Основные проблемы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что исполнительная власть в субъектах РФ играет главную роль в системе органов государственной власти, поскольку она наделяется широкими компетенциями и регламентируется наиболее детально, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И даром что в конституциях и уставах субъектов РФ главы о данной области власти порой следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, прочно сплетенная с компетенциями главы страны, не ограничивается отведенным ей амплуа лишь исполнителя законов и по собственному политическому весу превышает законодательную власть.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1.Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов РФ……………………………………………………………………………..

6
1.1.Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов РФ
6
1.2.Виды органов исполнительной власти субъектов РФ…………………
10
2.Основные проблемы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………………………….

16
2.1.Направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ…………………………………………………………………

16
2.2.Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти РФ………………………………………………….

22
Заключение……………………………………………………………………
27
Список использованных источников литературы………………………….
29

Файлы: 1 файл

Органы исп власти субъектов РФ и их место в сист гос орг.docx

— 58.85 Кб (Скачать)

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, исполняющих региональную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В систему исполнительной власти субъекта РФ входят:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство либо администрация);

в) исполнительные органы государственной власти особой компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, работающие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского либо областного подчинения, и т. д.) либо на местности административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти особой компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции либо отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации [10, с. 63].

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов РФ являются министерства, комитеты, департаменты, управления, инспекции. Министерство - это орган исполнительной власти субъекта РФ, ведущий муниципальную политику и исполняющий управление в определенной сфере, а также координирующий работу в данной сфере прочих органов исполнительной власти субъекта РФ. К примеру, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и др. Департамент, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, исполняющие межотраслевую координацию по проблемам, отнесенным к их ведению и активное регулирование в определенной сфере работы. К примеру, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты формируются для управления в сфере работы, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты формируются для государственного отраслевого либо межотраслевого регулирования по проблемам, отнесенным к их ведению. Управления формируются для муниципального регулирования в определенной сфере работы. Т.е. департаменты бывают отраслевыми и многофункциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления многофункциональными органами. Указанное разделение не всегда ясно наблюдается на практике.

В ряде субъектов РФ (к примеру, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Специфическую функцию исполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, исполняющие муниципальный контроль и присмотр в отведенной им сфере хозяйства.

Помимо этого выделяют также такие виды органов исполнительной власти субъектов РФ, как:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой  компетенции;

- органы внутриотраслевой  компетенции;

- единоначальные органы;

- коллегиальные органы;

- органы, в которых единоначалие совмещается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Невзирая на то, что на территории субъекта РФ как прямо, так и посредством формируемых ими территориальных органов, работают федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является непрерывно работающим. Например, в соответствии со ст. 44 Устава г. Москва высший региональный орган Москвы является верховным непрерывно работающим коллегиальным органом исполнительной власти г. Москвы, имеющим общую компетенцию и обеспечивающим согласованную работу остальных органов исполнительной власти г. Москвы. В согласовании со ст. 58 Устава Омской области непрерывно работающим верховным исполнительным органом государственной власти Омской области является высший региональный орган Омской области. Руководство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава  Алтайского края высший региональный орган Алтайского края является непрерывно работающим верховным исполнительным органом государственной власти Алтайского края [11, с. 74].

К примеру, в согласовании с Уставом Нижегородской области губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности в данной области, управляющим верховного исполнительного органа государственной власти области – Правительства. Сообразно Уставу Амурской области, глава администрации области управляет работой администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за подобающее реализацию её полномочий. Ранее в субъектах РФ, устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии высшего должностного лица, региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. В данный момент эти противоречия устранены.

Верховный орган исполнительной власти субъекта РФ действует в пределах срока компетенций высшего должностного лица региона и слагает свои обязанности со дня введения в силу решения о наделении гражданина РФ правами высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая действовать до сформирования высшего органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня введения в силу решения о наделении лица правами руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он может оставить в должности его членов либо освободить их от должности и назначить на данные должности иных лиц. Решение принимается индивидуально относительно каждого сотрудника.

