Ответственность госслужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:50, реферат

Краткое описание

юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения прав и законных интересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

Файлы: 1 файл

Содержание гото.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

Введение

     В современном правовом обществе для  поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов помимо организационных  мер используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона. 

     Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление  управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных  мер ответственности отдельных  ее элементов. В отношениях между  государственными служащими и гражданским  обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью  которой обеспечивается должное  поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи  выступает социальная ответственность. Однако, социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса  элементов. Наиболее значимыми его  блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. 
Общим свойством правовой и моральной ответственности являются, безусловно, осознание, правильное понимание лицом - лежащих на нем в силу закона или морального долга обязанностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различны меры взысканий и наказания лица в случаях нарушения требований закона или морального долга.

     Большинство должностных лиц и граждан  в сфере управления стремится выполнить свой государственный долг. Каждый субъект административно-правовых связей находится в психологическом отношении к процессу государственного управления. Здесь проявляются воля, сознание, убеждения личности, которые и определяют ее ответственное поведение, и прежде всего они, а не принуждение, регулируют конкретные поступки субъектов управления.

     Широк круг видов ответственности, под  которые подпадают государственные  служащие, причем каждый вид имеет  свое специфическое назначение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих

     Дисциплинарная  ответственность представляет собой  одну из форм государственного принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим  дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном "ведомственных" пределах в рамках служебного подчинения. Она заключается в применении администрацией в установленном законодательством порядке мер дисциплинарного взыскания к государственному служащему, совершившему дисциплинарный проступок.

     Меры  дисциплинарной ответственности применяются  не "надведомственными" органами (судом, арбитражем, инспекциями т. д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где служит нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

     Институт  дисциплинарной ответственности является одним из наиболее динамичных в законодательстве. Система дисциплинарной ответственности в советском законодательстве претерпевала серьезные изменения, прежде чем достигла своего нынешнего состояния, но ее развитие продолжается и сейчас.

     Дисциплинарная  ответственность государственных  служащих в настоящее время установлена  принятым в 1995 г. Федеральным законом "Об основах государственной службы в Российской Федерации" в редакции от 18.02.99 г. № 119-ФЗ, а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Кроме этих нормативных актов  можно отметить Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" в редакции от 27.06.2000 г. N 1192. 
Важно отметить, что в течение долгого времени институт дисциплинарной ответственности признавался прежде всего институтом трудового права. Эта позиция вызывала серьезную критику многих ученых. В настоящее время трудовым правом в рамках государственной службы регулируется только дисциплинарная ответственность материально-технического персонала, деятельность прочих служащих (в том числе и государственных служащих) регулируется преимущественно административным правом.  
Основанием дисциплинарной ответственности в соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона "Об основах государственной службы в РФ" является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего должностных обязанностей. В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности: отсутствие в нормативных актах закрепления четкого перечня конкретных составов правонарушений. Действующее законодательство содержит только отдельные составы дисциплинарных проступков. Так, ст. 7 Закона РФ "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-I предусматривает дисциплинарную ответственность государственных служащих, принявших решение о засекречивании не подлежащих засекречиванию сведений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Такие же меры предусмотрены в отношении государственных служащих, виновных в нарушении федеральных законов, указов Президента РФ; неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов согласно ст.1 Указа Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы". Тем не менее даже все перечисленные в нормативных актах основания привлечения государственных служащих государственной службы к дисциплинарной ответственности не составляют исчерпывающий список. Служащий государственного учреждения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности даже если его действия не подпадают ни под один из конкретных составов, но с точки зрения руководства являются дисциплинарным проступком. Данная ситуация вызвана чрезмерно широким кругом правонарушений, возможных быть допущенными в служебной деятельности, чтобы их можно было зафиксировать в нормативных актах.

     Нельзя  не отметить, что и наиболее развитые системы административного законодательства мира, к которым относится, например, французская, не содержат полного перечня дисциплинарных проступков. Однако, такое положение имеет и свои минусы, так как позволяет органу (должностному лицу), налагающему взыскание, в ряде случаев самому решать вопрос о противоправности того или иного деяния, что на практике может привести к ущемлению служебных прав подчиненных лиц. Выход отдельные авторы видят во включении перечня наиболее существенных служебных нарушений в должностные инструкции, а перечня государственных служащих, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания - в положения об органе управления. Представляется, что функцию контроля за наложением дисциплинарных взысканий могли бы на себя взять Дисциплинарные суды, подобные существующим в Германии и Франции. Однако, очевидно, что создание их в нашей стране, даже если законодатель пойдет по такому пути, - дело далекого будущего.  
Несмотря на отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, ученые выделяют в дисциплинарном законодательстве признаки, которые можно объединить понятием состава дисциплинарного проступка. Эти признаки характеризуют его с точки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

     Объектом  посягательства любого проступка в  системе государственной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществления того или иного вида государственной деятельности.

