Обращение граждан в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение обращения граждан как способа защиты прав.
Указанная цель определяет задачи исследования:
1) раскрытие понятия и видов обращений граждан;
2) исследование порядка подачи и разрешения жалоб граждан;
3) анализ деятельности органов, рассматривающих жалобы граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и виды обращения граждан………………………………...……5
Порядок подачи и разрешения административных жалоб граждан…...10
Порядок подачи и разрешения судебных жалоб граждан……………15
Порядок и особенности обращения граждан в Конституционный суд РФ…………………………………………………………………………………20
Порядок подачи и рассмотрения жалобы Уполномоченному по правам человека РФ………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

обращения граждан.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Вторая  стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и  проанализирована информация, необходимая  для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные  комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Например, в п. 3 ст. 15 Свердловского областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие  о многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской области, как правило, с выездом на места».

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

На  этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

•      лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

•       знакомиться с итоговыми материалами  проверки;

•       представлять дополнительные материалы  или ходатайствовать об их истребовании;

•       пользоваться услугами адвоката, переводчика.

Если  жалоба коллективная, соответствующие  права реализует представитель  подписантов.

Помимо  сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм.

Иногда  по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья  стадия — принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой  властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной  работе, установлены сроки его  принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан  — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1.   Заявления и жалобы, не требующие  дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но  не позднее 15 дней.

 

2.   Если для разрешения обращения  необходимо проведение специальной  проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3.   Жалобы военнослужащих и членов  их семей разрешаются в центральных  органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

Если  два первых исключения связаны с  содержанием жалобы, то третье —  с ее автором.

Закон четко определил начало течения  срока разрешения жалобы — со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу.

Срок  оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать  дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято  решение:

•       о полном удовлетворении жалобы;

•       о частичном удовлетворении жалобы;

•       об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. На бюрократическом языке это называется «спихотехникой»10. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

•      о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам —  исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

 

Порядок подачи и разрешения судебных жалоб

Судебная жалоба — это заявление, которое подается в письменной форме для постановки в известность судебные органы о действиях преступного характера.

Судебный  порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он — сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный  надзор за законностью публичной  административной деятельности представляет собой вид государственного контроля.

Его специфика  состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Рассмотрение  судами жалоб граждан на акты должностных  лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция, или правосудие по административным делам. Административная юстиция в России характеризуется следующими особенностями11:

•       это решение спора между гражданином  и субъектом публичной власти о законности действий последнего;

 

•       споры решаются обычными судами (общей  юрисдикции, арбитражными, конституционными);

•       порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК, АПК, законами о конституционных (уставных) судах.

В настоящее  время нужно различать два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные  жалобы граждан можно различать  и по адресатам: мировым судьям, в  суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в  редакции Закона от 14 декабря 1995 г.).

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд  могут быть обжалованы коллегиальные  и единоличные действия (решения), в результате которых:

•       нарушены права и свободы гражданина;

•       созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

•       незаконно на гражданина возложена  какая-либо обязанность или он незаконно  привлечен к какой-либо ответственности. Суды рассматривают жалобы на любые  действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и  свободы, либо непосредственно в  районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По  закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба  направляется либо в суд по месту  его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком  же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой  на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв  жалобу к рассмотрению, суд по просьбе  гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого  действия (решения).

Для обращения в  суд установлены следующие сроки12:

•      три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его  права;

•      один месяц со дня получения гражданином  письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или  со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может  быть восстановлен судом.

Верховный Суд Российской Федерации признал, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может  быть оспорен.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных окружных арбитражных судах субъектов Федерации специально образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений. Общей нормой — ст. 22 АПК РФ — предусмотрено, что они рассматривают жалобы граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, организаций на действия субъектов власти. В частности, арбитражным судам подведомственны экономические споры о нарушении прав собственника, об отказе в государственной регистрации, о взыскании штрафов, о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, о возмещении убытков, о несостоятельности (банкротстве).

Судебное  обжалование на основе специальных  норм — исключение из судебного  обжалования по общему праву. В установленных  специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

Примером  специальной судебной жалобы может  быть обжалование по п. 1 ст. 47 Закона «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которой решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд.

 

Специальные жалобы в арбитражные суды в соответствии со ст. 4 АПК подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

Граждане  могут обращаться в Конституционный  Суд в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации». Статьями 96—100 этого Закона урегулированы  особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

 

 

Порядок и особенности обращения граждан в Конституционный суд РФ

В целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле13.

Существуют  общие требования к обращению граждан в Конституционный суд РФ.14 Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный  Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование  заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование  и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит  проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

Информация о работе Обращение граждан в административном праве