Название, конструкция и регламент формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и прочих обычаев региона. Он может называться: администрация, совет министров, правительство, кабинет министров. К примеру, сообразно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. Во всех субъектах Федерации высший областной орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

В заключение можно сделать выводы о том, что система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им автономно в конституции, уставе и законодательстве о системе органов государственной власти и в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ находится в составе системы исполнительной власти РФ и содержит: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

2.Основные проблемы  деятельности органов исполнительной  власти                  субъектов РФ

 

2.1.Направления  деятельности органов исполнительной  власти                  субъектов РФ

В согласовании с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» работа органов государственной власти субъекта РФ исполняется в согласовании с такими принципами, как:

а) муниципальная и территориальная целостность РФ;

б) распределение суверенитета РФ на всю её местность;

в) главенство Конституции РФ и федеральных законов на всей местности РФ;

г) целостность системы государственной власти;

д) деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях сбалансированности компетенций и исключения концентрации всех обязанностей в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;

е) разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

 ж) самостоятельное проведение органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им прав и обязанностей;

з) самостоятельное воплощение собственных компетенций органами местного самоуправления [13, с. 57].

Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав народа на участие в управлении делами страны как самостоятельно, так и посредством собственных представителей, в т.ч. методом законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

Система органов исполнительной власти утверждается законодательными органами субъектов РФ сообразно представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения имеют возможность наделяться статусом юридического лица, формируются и работают в согласовании с положениями о них, утверждаемыми определенным правительством либо единоличным управляющим исполнительной власти субъекта РФ.

Базы правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, регламент их формирования и укомплектования кадрами муниципальных служащих упорядочивается Конституциями, уставами, особыми законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о схеме органов исполнительной власти и т.п.

Органы государственной власти субъекта РФ способствуют развитию местного самоуправления на местности субъекта РФ.

Компетенция органов государственной власти субъекта РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законодательством, иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и изменяются лишь методом внесения определенных поправок в Конституцию РФ и (либо) пересмотра её положений, методом внесения изменений и (либо) дополнений в ФЗ, методом принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ или методом внесения соответственных конфигураций и (либо) )добавлений в указанные акты.

Разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным соглашением и прочими контрактами о разделении предметов ведения и компетенций, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Высшее должностное лицо образует верховный исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Базовые компетенции которого состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении государственной политики в области бюджетирования, образования, науки, здравоохранения, общественного обеспечения и природопользования. В границах данных компетенций он организует органы исполнительной власти субъекта Федерации; выполняет меры по реализации, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина, охране имущества и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, проекты программ социально-экономического развития региона; обеспечивает пополнение бюджета субъекта, составляет отчеты о его выполнении и об итогах проведения социально-экономических программ; заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти о разделении предметов ведения, а также соглашения с ними; выполняет прочие компетенции, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации [17, с. 82].

Органы исполнительной власти субъекта Федерации действуют на базе положений о них, утверждаемых верховным органом исполнительной власти субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (распоряжения) и постановления. Правовые акты издает также верховный исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Верховный исполнительный орган государственной власти субъекта вправе рекомендовать преобразования и дополнения в эти акты, их отмену или апеллировать их в судебном порядке.

Конституция, законы и другие нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для выполнения всеми находящимися на местности субъекта органами государственной власти, иными муниципальными органами и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, публичными объединениями, должностными лицами и гражданами. Несоблюдение данных актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она будет установлена законом субъекта.

Правовые акты верховного должностного лица и верховного исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие законодательству, подлежат опротестованию прокурором.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определяет несколько значимых положений, основной значение которых состоит в укреплении принципа законности в работе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, в обеспечении неуклонного соблюдения на всей местности РФ требований Конституции РФ, федеральных законов, расширении компетенций Президента РФ [21, с. 22-23].

Президент вправе аннулировать действие акта верховного должностного лица субъекта Федерации, а также акта органа исполнительной власти субъекта в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам либо нарушения прав и свобод населения до решения этой дилеммы судом.

Президент РФ вправе преждевременно прервать деятельность высшего должностного лица субъекта Федерации методом отстранения его от должности. Это влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа. Президент в данных обстоятельствах может назначить временно выполняющего полномочия высшего должностного лица, если другой регламент не предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Федерации.

Информация о работе Основные проблемы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