Контроль за оборотом оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 00:19, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос реализации прав граждан на оружие в России всегда был в центре внимания государства и общества, потому что этот вопрос носит социальный характер, правоотношения в этой сфере подлежат особому комплексу регулирования.
На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Правовая природа и нормативная основа оборота
гражданского и служебного оружия в России………………………………..5
2.Контроль органами внутренних дел оборота
гражданского и служебного оружия…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………..21
Список нормативно-правовых актов и литературы……………………………22

Файлы: 1 файл

Контроль за оборотом оружия.docx

— 55.02 Кб (Скачать)

~ ~

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Правовая природа и нормативная основа оборота

    гражданского и служебного оружия в России………………………………..5

2.Контроль органами внутренних дел оборота

   гражданского и служебного оружия…………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………..21

Список нормативно-правовых актов и литературы……………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос реализации прав граждан на оружие в России всегда был в центре внимания государства и общества, потому что этот вопрос носит социальный характер, правоотношения в этой сфере подлежат особому комплексу регулирования.

На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия.

Основным правовым актом, регламентирующим оборот и право на оружия в Российской Федерации, является Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»1. Этим законом введено новое для российского законодательства понятие «оборот оружия», включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. В законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия.

Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит так же указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом Российской Федерации.

Закон позволяет гражданам Российской Федерации владеть оружием, но не позволяет свободного ношения оружия – это то и стало камнем предкновения всех дебатов о данном праве граждан.

Данная тема всегда актуальна, так как оружие своей историей неразрывно связанна с историей развития человека, общества и государства.

В России на почве споров последних лет о легализации ношения огнестрельного короткоствольного оружия эта тема приобретает особый интерес и вовлекает в свое обсуждение большую аудиторию граждан.

Объектом исследования данной работы являются общественные правоотношения  в сфере контроля за оборотом гражданского и служебного оружия. Предметом работы является нормативно-правовая регламентация данного контроля.

Целью работы являются изучение организации контроля органами внутренних дел за оборотом гражданского оружия. Для достижения данной цели на решение ставятся следующие задачи:

- рассмотреть правовую природу оборота оружия и его нормативную основу в Российской Федерации;

- рассмотреть особенности контроля органами внутренних дел оборота гражданского и служебного оружия.

Методологической основой работы является совокупность общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания социально-правовых явлений. При этом применялись такие методы анализа как диалектический, формально-логический, системный, структурно-функциональный и сравнительно-правовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовая природа и нормативная основа оборота гражданского и служебного оружия в России.

Административно-правовое регулирование оборота оружия, взрывчатых веществ является частью государственного регулирования, представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование оборота указанных предметов и веществ позволяет достигнуть упорядоченного поведения, надлежащей организации и деятельности субъектов и объектов управления, формирования устойчивого правопорядка в обществе, побуждает субъектов права осуществлять свои права и выполнять обязанности в тех пределах, которые установлены административно-правовыми режимами.

Предметом административно-правового регулирования оборота оружия являются складывающиеся при этом отношения. Они характеризуются постоянным участием в них в качестве одной из сторон органа исполнительной власти, осуществляющего управленческие, регулятивные, контрольные и охранительные функции с помощью властных полномочий.2

Правовое регулирование оборота оружия направлено на установление предусмотренного законодательством и иными нормативными правовыми актами порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, а также взрывчатых веществ в целях осуществления государственного контроля за их оборотом и воспрепятствования их незаконного распространения и использования в противоправных целях. Указанное регулирование обеспечивает создание специальных условий, позволяющих достичь поставленной законодателем цели, об ограничении оборота гражданского оружия. Режимные требования к обороту оружия и взрывчатых веществ должны разрабатываться с учетом конкретного вида этих предметов и веществ, стадий (этапов) их оборота, видов и правовых статусов субъектов соответствующих отношений.

Целью административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является установление посредством издания соответствующих нормативных правовых актов такого порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, взрывчатых веществ, при котором должны обеспечиваться необходимый и достаточный государственный контроль, исключаться либо сводиться к минимуму незаконное распространение и использование.3

Специфику регулирования отношений, возникающих по поводу оборота оружия, определяет то, что оружие, являясь предметом, изначально обладающим полезными свойствами, отличается от остальных объектов материальной культуры тем, что предназначено, прежде всего, для поражения живой силы и, при определенных условиях, может представлять угрозу личной, общественной, а в отдельных случаях и государственной безопасности.

