Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Возникновение кризисов в организации………………………………4
Глава 2. Кризис организации………………………………………………………9
2.1. Виды………………………………………………………………………10
2.2. Фазы………………………………………………………………………11
2.3. Последствия……………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………...18
Список использованной организации……

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

 

В странах с  развитой рыночной экономикой организации  при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.

 

2.1. Виды.

Применительно к  организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

  • технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
  • социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
  • финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;
  • организационный - возникает и результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
  • информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;
  • кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

В конечном итоге  эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

 

2.2. Фазы.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления  кризисов в организации.

I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов

рынка.

II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).

III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до  предкризисного уровня.

V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание  условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать  цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами  возникновения кризиса в организации  могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

• отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

• объемом производства и объемом реализованной продукции;

• объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

• доходами и объемами краткосрочных займов;

• качеством продукции и ее ценой на рынке;

• ценой продукции и затратами на ее производство;

• уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

• дебиторской и кредиторской задолженностями;

• объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

Некоторые из этих диспропорций можно представить  графически.

Так, рис 1.1 демонстрирует  изменение во времени объема производства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой модели можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1.2 и 1.3 можно  проследить аналогичную тенденцию  изменения во времени:

  • прибыли и краткосрочных займов (см. рис. 1.2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельствует о наступлении кризиса;
  • рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в балансе организации (см. рис. 1.3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

При наступлении  кризисных ситуаций необходимо иметь  резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

 

2.3. Последствия.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние  кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в  целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Однако следует  иметь в виду, что кризис в организации  не обязательно приводит к негативным последствиям.

В табл. 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступлении кризиса в организации.

Таблица 1.1

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

 

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации  как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника


 

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций в организациях должно взять на себя государство.

Основными направлениями  государственного антикризисного регулирования являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Например, в настоящее время уже действует третья редакция (2002 г.) этого закона;
  • оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в ведущих отраслях машиностроения, химии и ВПК;
  • принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;
  • приватизация и ликвидация предприятий-должников;
  • совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов;
  • создание института арбитражных управляющих - саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В России государственным  органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО). Эта служба должна выполнять следующие основные функции:

  • проводить анализ финансового состояния организаций, имеющих признаки несостоятельности, подготавливать рекомендации по их устранению;
  • формировать положения и критерии оценки платежеспособности организаций;
  • учитывать неплатежеспособные организации в специальном реестре;
  • выступать представителем собственника государственного предприятия, участвовать в проведении процедур банкротства организаций, предусмотренных законом;
  • анализировать деятельность арбитражных управляющих и рассматривать жалобы на их действия;
  • проводить анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Многие предприятия  России находятся в той или  иной стадии кризисного финансового состояния, это в первую очередь связано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного экономического кризиса.

В любой организации  есть опасность появления кризисной  ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

Исходя из этого  проявление кризисных ситуаций в  организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.

С этой позиции  процедуры банкротства предприятий - это обеспечение эволюции производства, продвижения нового, отживания старого, неуклонного развития экономики. Банкротство организаций - это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало. В то же время институт банкротства - удобный инструмент для передела собственности.

В 2000-2001 гг. в России рассматривалось  более 25 000 дел о банкротстве предприятий, возбуждено 18 000 дел, из которых большинство закончилось конкурсным производством - ликвидацией организаций. В Германии в эти же годы было возбуждено более 50 000 дел, причем 40 000 предприятий была оказана помощь в восстановлении их платежеспособности и переходе на новый бизнес. В США за этот же период было возбуждено более 220 000 дел (такое число объясняется активным развитием малого и среднего бизнеса). Половина этих предприятий прекратила деятельность по собственной инициативе. А новых фирм образовалось свыше 200 000.

Из приведенных  данных видно, что в России по сравнению  с зарубежными странами основным путем разрешения кризисных ситуаций организаций (банкротов) является их ликвидация, эта ситуация сохранялась и в 2003 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Кризисные ситуации могут возникать на любой  стадии жизнедеятельности организации  как в период становления и  развития так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

В любой организации  есть опасность появления кризисной  ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

Итак, для  того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности  наступления кризиса, и выявить  его причины. Средствами обнаружения  возможности наступления кризисной  ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всех этапах существования организации, ибо  возможна ситуация, при которой она  может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при  весьма благоприятной внешней обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский: Антикризисное управление – Учебник, 4 – ое издание. М.: ОМЕГА – Л, 2007.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2, 3. – М.: ОМЕГА – Л, 2005.
  3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. № 43. Ст. 4190; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 18,46.
  4. Г. К. Таль: Антикризисное управление – Учебное пособие, 1 т. М.: ИНФРА – М, 2004.
  5. Г. К. Таль: Антикризисное управление – Учебное пособие, 2 т. М.: ИНФРА – М, 2004.
  6. В. А. Баринов: Антикризисное управление – Учебное пособие. М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия