Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

1. Правовые основы судебного контроля и прокурорского надзора за законностью в административно-юрисдикционной деятельности в РФ
2. Процессуальные сроки производства по делам об административных правонарушениях
Задача
Пешеход Суханов, находясь в состоянии опьянения, нарушил правила дорожного движения. Для установления его личности и составления протокола об административном правонарушении он был доставлен в дежурную часть милиции. Из документов при нем находился охотничий билет, дающий право на хранение охотничьего ружья. При досмотре Суханова в кармане его куртки дежурный по РОВД обнаружил самодельный пистолет и патроны к нему.
Дайте правовую оценку ситуации.
Укажите элементы состава административного правонарушения.
Какой орган (должностное лицо) уполномочено составлять протокол?
В каком порядке рассматривается дело?
Какой вид наказания можно применить?

Оглавление

1. Правовые основы судебного контроля и прокурорского надзора за законностью в административно-юрисдикционной деятельности в РФ………………………………………………………………………………….…3
2. Процессуальные сроки производства по делам об административных правонарушениях……………………………………….…9
Задача……………………………………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

Контрольная админ юрисд.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


 

План

1. Правовые основы судебного  контроля и прокурорского надзора  за законностью в административно-юрисдикционной  деятельности в РФ………………………………………………………………………………….…3

2. Процессуальные  сроки производства по делам  об административных правонарушениях……………………………………….…9

Задача……………………………………………………………………….…16

 

1. Правовые основы судебного  контроля и прокурорского надзора  за законностью в административно-юрисдикционной  деятельности в РФ

Судебный контроль представляет собой особый вид государственного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и их должностных лиц. Он призван быть видом государственной защиты прав и свобод граждан, коллективных образований и юридических лиц. Возможность обжалования действий, решений органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих в судебные органы, занимающие особое место в механизме разделения властей, не участвующие в принятии и реализации управленческих решений, а также установленный законодательством особый процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб представляют собой существенную гарантию обеспечения и защиты прав граждан. Характерно, что судебная защита - самостоятельное конституционное право гражданина, а возможность судебного обжалования является конституционно установленным механизмом его реализации через осуществление судебного контроля.

При рассмотрении судами административно-юрисдикционных дел, например по жалобам, применяются общие  правила гражданского процесса. Данное положение зафиксировано в ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"1.

Нормы, регулирующие порядок  разбирательства и разрешения дел, возникающих из административно-правовых отношений, являются не гражданско-процессуальными, а административно-процессуальными.

Судебный контроль за законностью и обоснованностью  действий административных органов  осуществляется при рассмотрении любого гражданского дела, связанного с требованием органа управления или с требованием к органу управления.

Суд, реализуя любое административно-юрисдикционное дело, например производство по жалобе, разрешает спор о праве, но о праве  не гражданском, а об административном. Ведь одним из участников этих правоотношений является орган управления (должностное лицо).

Кроме того, гражданское, гражданско-процессуальное - это, прежде всего частное право, регулирующее имущественные взаимоотношения. Рассматриваемое  право не реализовывает отношения, связанные с административно-юрисдикционным характером. Такое законодательство не вправе осуществлять процедуру административно-юрисдикционного характера, когда одной из сторон выступает государственный или иной орган управления.

Следовательно, вся процедура обжалования по административно-правовым спорам должна базироваться прежде всего на нормах административно-процессуального, а не гражданско-процессуального права, так как в основу анализируемого производства положены соответствующие административно-правовые отношения, которые являются критерием разграничения соответствующих норм права.

Таким образом, производство по жалобам как в судебном, так  и в несудебном порядке, где одной  из сторон должностное лицо представляет государственный или иной орган  управления, необходимо отнести к категории административно-юрисдикционных дел. При разрешении этих дел нужно опираться исключительно на нормы административного и административно-процессуального права.

В административном производстве отведена особая роль прокурорскому  надзору.

Прокуратура надзирает за соблюдением законности на основании Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"2. Надзору в области административного права посвящена статья 24.6 КоАП РФ3. Указанными нормами Генеральному прокурору и назначаемым им прокурорам дано право не только надзирать за действиями лиц, производящих расследование административных дел, но и приносить протесты на вступившие в силу постановления о назначении административного наказания. Они могут самостоятельно возбудить производство по административному делу по ряду правонарушений путем вынесения мотивированного постановления. Затем материалы проверки поступают в распоряжение органов и должностных лиц, которые вправе рассматривать административные дела. Исключением являются дела, которые находятся в производстве суда.

Статья 24.6 КоАП РФ определяет роль органов прокуратуры  РФ в обеспечении законности при  производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими специальными коллегиальными органами, например административными комиссиями, а также должностными лицами органов исполнительной власти в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с указанным Законом о прокуратуре прокуроры вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, надзор за соблюдением законов судебными приставами, органами уголовно-исполнительной системы, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 1, 21 - 28, 32 - 34).