     Посягательства  на данные общественные отношения выступают  в виде нарушений государственной  дисциплины или отдельных ее видов. В качестве объекта, на который непосредственно  посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или  ненадлежащее исполнение).

     К признакам объективной стороны  дисциплинарного проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на государственную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков.

     В качестве субъекта дисциплинарного  проступка в юридической литературе выступают физические лица. Вопрос о дисциплинарной ответственности  организаций является дискуссионным. В качестве субъектов дисциплинарных проступков могут выступать как  рядовые работники государственного аппарата, так и должностные лица, причем, в отличие от законодательства об административных правонарушениях, должностные лица несут дисциплинарную ответственность на равных основаниях с рядовыми работниками.

     Субъективной  стороной дисциплинарного проступка  в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих  психическое отношение правонарушителя  к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всею в качестве такого признака выступает вина. Дисциплинарным проступком в государственном аппарате считается лишь такое нарушение государственной дисциплины, которое произошло по вине работника. В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). 
В юридической литературе нет единства в вопросе о том, какие меры воздействия за дисциплинарные проступки считать дисциплинарной ответственностью. Одни авторы к дисциплинарной ответственности относят только дисциплинарные взыскания, другие - любые дисциплинарные меры. Наиболее аргументированной представляется точка зрения авторов, разделяющих все меры дисциплинарной ответственности на три группы в зависимости от цели их применения: 1) меры дисциплинарного пресечения; 2) меры дисциплинарного наказания; 3) меры дисциплинарного восстановления. К дисциплинарным взысканиям относится только вторая группа.

     В отличие от дисциплинарных проступков, перечень дисциплинарных взысканий  полностью устанавливается законодательством  и не подлежит расширительному толкованию. В настоящее время в данной сфере основные дисциплинарные взыскания  устанавливаются Федеральным законом "Об основах государственной службы в РФ" и законами о государственной  службе субъектов Федерации, которые  в этом плане, в основном дублируют  предыдущие. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона "Об основах  государственной службы в РФ" на государственного служащего, совершившего должностной проступок, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном  соответствии; 5) увольнение.

     Достаточно  слабое правовое регулирование имеет  в Российской Федерации дисциплинарное производство, несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался многими  теоретиками.

     Круг  субъектов дисциплинарного производства не ограничивается только правонарушителями  и органами (должностными лицами), применявшими меры дисциплинарного воздействия. К ним также следует отнести  законных представителей, свидетелей, экспертов и других лиц, участвующих  в дисциплинарном производстве, в  том числе и лиц, которые обеспечивают исполнение дисциплинарных взысканий (например, начальник гауптвахты при  исполнении дисциплинарного ареста).

     К сожалению, законодательство не закрепляет обстоятельств, исключающих дисциплинарное производство. К ним следовало бы отнести: 1) отсутствие события и состава дисциплинарного проступка; 2) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; 3) действие лица в состояния крайней необходимости; 4) издание акта, устраняющего применение дисциплинарного взыскания; 5) отмена акта, устанавливавшего дисциплинарную ответственность; 6) истечение сроков, предусмотренных для наложения дисциплинарного взыскания; 7) прекращение служебных отношений; 8) смерть лица, в отношении которого было начато дисциплинарное производство. Дисциплинарное производства распадается на ряд стадий: 1) дисциплинарное расследование, 2) рассмотрение дел о дисциплинарных проступках, 3) обжалование и опротестование решений по дисциплинарным делам и 4) исполнение решении о применении мер дисциплинарного воздействий. 
Дисциплинарное производство можно подразделить на обычное и особое, предусмотренное для отдельных категорий работников государственного аппарата (судьи, прокуроры н др.).

     В перспективе многие эти вопросы  могли бы быть урегулированы Федеральным  законом "О дисциплинарной ответственности" или даже Дисциплинарным кодексом, на необходимость принятия которого указывают многие ученые. В нем могли бы найти отражение такие вопросы как: соотношение дисциплинарных взысканий с другими видами юридической ответственности; установление исчерпывающего перечня мер дисциплинарного воздействия; список обстоятельств, освобождающих от дисциплинарной ответственности, смягчающих или усиливающих ее; перечень органов и лиц дисциплинарной юрисдикции; стадии дисциплинарного производства и др. Принятие его, однако, возможно лишь в отдаленной перспективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административная  ответственность государственных служащих

     Государственные служащие в основной массе несут  административную ответственность  на общих основаниях с рядовыми гражданами. Федеральный закон "Об основах  государственной службы в Российской Федерации" закрепляет административную ответственность служащих за действия или бездействия, ведущие к нарушению  прав и законных интересов граждан (ст. 14 п. 5). Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных  служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере - должностные лица. Ответственность  именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности. В действующем  на данный момент Кодексе об административных правонарушениях должностные лица в качестве спецсубъекта выделены более чем в ста статьях. Исходя из этого в данной курсовой работе будет, в основном, рассмотрена административная ответственность должностных лиц государственной службы.

Информация о работе Ответственность госслужащих