Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:37, контрольная работа
Наиболее широкими правами, в том числе, включает политические, избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе пользуются граждане данного государства, однако они же несут наибольшие обязанности (военная служба в Германии). 1
Мы рассмотрим особенности конституционно-правового регулирования прав и свобод граждан в ряде стран: США, Великобритании, Франции и Германии.
Введение…………………………………………………………………..........3
Конституционно-правовое регулирование прав и свобод граждан в Великобритании……………………………………………………………5
Конституционно-правовое регулирование прав и свобод граждан во Франции и США……………………………………………………………8
Конституционно-правовое регулирование прав и свобод граждан в Германии…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..16
Вообще,
для французской и американских
конституционных систем характерна
ориентация на защиту прежде всего
политических прав и свобод, что
является как бы данью традиции буржуазных
революций. Политические права и свободы,
а также личные свободы стали почти фетишем.
Во Франции и в США свято чтится теория
«естественная права», столь популярная
в ХVIII веке.
Идея
о том, что люди от рождения свободны
и равноправны, что им в силу рождения
принадлежит ряд естественных прав, легла
в основу первых конституционных актов,
принимавшихся в ходе американской и французской
революции XVII-XVIII вв. Эти акты были более
прогрессивны и последовательны, чем уже
имевшееся к тому времени английское законодательство
о правах личности. В дальнейшем ни одно
государство, претендовавшее на то, чтобы
остаться демократическим, не могло не
записать в конституции определенный
перечень прав человека.
Следующим
важным положением является то, что
человек как член гражданского общества
равноправен со всеми другими, но как член
политического, то есть государственно
организованного общества, он равноправен
лишь с теми, кто, как и он, принадлежит
к данному государству, у него больше прав
и обязанностей, чем у тех, кто к данному
государству не принадлежит.
В качестве
примера подхода к правам человека
как к естественным и неотчуждаемым
можно процитировать
«1. Люди рождаются и остаются свободными
и равными в правах. Общественное отличия
могут основываться лишь на соображениях
общей пользы.
2. Цель каждого государственного союза
составляет обеспечение естественных
и неотъемлемых прав человека. Таковы
свобода, собственность, безопасность
и сопротивление угнетению.
3..Свобода состоит в возможности делать
все, что не приносит вреда другому. Таким
образом, осуществление естественных
прав каждого человека встречает лишь
те границы, которые обеспечивают прочим
членам общества пользование теми же самыми
правами. Границы эти могут быть определены
только законом».
Примечательно,
что Конституция Франции 1791 г., вновь
перечислив и уточнив личные права
человека, указала: “Законодательная
власть не может издавать законы, препятствующие
осуществлению естественных и гражданских
прав, перечисленных в настоящем разделе
и обеспеченных Конституцией, или нарушающие
эти права; а так как свобода состоит в
том, чтобы делать все, что не наносит ущерба
правам других или общественной безопасности,
то закон может установить наказание за
совершение деяний, которые, нарушая общественную
безопасность или права других граждан,
вредны для общества”. Другими словами,
в этой норме была точно ограничена власть
законодателя; проводилось разграничение
между правами и свободами человека и
гражданина и правами государства по регулированию
правового положения индивида.
Во Франции
и США (как и в других странах)
различия между правами человека
и правами гражданина проводится
в самих формулировках
Конституционное законодательство Франции
и США использует два основных способа
конституционного формулирования прав
и свобод - позитивный и негативный.
При позитивном
способе конституция
Примечательное
проявление негативного способа
содержится в поправке I: “ Конгресс
не должен издавать законов, устанавливающих
какую-либо религию или запрещающих ее
свободное вероисповедание, ограничивающих
свободу слова или печати или права народа
мирно собираться и обращаться к правительству
с петициями о прекращении злоупотреблений”:
здесь Конституция гарантирует свободы
от возможного их нарушения самим законодателем.
Поскольку
права и свободы реализуются
в обществе, что нередко требует
сотрудничества людей. То это обстоятельство
обусловливает неизбежность определенных
ограничений прав и свобод. Ограничения
диктуются прежде всего необходимостью
уважения таких же прав и свобод других
людей, а также необходимостью нормального
функционирования общества и государства,
равно как и любого коллектива. Однако
любые ограничения допустимы в том случае
и в той мере, в каких они предусмотрены
в конституциях.
Конституционное
право США и Франции
В Декларации независимости США 1776 г. и
во Французской Декларации прав человека
и гражданина (ст.2) среди естественных
и неотъемлемых прав человека, составляющую
цель всякого политического союза, т.е.,
по-нашему, объединения людей в государства,
наряду со свободой, собственностью, безопасностью
определяется право на сопротивление
угнетению.
Последние право также является почти
исключительно достоянием конституционной
системы США и Франции. Причина того, что
демократический современный законодатель
обычно избегает включения соответствующего
права в конституцию, заключается, видимо,
в том., что любая власть не склонна подводить
законную базу под возможности оказания
ей сопротивления и тем более ее свержения.