Исходя из этого государство, выражая публичный интерес, вынуждено: запретить произвольные действия с использованием оружия; установить систему норм, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении деятельности и действий в отношении оружия; установить особый порядок приобретения правоспособности в сфере оборота оружия; образовать систему органов исполнительной власти, призванных обеспечивать контроль за соблюдением порядка обращения с оружием. Другими словами, государство, используя систему административно-правовых средств, оказывает управляющее воздействие на тот участок общественных отношений, объектом которого является оружие.

Базовым нормативным актом, упорядочивающим отношения в исследуемой области, как уже говорилось, является Федеральный закон «Об оружии», анализ которого позволяет выделить в нем ряд признаков, характерных для правовых режимов: очерченный круг регулируемых общественных отношений, выделенных по однородному объекту правоотношений – оружию; целевую направленность – защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия; обеспечение, определен комплекс правовых средств, предназначенных для достижения заданных целей.

Как показывают исследования Д.Н. Бахраха, правовой режим материального объекта (вещи) определяется, преимущественно, закрепленной в законе возможностью (или невозможностью) принадлежности этой вещи тем или иным субъектам, порядком ее приобретения и использования, допустимыми способами и пределами распоряжения ею, особенностями поведения людей и их коллективов по поводу данной вещи, т.е., нормами, составляющими институт права собственности4.

Административно-правой режим оборота оружия, устанавливаемый для решения закрепленных в Федеральном законе «Об оружии» целей предполагает определенные ограничения прав и свобод субъектов: права частной собственности, свободы предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и др.

Вместе с тем закрепленное в статье 1 Федерального закона «Об оружии» понятие «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации» не раскрывает правовой сущности этого ключевого понятия, а лишь содержит перечисление действий, совершаемых с оружием.

Наибольший интерес представляет дефиниция И.В. Делягина, определившего оборот оружия как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных исторических условиях требующих такого правового воздействия в целях обеспечения безопасности»5. Указанное определение, можно взять за основу с некоторыми уточнениями, связанными с тем, что, во-первых, право представляет собой явление социальное, и, следовательно, необходимость правового воздействия обусловлена, прежде всего, не историческими, а социальными условиями, а во-вторых, обеспечение безопасности – лишь одна из, закрепленных в Законе «Об оружии» целей.

В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» оружие определяется и классифицируется по признаку механизма поражения цели на: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное. Вместе с тем системный анализ Закона показывает, что здесь определены не все виды устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так, ст. 3 Закона к числу гражданского оружия самообороны относит электрошоковые устройства и искровые разрядники, механизм поражения которыми принципиально отличается от перечисленных видов и основан на поражающих свойствах электрического тока. Учитывая сказанное, необходимо дополнить перечень видов оружия, определенных в статье 1 указанного закона еще одним видом – электрическим оружием, которое следует определить как «устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой цели путем непосредственного воздействия энергией электрического разряда».

Исследования научных источников показывает, что с момента своего появления и практически до недавнего времени оружие задумывалось и совершенствовалось как средство, предназначенное для нанесения летальных повреждений. Однако в последние десятилетия во многих странах осуществляются исследования и производство устройств, позволяющих вести боевые действия, решать служебные задачи и оборонятся, не нанося необратимых потерь живой силе, которые получили название – «нелетальное оружие». Его поражающее действие основано на следующих изменениях состояния организма: болевой синдром; запредельное раздражение органов чувств; судорожный синдром; явления кратковременного шока с расстройством вегетативной функции.

В последнее время термин «нелетальное оружие», все более уверенно входит в обиход и в России. Вместе с тем в отечественном законодательстве данное понятие не закреплено, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на указанных факторах, регулируется Федеральным законом «Об оружии», в том числе: газового, электрошоковых устройств, огнестрельного бесствольного оружия.

Говоря об оружии нелетального действия нельзя не обратить внимание на существующее юридическое противоречие. Согласно Федеральному закону «Об оружии» все рассмотренные виды оружия, относятся к категории гражданского. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, конструктивно предназначенных для нелетального поражения живой цели, действие которых основано на сходных принципах, не попадает под правовой режим оружия: на вооружении правоохранительных органов находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки, разрешенные к использованию и в частной детективной и охранной деятельности. Данные приспособления законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства».

Статья 2 Федерального закона «Об оружии» подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное. Подобная классификация обладает рядом недостатков. Так, значительное число предметов, являющихся оружием фактически, но не относящихся к указанным трем группам (боевое оружие иностранного производства, не принятое на вооружение, оружие, снятое с вооружения, старинное и др.) находится за рамками правового регулирования. Кроме этого подобная классификация нарушает один из основных принципов систематизации – единство классификационных признаков, поскольку базируется одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия. Вследствие этого одна и та же модель оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам, что порождает терминологическую путаницу и приводит к затруднениям при применении Федерального закона «Об оружии».

Информация о работе Контроль за оборотом оружия