Место таможенного права в системе отраслей российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть таможенное право в качестве отрасли российского права.
К основным задачам относятся:
проанализировать научную литературу по данной теме;
изучить историю развития таможенного дела и таможенного права России;
предложить направления совершенствования российского таможенного законодательства;
рассмотреть таможенное право как формирующуюся юридическую науку и учебную дисциплину;
выявить предмет, методы таможенного права;
раскрыть принципы таможенного права;
соотнести таможенное право с другими отраслями российского законодательства;

Файлы: 1 файл

Место таможенного права в системе отраслей российского права1.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Некоторые юристы делают однозначный вывод, что таможенное право – это институт административного права. Сведение целой отрасли таможенного права со своим предметом регулирования (кругом общественных отношений) к институту административного права представляется нецелесообразным, хотя большая часть этих отношений действительно регулируется административным правом.

С.С. Алексеев писал, «при указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой отрасли есть «свой» предмет, то есть особый участок общественных отношений: конституционный, трудовой, земельный и т.д. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельный кодекс, иные кодифицированные законодательные акты».21

Таможенное право имеет как свой участок регулирования, так и свое законодательство. На сегодняшний день таможенное право отличается от других отраслей своей динамичностью, так как наиболее тесно связано с политикой и экономикой, являясь их инструментом.

В данном выше определении можно отметить два признака, которые указывают на то, что отрасль является самостоятельной. Первый признак – это, что отрасль имеет свой предмет регулирования; второй признак – это кодификация. Хотя кодификация не является основным признаком самостоятельности отрасли, однако, он свидетельствует о том, что отрасль имеет обширное законодательство, что весьма существенно.

На сегодняшний день таможенное право имеет громадное значение для Российского государства, именно как самостоятельная отрасль, так как оно стоит на защите экономических интересов, и не только внутренних, но и внешних.

Предмет таможенного права – это круг однородных общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, установлением таможенного режима, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в целом.

Таким образом, представляется необходимым указать критерии, по которым можно выделить таможенное право в самостоятельную отрасль: 1) кодификация, 2) общественная значимость и обширность материала, 3) политическая и общественная заинтересованность государства.

Не менее важный критерий выделения права в самостоятельную отрасль – это правовой метод регулирования общественных отношений.

Метод правового  регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники  соответствующих правоотношений, т.е. каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него общественных отношений.

Главная особенность  таможенных отношений в том, что  все они складываются в связи  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.

В теории права  различают два основных метода правового  регулирования общественных отношений  — императивный (основан на власти и подчинении, выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений) и диспозитивный (основан на равенстве участников и свободе их действий в определенно установленных нормой пределах). Иными словами, соответственно административно-правовой и гражданско-правовой методы.22

2.2 Принципы таможенного права

 

Правовое воздействие  каждой отрасли права во многом определяется ее принципами — основополагающими  началами, главными идеями, которые  являются основой, фундаментом нормативно-правовых предписаний. Принципы отрасли права  являются выражением целей правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений и определяются характером этих отношений, их значением в жизни общества.23

Как и любой отрасли российского права, таможенному праву присущи принципы законности и демократизма.

Принцип законности означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. Это означает, что действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству (включающему в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты различного уровня). Никакие цели, никакая необходимость не могут оправдывать нарушение закона.

Принцип демократизма предполагает, что таможенное право  служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. Кроме  того, демократизм таможенного права, например, проявляется в возможности  защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав. Также демократизм таможенного права выражается в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д.24

Помимо принципов, присущих всем отраслям права, для таможенного права характерны и специальные принципы.

К ним следует отнести, во-первых, принцип полного и четкого таможенного регулирования. Он означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере.

Следующий принцип таможенного права — обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Этот принцип предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, обеспечения соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения интересов всех участников таможенных правоотношений.

Таможенные средства и инструменты должны постоянно совершенствоваться. Таможенная служба РФ не должна жить старыми наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в таможенных службах других стран.

