Планирование учебной работы в ВУЗе, на факультете, кафедре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Планирование и организация учебного процесса в высшем учебном заведении обеспечивает качественное выполнение задач по направлениям подготовки (специальностям) согласно направлению подготовки (специальности), специализации в установленные сроки.
Ответственным организатором и руководителем учебного процесса является проректор по учебной работе высшего учебного заведения. Он определяет комплекс мероприятий по организации учебного процесса на предстоящий учебный год, содержание которых утверждается приказом (указываются: приоритетные направления в совершенствовании образовательной деятельности и задачи подразделений вуза по их реализации: изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план и программы в пределах предоставленной проректору по учебной работе компетенции: порядок использования учебной материально-технической базы кафедрами, учебными, учебно-методическими и научно-исследовательскими подразделениями: указываются другие вопросы, отражающие специфику предстоящего учебного года).

Оглавление

Введение. ……….………………………………………………………………...3

1.Понятие традиции, сущность и структура……………..……………………..4

2.Традиции и современность в культуре……………………………………….13

Заключение ………………………………………………………………………19

Список литературы.. …………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ х.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования»

 

 

 

Реферат на тему:

«ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ, НА ФАКУЛЬТЕТЕ, КАФЕДРЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 год

 

 

 

 

 

Содержание

Введение. ……….………………………………………………………………...3

 

1.Понятие традиции, сущность и структура……………..……………………..4

 

2.Традиции и современность в культуре……………………………………….13

 

Заключение ………………………………………………………………………19

 

Список литературы.. …………………………………………………………….20

 

Планирование и организация учебного процесса в высшем учебном заведении обеспечивает качественное выполнение задач по направлениям подготовки (специальностям) согласно направлению подготовки (специальности), специализации в установленные сроки.

Ответственным организатором и руководителем учебного процесса является проректор по учебной работе высшего учебного заведения. Он определяет комплекс мероприятий по организации учебного процесса на предстоящий учебный год, содержание которых утверждается приказом (указываются: приоритетные направления в совершенствовании образовательной деятельности и задачи подразделений вуза по их реализации: изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план и программы в пределах предоставленной проректору по учебной работе компетенции: порядок использования учебной материально-технической базы кафедрами, учебными, учебно-методическими и научно-исследовательскими подразделениями: указываются другие вопросы, отражающие специфику предстоящего учебного года).

 Планирование учебного процесса осуществляется Учебно-методическим управлением высшего учебного заведения (УМУ) совместно с кафедрами, факультетами (в дальнейшем – учебные подразделения) под руководством проректора по учебной работе.

 Учебно-методическим  управлением, на кафедре (выпускающей  кафедре), факультете (деканате) разрабатываются  и ведутся документы по планированию, организации учебного процесса  и учету его результатов согласно  номенклатуре дел, утвержденной  в высшем учебном заведении.

Важной составной частью планирования учебного процесса является разработка и утверждение учебных планов.

Согласно федеральному закону об образовании в российской федерации, учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

 Основные виды учебных  планов: учебный план направления  подготовки (специальности), рабочий  учебный план направления подготовки (специальности), рабочий годовой  учебный план направления подготовки (специальности).

 Разработка учебного плана.

 Учебный план (УП) направления подготовки (специальности) разрабатывается выпускающей кафедрой с привлечением ведущих специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), и оформляется в соответствии с принятой формой, принимается Ученым советом и утверждается ректором в установленном в высшем учебном заведении порядке. Утвержденные учебные планы на бумажном и магнитном носителе передаются в УМУ ВУЗа. Срок действия УП соответствует сроку действия ГОС ВПО данного направления подготовки (специальности).

 Учебный план включает  в себя следующие разделы: титульный  лист и план.

 В титульный лист  вносится следующая информация:

 − наименование вуза;

 − степень (квалификация  специалиста) и срок обучения, причем  последний выражается количеством  лет или вносится в соответствии  с форматом «#г ##м» (лет и месяцев обучения);

 − форма обучения (очная, очно-заочная, заочная, заочная (сокращенная, ускоренная программа)) и год приема;

 − дата одобрения  учебного плана Ученым советом  вуза в формате «dd.mm.yyyy» и номер протокола – целое число;

 

 − код и наименование  направления подготовки (специальности), специализации;

 − символьные обозначения  недель в графике учебного  процесса.

