Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Формы реализации административно-правовой нормы.
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
3. Инспектором Роспотребнадзора по Шпаковскому району было нало-жено административное взыскание на гражданку Морозову за нарушение правил торговли – штраф в размере 25 МРОТ. Она посчитала, что наложение данного взыскания неправомерно, т.к. правонарушение совершено ею впервые, к тому же она является инвалидом II группы, имеет на иждивении ребенка 14 лет.
1) Определите состав данного правонарушения.
2) В соответствии с какой ст. КоАП РФ наложено взыскание на граж-данку Морозову?
3) Имеются ли в данном случае основания для освобождения от административной ответственности?

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 44.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ПО  ПРЕДМЕТУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Вопрос № 3. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Формы реализации административно-правовой нормы.

     Ответ: Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.     Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

     Виды административно-правовых норм: материальные и процессуальные; обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные; общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные; срочные и бессрочные.

Классифицировать нормы  административного права на виды можно по различным признакам.

По конкретным субъектам нормы регулируют правовое положение:

а) органов исполнительной власти;

б) предприятий и учреждений;

в) государственных служащих;

г) общественных объединений;

д) граждан.

По целевому назначению они делятся на регулятивные (содержащие правила нормальной деятельности) и охранительные (призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).

По методу воздействия  на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие, управомочивающие и поощрительные (стимулирующие).      Ю. М. Козлов выдвигает и четвертую категорию – рекомендательные. Отмечая, что по своей природе они не имеют юридически обязательного характера, он приводит пример документа, именуемого «Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства» от 6 октября 1993 г. В названном документе по существу содержатся не рекомендации, а прямые предписания. По мнению автора, этот пример свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело с обязывающими нормами права, а принимать во внимание одно лишь название документа было бы неверным. Кроме того, нормы права иметь рекомендательный характер не могут, поскольку это, по нашему мнению, противоречит их определению.

По содержанию нормы права можно классифицировать на материальные (закрепляют непосредственно комплекс прав и обязанностей) и процессуальные (определяющие порядок, процесс реализации этих прав и обязанностей).

По своему масштабу они подразделяются на общефедеральные и нормы субъектов Федерации.

По объему регулирования – на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.

По юридической  силе – имеющие силу закона и подзаконные акты.

     Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты. Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

     Субъектами административно-правовых отношений являются: граждане России; иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений; представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

     Объект административно-правового отношения - это то, по поводу чего возникает правоотношение - действие, поведение субъекта права. Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т. е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

     По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

     Наука административного права исследует: правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления; правовой статус органов государственного управления; правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц; административно-правовой статус государственных и общественных служащих; правовые формы и методы управления; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; административный процесс и его виды; системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;  административно-юрисдикционную деятельность государства.

     Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

В юридической литературе выделяются четыре формы реализации административно-правовых норм:

1) исполнение (активные  действия по выполнению предписания); исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.     В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится  исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

2) соблюдение (пассивное  поведение по воздержанию от  совершения запрещенных действий). Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.

3) использование (субъект  сам решает, воспользоваться ли ему нормой права или нет). Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

4) применение (принятие уполномоченным  на то органом юридически властного решения). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных  действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и  применение есть два основных способа  реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 31. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Ответ: Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

1) возбуждение дела;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановлений;

4) исполнение постановлений

     Каждая стадия – это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

     В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

     На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой стадии принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.

     В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие  из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

1) возбуждение дела:

- возбуждение дела;

- административное расследование;

- процессуальное оформление  результатов расследования;

- направление протокола  об административном правонарушении  для рассмотрения по подведомственности;

2) рассмотрение дела:

- подготовка дела к  рассмотрению;

- анализ и оценка обстоятельств  дела;

- принятие постановления;

- объявление постановления;

3) пересмотр постановления:

- подача жалобы или  опротестование постановления;

- вынесение решения;

- оглашение решения;

4) исполнение постановления:

- обращение постановления  к исполнению;

- приведение постановления  в исполнение;

- разрешение вопросов, связанных  с исполнением;

- окончание производства  по исполнению постановления.

     Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание – наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание (повод) – это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующем субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"