) в отличие от должностных лиц не наделен государственно-властными полномочиями, а в отличие от оперативного состава (специалистов) деятельность государственных служащих, именуемых вспомогательным составом – это деятельность, непосредственно не определенная задачами того органа, в котором они занимают должность. Их деятельность заключается в создании условий, необходимых для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций.8
2.2. Правовой статус государственных служащих
Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.9
Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:
а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
в) служебные
права и обязанности
г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;
ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
В целом содержание правового
положения государственных
а) общегражданскими правами и обязанностями;
б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.10
Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения возможны с их согласия. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.11
Кроме того, гражданские
права и свободы
Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.
Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
В свою очередь
общие служебные права и
Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т. д.
Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы.
Характер и объем специальных обязанностей и права государственных служащих зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах.
Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.
Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника полиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т. д.12
Информация о работе Понятие государственной службы и её виды