Основные административные права и обязанности граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовой статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты1.
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц 4
2. Основные административные права и обязанности граждан 8
3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан 13
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 3

1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц 4

2. Основные административные  права и обязанности граждан 8

3. Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан 13

Заключение 27

Список литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физические лица – граждане РФ, граждане СНГ лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права.

Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение. Скорее наоборот, они детализируют и реализуют права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на субъектов отношений обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм.

Граждане РФ, выступая в роли субъектов административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих их социально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты1.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

Среди статусов физических лиц наибольший интерес представляют статусы гражданина Российской Федерации и лица без гражданства, поскольку они лишены режимной организации в рамках административного права и, следовательно, не могут быть проанализированы в рамках особенной части настоящего курса.

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ, который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации.

 

 

1. Понятие и  содержание административно-правового  статуса физических лиц

Физические лица вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, т.е. обладая соответствующим административно-правовым статусом. Субъектами административного права так или иначе являются все физические лица.

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления2.

В науке административного права получило распространение представление о четырех основных видах административно-правового статуса граждан.

1. Статус личности включает  административные права и обязанности, присущие всем без исключения  физическим лицам в Российской  Федерации, независимо от каких  бы то ни было обстоятельств. Примером таких прав и обязанностей  являются право на обращение  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность  сохранять природу и окружающую  среду. Административно-правовой статус  личности в своей основополагающей  части вытекает из норм главы 2 Конституции РФ и непосредственно  закреплен во многих федеральных  законах.

2. Статус гражданства  включает административные права  и обязанности, дифференцированные  по физическим лицам исходя  из критериев наличия или отсутствия  определенного вида гражданства.

Наиболее распространенным и обычным является статус гражданства Российской Федерации. Именно на закрепление административных прав и обязанностей граждан ориентировано подавляющее большинство актов административного законодательства Российской Федерации. Подробному рассмотрению административно-правового статуса российских граждан посвящен следующий параграф настоящего издания.

 В последние годы  наблюдается повышенное внимание  законодателя к регулированию  вопросов административно-правового  статуса иностранного гражданства  в Российской Федерации.

Некоторыми отличиями от статуса гражданства Российской Федерации и статуса иностранных граждан обладает статус двойного гражданства (бипатризм). Ряд особенностей статуса двойного гражданства предусмотрен законодательными актами Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае наличия у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

И последним административно-правовым статусом гражданства является статус безгражданства (апатризм). Хотя на лиц без гражданства в целом распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации, существует ряд изъятий и ограничений для лиц без гражданства. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ запрещает лицам без гражданства замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

3. Социальный статус включает  административные права и обязанности, дифференцированные по физическим  лицам исходя из их профессии  или рода занятий. Примеров социального  статуса чрезвычайно много, среди  них можно упомянуть статусы  государственного служащего, индивидуального  предпринимателя, пенсионера, студента. Особенностью данного административно-правового  статуса является то, что он  возникает на основании закона  как комплекс административных  прав и обязанностей, связываемых  с той или иной профессией  или родом занятий. Поскольку  же любое физическое лицо в  российском обществе занимает  определенную социальную нишу, наличие  одного или нескольких социальных  статусов для физического лица является непременным.

4. Особый статус довольно  резко отличается от социального  статуса, поскольку в нем отсутствует  признак социальной необходимости. Физические лица приобретают  особый статус хотя и на  основе законодательства, но исключительно  своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными  предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.

 Первичным элементом  административно-правового статуса  физических лиц и необходимой  предпосылкой для их вступления  в административные правоотношения  является административная правосубъектность. Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.

Административная правоспособность - это способность иметь административные права и нести административные обязанности. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий3.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.

 Очевидно, что административно-правовой  статус личности гражданин приобретает  в момент рождения и утрачивает  только со своей смертью. Следовательно, и административная правоспособность  в соответствующих административных  правоотношениях возникает и  прекращается в те же самые  моменты времени.

Во многие административные правоотношения физическое лицо может вступить только по достижении определенного возраста, который в таких случаях и является критерием административной правоспособности. Например, государственным гражданским служащим может быть только лицо в возрасте от 18 до 65 лет. За рамками данных возрастных пределов физическое лицо в отношениях на государственной гражданской службе является неправоспособным.

 Вступить в административные  правоотношения по поводу регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя  может гражданин, достигший 18-летнего  возраста.

Очевидный пример критерия пола при определении административной правоспособности предоставляют отношения по поводу призыва граждан на военную службу. Лица женского пола в отношениях воинского призыва участвовать не могут и в данном случае являются неправоспособными.

Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина4.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью. Это обусловлено значительным личным элементом в отношениях, регулируемых административным правом. В ряде случаев представительство в административных правоотношениях не допускается: например, исполнение обязанностей государственной службы не может быть перепоручено государственным служащим другому лицу.

Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения5.

Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

 

2. Основные административные  права и обязанности граждан

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д. Неисчислимое множество административных прав и обязанностей сложно поддается систематизации. Дать их исчерпывающую классификацию и тем более полный перечень не представляется возможным.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Федеральным законом, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Информация о работе Основные административные права и обязанности граждан