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.11) определяет процессуальные полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: право возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле и совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом «О прокуратуре РФ».

В указанном  Законе (ст. 22) установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает  своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Таким образом, прокурор осуществляет надзор и за применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вправе реагировать на незаконное применение этих мер, предусмотренных в главе 27 Кодекса.

Что касается дел, находящихся в производстве суда, т.е. рассматриваемых мировыми, районными, гарнизонными военными и арбитражными судьями, то, учитывая самостоятельность  и независимость судебной власти, прокуроры не имеют надзорных функций в отношении судопроизводства. Вместе с тем Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и настоящий Кодекс предусматривают участие прокуроров в рассмотрении дел об административных правонарушениях и возможность принесения прокурорами протестов на незаконные постановления судей (ст. 35 и 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 30.10 и 30.11 КоАП РФ).

Таким образом, прокурорский надзор и судебный контроль - это две взаимосвязанные формы осуществления контрольной деятельности государства, осуществляемые разными органами государственной власти и в разных организационно-правовых формах, эффективность осуществления которых во многом обусловлена их взаимосвязью и взаимозависимостью. Механизм судебного контроля эффективен при инициировании судебных дел прокуратурой и активном участии прокурора в судебном процессе, а результативность прокурорского надзора обусловлена результатами рассмотрения дел.

Взаимосвязь прокурорского  надзора и судебного контроля во многом обусловлена тем, что сферы распространения компетенции суда и прокуратуры в контроле (надзоре) за законностью по объектам их осуществления в значительной степени совпадают. В то же время прокурорский надзор имеет более широкую сферу осуществления и больший объем полномочий, чем судебный контроль.

Библиографический список

Правовые  акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ)//Российская газета. 2001. 31 декабря; 2008. 31 декабря.

3. Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в посл. ред. ФЗ от 25.12.2008 № 280-ФЗ)//Российская газета. 1992. 18 февраля; 2008. 30 декабря.

4. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 № 4866-1 (в посл. ред. ФЗ от 09.02.2009 № 4-ФЗ)//Российская газета. 1993. 12 мая; 2009. 13 февраля.

Научная литература

1. Дюкова Е.А., Чепурнова Н.М. Судебный контроль как вид контрольной деятельности государства//Российский судья. – 2007. - № 10. – С. 5-9.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный)/Под ред. Н.Г. Салищевой. – М.: Проспект, 2009. – 670с.

3. Поникаров В. Административно-юрисдикционные дела в гражданском процессе//Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. - № 5. – С. 19-23.

4. Чепурнова Н., Смольников С. Судебный контроль и прокурорский надзор//Законность. – 2007. - № 5. – С. 9-13.

Материалы юридической  практики

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в послед. ред. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 № 23)//Российская газета. 2005. 19 апреля; 2008. 19 ноября.

 

2. Процессуальные сроки  производства по делам об административных  правонарушениях

С принятием  нового Кодекса РФ об административных правонарушениях4 значительно возросло количество рассмотренных судами дел об административных правонарушениях. В связи с этим у судей нередко возникают трудности при применении и соблюдении процессуальных норм. Процессуальные нормы должны соблюдаться так же неукоснительно, как и все другие положения КоАП, что, безусловно, будет соответствовать и требованиям п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок.

Под процессуальным сроком следует понимать предусмотренный  законом или назначаемый судом  определенный промежуток или период времени, с которыми закон связывает возможность (необходимость) совершения конкретных процессуальных действий либо наступление правовых последствий5.

Все процессуальные сроки  в зависимости от способа установления можно разделить на две группы: сроки, установленные законодательством, и сроки, устанавливаемые судьей.

Сроки, установленные  КоАП, можно также разделить на: 1) сроки на стадии досудебного производства; 2) сроки на стадии судебного производства; 3) сроки давности привлечения к  административной ответственности, которые  общие для всех стадий административного производства.

Прежде всего, остановимся  на сроках стадии досудебного разбирательства, которые закреплены законодательством.

К ним в первую очередь относятся сроки составления  протокола об административном правонарушении. При этом есть определенные особенности в зависимости от характера административного правонарушения и вида административного производства. Так, в соответствии со ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, из-за чего, на наш взгляд, создается почва для ошибок в расследовании и возврата материалов дела. Законом предусмотрено, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, что также не способствует эффективному применению закона. В ч. 3 ст. 28.5 установлено, что если по делу проводилось административное расследование, то протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса. В свою очередь, ст. 28.7 предусматривает, что если административное расследование окончено в месячный срок, то протокол должен быть составлен именно в этот срок. Однако если в исключительных случаях, связанных с большим объемом производства, необходимостью проведения экспертизы либо иными основаниями, срок административного расследования был продлен до двух месяцев вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, то протокол об административном правонарушении по делам в области дорожного движения должен быть составлен не позднее чем в двухмесячный срок.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"