Понятие государственной службы и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, виды, специфика.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Понятие государственной службы……………………………………… 4

1.1. Сущность и принципы государственной службы……………………. 4

1.2. Виды государственной службы……………………………………….. 9

2. Государственный служащий.…………………………………………… 12

2.1. Понятие и виды государственных служащих………………………... 12

2.2. Правовой статус государственных служащих……………………….. 15

Заключение………………………………………………………………….. 20

Список используемой литературы………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

 

1.2. Виды государственной  службы

Федеральным законом "О  системе государственной службы Российской Федерации" определена система  государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя следующие виды государственной  службы:

- гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Кроме того, государственная  служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную  службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная  служба - это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации. Видами федеральной  государственной службы являются федеральная  государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Другие виды федеральной государственной  службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Государственная служба субъектов  Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан  по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а  также полномочий государственных  органов субъектов и лиц, замещающих государственные должности субъектов  Российской Федерации. К государственной  службе субъектов Российской Федерации  относится только государственная  гражданская служба субъекта Российской Федерации. Другие виды государственной  службы, в том числе военная  и правоохранительная служба службой  субъектов Российской Федерации  быть не могут.

Говоря о конкретных видах  государственной службы в Российской Федерации необходимо отметить следующее.

Государственная гражданская  служба - это вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях государственной гражданской  службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов  Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую  службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная  гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях федеральной государственной  гражданской службы по обеспечению  исполнения полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации.

Государственная гражданская  служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных  органов субъекта Российской Федерации  и лиц, замещающих государственные  должности субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская  служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации", вступившим в силу с 1 февраля 2005 г.

Военная служба - это вид  федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются  воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются  специальные звания и классные чины. Однако закон о данном виде государственной  службы до настоящего времени не принят.5

 

2. Государственный  служащий

2.1. Понятие и  виды государственных служащих

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий  в порядке, установленном федеральным  законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.6

Любой государственный служащий отвечает следующим признакам:

  • государственный служащий должен быть гражданином РФ, а иностранные граждане могут находиться на государственной службе только одного вида - на военной службе, причем только по контракту и только на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • государственные служащие должны отвечать установленным требованиям к возрасту (не моложе 18 лет и не старше 65 лет на гражданской службе) и квалификационным требованиям (к стажу работы и службы, уровню знаний и навыков, а также образовательным, медицинским, профессионально-психологическим требованиям, требованиям физической и профессиональной подготовки);
  • государственный служащий проходит службу на должности государственной службы, включенной в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, а прохождение службы не на должности государственной службы допускается в случаях включения в кадровый резерв, нахождения в распоряжении командира (начальника), нахождения за штатом;
  • прохождение службы государственным служащим осуществляется, как правило, в государственных органах, а в ряде случаев - в государственных учреждениях и на государственных унитарных предприятиях;
  • государственный служащий осуществляет служебную деятельность исключительно на профессиональной основе;
  • государственный служащий наделяется правовым статусом по должности государственной службы и исполняет обязанности государственной службы;
  • государственному служащему устанавливается денежное содержание за счет средств государственного бюджета.7

Классифицировать государственных  служащих можно по различным признакам. Для административного права  наиболее значимой представляется классификация  государственных служащих по характеру  их компетенции.

По характеру компетенции  государственные служащие делятся  на следующие категории: должностные  лица и недолжностные лица. Должностные  лица, в свою очередь, могут быть руководителями или представителями  административной власти, а недолжностные  лица – оперативным составом (специалисты, функциональные работники) и вспомогательным (техническим) составом. Наглядно данная классификация представлена на схеме (рис. 1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 


 

 

 

 

Рис. 1. Категории государственных служащих

 

Должностные лица определяются учеными-административистами по-разному. Одни ученые под должностными лицами понимают служащих, имеющих право совершать служебные юридические действия; другие называют должностными лицами государственных служащих, имеющих право совершать властные действия, влекущие юридические последствия, либо имеющих право руководить деятельностью подчиненных, предъявлять к ним обязательные для исполнения требования; третьи под должностными лицами понимают более узкий круг лиц, считая, что к ним относятся государственные служащие, которые наделены распорядительными полномочиями в отношении других лиц, причем их распорядительные полномочия реализуют только в той организации, в которой должностное лицо занимает должность. Вместе с тем во всех указанных подходах к определению должностного лица нет разногласий по поводу того, что должностные лица отличаются от всех остальных категорий государственных служащих наличием государственно-властных полномочий.

Представителями административной власти называют государственных  служащих, наделенных государственно-властными  полномочиями, которые распространяются на лиц, не подчиненных им по службе. Это, например, сотрудники полиции, специальных  государственных инспекций, иных контрольных  органов и т. п.

В отличие от представителей административной власти, руководители наделены государственно-властными полномочиями в отношении лиц, подчиненных им по службе.

Имеются также должностные  лица, совмещающие государственно-властные полномочия как в отношении подчиненных  им по службе, так и в отношении  не подчиненных им по службе людей. Такие должностные лица на схеме  обозначены как представители административной власти и руководители одновременно.

Оперативный состав (специалисты) не наделены государственно-властными полномочиями и этим отличаются от должностных лиц. От вспомогательного (технического) состава они отличаются функциональной направленностью своей деятельности. Оперативный состав – это категория государственных служащих, осуществляющих деятельность, непосредственно определенную задачами того органа, в котором они занимают должность.

Вспомогательный (технический состав) в отличие от должностных лиц не наделен государственно-властными полномочиями, а в отличие от оперативного состава (специалистов) деятельность государственных служащих, именуемых вспомогательным составом – это деятельность, непосредственно не определенная задачами того органа, в котором они занимают должность. Их деятельность заключается в создании условий, необходимых для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций.8

 

2.2. Правовой статус  государственных служащих

Правовой статус — установленное  нормами права положение его  субъектов, совокупность их прав и обязанностей.9

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности  устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных  служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные  права и обязанности государственных  служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление  служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

д) законные предписания  и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения  их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

з) для них  предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового  положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами  и обязанностями;

б) обязанностями и правами  по занимаемой государственной должности государственной службы.10

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения возможны с их согласия. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.11

Кроме того, гражданские  права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности  делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь  общие служебные права и обязанности  могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся  к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т. д.

Вторую подгруппу  составляют служебные права и  обязанности, сопутствующие статусу  государственных служащих. Так, они  обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы.

Характер и объем специальных  обязанностей и права государственных служащих зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника полиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т. д.12

Информация о работе Понятие государственной службы и её виды