Обращение граждан в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение обращения граждан как способа защиты прав.
Указанная цель определяет задачи исследования:
1) раскрытие понятия и видов обращений граждан;
2) исследование порядка подачи и разрешения жалоб граждан;
3) анализ деятельности органов, рассматривающих жалобы граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и виды обращения граждан………………………………...……5
Порядок подачи и разрешения административных жалоб граждан…...10
Порядок подачи и разрешения судебных жалоб граждан……………15
Порядок и особенности обращения граждан в Конституционный суд РФ…………………………………………………………………………………20
Порядок подачи и рассмотрения жалобы Уполномоченному по правам человека РФ………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

обращения граждан.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень  прилагаемых к обращению документов.

К обращению  необходимо прилагать ряд документов. Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О Конституционном суде в Российской Федерации» к направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

1) текст  акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ  об уплате государственной пошлины;

4) перевод  на русский язык всех документов  и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению  могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также  другие документы и материалы. 
Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины  при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации своим  решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. 
Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются. 
Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.

Правом  на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают15 граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба  на нарушение законом конституционных  прав и свобод допустима, если16:

1) закон  затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.  

 

 

 

 

Порядок подачи и рассмотрения жалобы Уполномоченному  по правам человека РФ

Уполномоченный  рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства17.

1. Уполномоченный  рассматривает жалобы на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих, если ранее заявитель  обжаловал эти решения или  действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный  не рассматривает жалобы на  решения палат Федерального Собрания  Российской Федерации и законодательных  (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача  жалобы Уполномоченному по правам  человека в субъекте Российской  Федерации не является основанием  для отказа в принятии аналогичной  жалобы к рассмотрению Уполномоченным. 

Жалоба  должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба  должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение  существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. 

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. 

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного  содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право18:

1) принять  жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить  заявителю средства, которые тот  вправе использовать для защиты  своих прав и свобод;

3) передать  жалобу государственному органу, органу местного самоуправления  или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать  в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный  срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в  принятии жалобы к рассмотрению обжалованию  не подлежит.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции. 

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным  органам или должностным лицам  за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка  не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или  действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе19:

1) беспрепятственно  посещать все органы государственной  власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях  их коллегиальных органов, а  также беспрепятственно посещать  предприятия, учреждения и организации  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать  и получать от государственных  органов, органов местного самоуправления  и у должностных лиц и государственных  служащих сведения, документы и  материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать  объяснения должностных лиц и  государственных служащих, исключая  судей, по вопросам, подлежащим  выяснению в ходе рассмотрения  жалобы;

4) проводить  самостоятельно или совместно  с компетентными государственными  органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать  компетентным государственным учреждениям  проведение экспертных исследований  и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться  с уголовными, гражданскими делами  и делами об административных  правонарушениях, решения (приговоры)  по которым вступили в законную  силу, а также с прекращенными  производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По  вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами расположенных  на территории Российской Федерации  органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

О результатах  рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом. 

Уполномоченный  обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

 По  результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе20:

1) обратиться  в суд с заявлением в защиту  прав и свобод, нарушенных решениями  или действиями (бездействием) государственного  органа, органа местного самоуправления  или должностного лица, а также  лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться  в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного  дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться  в суд или прокуратуру с  ходатайством о проверке вступившего  в законную силу решения, приговора  суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить  свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при  судебном рассмотрении дела в  порядке надзора;

5) обращаться  в Конституционный Суд Российской  Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии государственной  пошлиной не облагаются.

Уполномоченный  вправе опубликовать принятое им заключение. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

По  результатам изучения и анализа  информации о нарушении прав и  свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе21:

Информация о работе Обращение граждан в административном праве