 Важной частью титульного  листа учебного плана является  график учебного процесса. В графике  учебного процесса соответствующими  символами для каждого курса  и семестра обозначаются календарные  дни (по неделям и месяцам) теоретического  обучения, практик, экзаменационных  сессий, каникул и итоговой государственной  аттестации. Также указываются сводные  данные по бюджету времени.

Раздел «План» содержит перечень изучаемых дисциплин с распределением форм контроля и часов с учетом видов занятий (лекционных, лабораторных и практических) по семестрам. Для каждой дисциплины указывается общее количество часов, выделенных из ГОС ВПО и отведенных на самостоятельную работу.

 В соответствии с  ГОС ВПО обязательными являются 4 блока (цикла) дисциплин:

- цикл ГСЭ – Общие  гуманитарные и социально-экономические  дисциплины;

- цикл ЕН – Общие  математические и естественнонаучные  дисциплины;

- цикл ОПД – Общепрофессиональные  дисциплины;

- цикл СД – Специальные  дисциплины. В состав специальных  дисциплин могут входить дисциплины  специализаций (ДС).

 Все циклы должны  содержать дисциплины по выбору, которые должны отвечать назначению  цикла и содержательно дополнять  дисциплины, указанные в федеральном  компоненте цикла.

 В цикле дисциплин  ГСЭ шифры и названия дисциплин  должны указываться в соответствии  с требованиями (федеральный компонент) ГОС ВПО.

 

 При составлении плана  учебного процесса, следует учитывать  следующее:

1. Объем учебной нагрузки  студента определяется трудоемкостью  – числом часов аудиторных  занятий и самостоятельной работы, и не должен превышать 54 часов  в неделю. Объем обязательных  аудиторных занятий студента  не должен превышать в среднем  за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в  указанный объем не входят  обязательные практические занятия  по физической культуре и занятия  по факультативным дисциплинам.

2. Количество экзаменов  и зачетов в семестре не  должно превышать 11 (соответственно 5 и 6), включая оценки за курсовые  работы и практики. В указанное  число не входят экзамены и  зачеты по физической культуре  и факультативным дисциплинам.

3. Курсовые работы и  курсовые проекты рассматриваются  как вид учебной работы по  дисциплине и выполняются в  пределах часов, отводимых на  ее изучение.

4. Необходимо, чтобы число  часов на дисциплину в семестре  было кратно числу учебных  недель в семестре, а число  часов на дисциплину в неделю  – четным – для удобства  составления расписания.

5. Факультативные дисциплины  могут предусматриваться в учебном  плане направления подготовки (специальности), однако, они не являются для  студентов обязательными.

6. Общий объем каникулярного  времени в учебном году должен  составлять 7-10 недель, в том числе  не менее 2 недель в зимний период.

7. Заключительная часть  учебного плана включает место  для подписей ответственных лиц.

Особенности разработки учебных планов для заочной формы обучения.

 При разработке учебных  планов заочной формы обучения  необходимо учитывать следующее:

 

1. Структура учебного  плана должна соответствовать  требованиям государственного стандарта как по циклам дисциплин, так и наличию по каждому циклу предметов по выбору. Общая продолжительность обучения увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного государственным образовательным стандартом.

2. Учебный план заочной  формы обучения должен содержать  те же дисциплины, как при очной  форме обучения. Трудоемкость освоения  студентами заочного формы обучения  основной образовательной программы  должна быть тождественной очной  форме, поэтому в графе «Всего  часов» плана учебного процесса  указывается та же общая трудоемкость, что и по очной форме обучения. Разница между этой цифрой  и количеством аудиторных часов  составит число часов самостоятельной  работы, проставляемое в соответствующей  графе.