Одним из важных принципов таможенного права является учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Следует отметить, что Российская Федерация активно участвует в международно-правовом регулировании вопросов таможенного дела, участвует в большинстве многосторонних договоров и соглашений в таможенной сфере.25

2.3 Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права

 

Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями российского права. Прежде всего, необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, гражданским, уголовным и административным. Лишь только после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли в российской правовой системе.

Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются основополагающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного.

В Конституции РФ имеется пять статей, прямо относящихся к таможенному делу и определяющих некоторые основополагающие аспекты его осуществления в России. Это, прежде всего, статья 71 (пп. «ж», «з» и «л»), где четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы (к которым относятся таможенные пошлины и иные таможенные платежи), а также внешнеэкономические отношения. Иными словами, невозможно установление субъектами федерации иного, чем это предусмотрено нормами федеральных законов, порядка таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей, их последующие сборы и перечисление в местные бюджеты.

Далее, по смыслу части 1 ст. 78 Конституции РФ следует, что федеральные органы исполнительной власти (к каковым и Государственный таможенный комитет РФ) могут для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления, таможни либо таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц. Это коррелирует с нормой п. «т» ст. 71 Конституции РФ о том, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, разновидностью которой является таможенная служба. В статьях 8 и 74 Конституции РФ говорится о едином таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории России таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Статья 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральные законы по вопросам, в частности, затрагивающим таможенное регулирование.

Таким образом, конституционные нормы закрепляют основные отраслевые принципы таможенного права, а в целом конституционное право имеет основополагающее значение как для таможенного права, так и для других правовых отраслей, поскольку упомянутые выше принцип законности, принцип уважения прав и основных свобод человека и ряд иных общеправовых принципов имеют под собой конституционную основу.

Связь гражданского и таможенного права проявляется в случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается в ряде случаев таможенно-правовыми нормами: в случае условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и др. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик» (глава 11 ТК ТС), договор хранения — аналог «Временное хранение» (глава 25 ТК ТС) и др.

Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. С одной стороны, будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право как бы вбирает в себя нормы уголовного права, относящиеся к неправомерному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, влекущему за собой уголовную ответственность. С другой стороны, если исходить из характеристики уголовного права как одной из самостоятельных (базовых) отраслей права, то тогда следует вывод, что уголовное право служит исходным началом для части таможенного права, касающейся вопросов неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В любом случае, тесная взаимосвязь этих отраслей налицо.

Наиболее явно и многогранно проявляется соотношение таможенного и административного права. Рядом ученых таможенное право рассматривается как подотрасль административного права. Основной упор при этом делается на то, что нормами административного права регулируется большинство правоотношений в сфере таможенного дела. Однако поскольку административное право является базовой, профилирующей отраслью, в его нормах, как и в нормах других базовых отраслей, содержатся исходные начала финансового, трудового, природоохранного (экологического) и многих других отраслей. В то же время эти отрасли являются относительно самостоятельными отраслями (так как имеют свой предмет и метод правового регулирования), а не входят в административное право в качестве его подотраслей, хотя и тесно с ним связаны. 26

Таким образом обстоит дело и с таможенным правом. Преобладающая часть общественных отношений, регулируемых нормами таможенного законодательства в узком смысле (и прежде всего, Таможенным кодексом ТС и Законом РФ «О таможенном тарифе»), действительно относится к сфере регулирования административного и административно-процессуального права, поскольку:

1) деятельность таможенных органов, являющихся основными субъектами таможенно-правовых отношений, в основном представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией;

2) отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон;

3) к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются, в большинстве своем, меры административной или дисциплинарной ответственности; 4) споры между сторонами — участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Однако это вовсе не означает, что таможенное право поглощается административным правом, поскольку оно, как уже сказано, имеет свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования. Более того, развиваясь самостоятельно, таможенное право во многом дополняет и развивает административное право. Так, например, были впервые введены нормами Таможенного кодекса РФ 1993 г., а уж потом перенесены в Кодекс об административных правонарушениях такие понятия, как административная ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности и ряд других.

Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права, таможенное право соприкасается также и с финансовым правом, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.

Информация о работе Место таможенного права в системе отраслей российского права