3. При заочной форме  обучения студенту должна быть  обеспечена возможность занятий  с преподавателем в объеме  не менее 160 часов в год.

Разработка рабочих учебных планов

 Рабочий учебный план  строится на основе учебного  плана по конкретному направлению  подготовки (специальности), и представляет  собой разбивку содержания образовательной  программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения  и включает дисциплины специализации. РУП разрабатывается и утверждается  ежегодно и соответствует году  приема.

 Специализации являются  частью направления подготовки (специальности), в рамках которой они создаются  и предполагают получение более  углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных  областях деятельности по профилю  этого направления подготовки (специальности). Некоторые направления подготовки (специальности) могут не иметь  специализаций.

 По каждой специализации  выпускающей кафедрой разрабатывается  свой набор дисциплин. Названия  дисциплин специализаций и элективных  курсов указываются в учебном плане специализации, утвержденном Ученом советом.

Процедура внесения изменений в учебный план / рабочий учебный план.

 Изменения в действующий  учебный план могут вноситься  решением Ученого Совета ВУЗа. Выписка из решения Ученого совета прилагается к учебному плану.

 После принятия решения  Ученым советом о внесении  изменений в учебный план, предложенные  изменения оформляются в виде  Приложения к ранее существующему  утвержденному варианту учебного  плана. На самом учебном плане (исходном) делается запись о принятом  решении с указанием даты и  № протокола Ученого совета.

 Затем формируется  новый вариант учебного плана  с учетом принятых изменений, на котором проставляются те  же даты и номера протоколов, что и на предыдущем варианте  учебного плана. Кроме того, указывается  дата и № протокола Ученого  совета ВУЗа о принятых изменениях и дата начала действия нового варианта учебного плана.

 Измененный вариант  учебного плана вместе с Приложением (с текстом изменений) к исходному  учебному плану передаются в УМУ.

 После принятия решения  Ученым советом об обучении  студентов данного направления  подготовки (специальности) по новому  учебному плану, в предыдущем  учебном плане УМУ делается  запись о завершении набора  студентов для обучения по  этому плану. Однако он продолжает  действовать еще несколько лет  до завершения обучения по нему предыдущих наборов студентов.

Составление рабочих годовых учебных планов.

 Рабочий годовой учебный  план (РГУП) является одной из составляющих процесса планирования и организации учебного процесса в ВУЗе. РГУП составляется на основе РУП направления подготовки (специальности) на каждый учебный год отдельно для каждой формы обучения и каждого курса и представляет собой конкретное распределение изучаемых дисциплин по курсам, видам учебных занятий (лекция, семинар, практические или лабораторные занятия и т.д.), с указанием сроков их проведения и форм контроля.

 Кроме того, в РГУП  указываются виды и сроки учебных  и производственных практик, каникулярный  период, а также конкретные даты  проведения экзаменационных сессий, государственных экзаменов и  защит выпускных квалификационных  работ.

 При обозначении курсов  по выбору проставляется общее  число часов и форма отчетности (зачет или экзамен).

 РГУП составляются  ответственными лицами УО УМУ  и утверждаются проректором по  учебной работе.

На основании РГУП по всем формам обучения на каждую летнюю или зимнюю сессию за месяц до ее начала составляется перечень зачетов и экзаменов, утверждаемый приказом ректора.

В приказе указываются сроки зачетно-экзаменационной сессии, если они отличаются от графика учебного процесса.

Расчет общего объема учебной работы ВУЗа.

 Расчет общего объема  учебной работы производится  раздельно по направлениям подготовки (специальностям), по курсам, по очной  и заочной форме обучения. При этом следует учитывать следующее:

- лекционные часы рассчитываются  на поток, который, как правило, должен  включать всех студентов курса. Разделение курса на потоки  допускается лишь при наличии  различных учебных планов или  при численности студентов на  потоке, превышающей, как правило, 100-150 человек;

- при расчете часов  практических, семинарских и других  видов занятий основной учебной  единицей является академическая  группа численностью 20-30 человек;

Информация о работе Планирование учебной работы в ВУЗе, на факультете, кафедре