В 1776 году Второй континентальный конгресс
(американская буржуазия и плантаторы)
принял Декларацию независимости, в которой
провозглашалось право американского
народа устанавливать такую форму правления,
которая отвечала бы его собственным интересам.
Выражая стремление широких народных
масс к свободе и справедливости в период
подъема революционной борьбы против
колониально-абсолютистских порядков,
Декларация
независимости провозгласила и
другую великую идею американской буржуазной
революции, а именно достижение гражданского
равенства. В ней говорилось . что
все люди созданы равными. Что
создатель наделил их определенными
неотъемлемыми правами. Что ими являются
право на жизнь, свобода и стремление к
счастью. Декларация является продуктом
буржуазной эпохи и отражает компромисс
между промышленниками Севера и плантаторами
Юга. С провозглашением “соединенных
колоний свободными и независимыми штатами”
в каждом из них были разработаны свои
собственные конституции. Провозглашенный
в этих конституциях суверенитет народа
был, однако, не осуществлением народом
политической власти, практически находившейся
в руках крупной буржуазии и плантаторов,
а осуществлять штатами государственного
суверенитета, то есть политического самоуправления.
В конституции
штатов были включены билли о правах,
провозглашавшие свободу слова,
совести, собраний, неприкосновенности
личности и т.д.
Как уже говорилось выше, принятая в 1787
г. Конституция не содержала гарантий
прав и свобод американских граждан, в
том числе и такого неотъемлемого права
человека, как свобода слова.
В настоящее
время свобода слова заслуженно
признается американскими политиками
и юристами не только как исключительно
важное право, но и как основа всех других
свобод .Однако, как и все другие права
и свободы она не является абсолютной.
В интересах защиты демократии и нравственности
американское законодательство и правосудие
определили границы свободы печати. В
США имеется значительное число законов,
преследующих за “противоправное” использование
печати.
Так, глава 18 Федерального кодекса США
ст.427 свода уголовного законодательства
штата Нью-Йорк предусматривает наказание
за использование печати во вред рекламе
и торговле. Многочисленные реакционные
законодательные акты , ограничивающие
свободу выражения, остались в силе в отдельных
штатах.
Конституционная
свобода слова выражения и
печати всячески ограничивалась не только
легальными методами. Еще в начальный
период американского государства, за
две недели до окончательного принятия
закона о подстрекательстве к мятежу правительство
возбудило уголовное преследование против
редактора республиканской газеты.
Конституция США торжественно провозгласила
неприкосновенность личности важнейшим
правом американского народа, а охрану
свободы правы человека определила основной
функцией государства. Особое внимание
к институту неприкосновенности личности
в США обусловлено в значительной мере
влиянием английского опыта, и, в том числе,
выработанной им процедуры Хабеас корпус.
Во Франции с ее традициями абсолютизма,
полицейского произвола институт неприкосновенности
личности получил гораздо меньшее развитие.
В конституционных
положениях запрещаются какой-либо, помимо
установленного судом, надзор за личностью,
за ее деятельностью со стороны правительственных
органов. Однако в действительности постоянно
присутствует обратная тенденция. Различного
рода специальные ведомства стремятся
установить негласный контроль за общественной
и в том числе интеллектуальной деятельностью
под предлогом «защиты национальной безопасности»,
что на деле приводит обычно к ущемлению
конституционных свобод. К такому выводу
приходят американские ученые, объединившиеся
в исследовании “Будущее наших свобод:
перспективы осуществления Билля о правах”.
Они с уверенностью утверждают, что по-прежнему
будут проявляться меньшая терпимость
к отклонениям от принятых в США официальных
норм социального поведения, нетерпимость
к движениям протеста, движениям в защиту
основных свобод граждан, будет иметь
место ужесточение норм уголовного права.
Аналогичным
образом во Франции на протяжении
целых десятилетий в условиях
политических кризисов и вылазок
сепаратистов формировалось
Подводя
итог, следует сказать, что США
и Франция обнаруживают немало общих
черта в подходах к конституционным
гарантиям прав человека. В обоих государствах
система конституционных гарантий является
недостаточной и неполной, но в США она
компенсируется богатейшими традициями
судебной защиты прав личности.
Конституционно-правовое
регулирование прав
и свобод граждан в Германии.
Основные права закреплены в конституции как неотчуждаемые, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Особо значимые права открывают конституцию (Раздел I), но основной закон гарантирует и другие права, обозначенные как основные (ч.1 ст.33, ч.2 ст.38, ч.1 ст.101, ст. 103, 104). Естественная школа прав признается государством - права не создаются конституцией, а признаются ею. Основные права являются непосредственно действующими, все 3 ветви государственной власти связаны основными правами (ч.3 ст.1). Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне.3
Центральное место занимают права человека на достоинство и право человека на свободу (ст. 1 и 2). Но использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. В спорных случаях обеспечивается судебное разбирательство. Общее право немца на свободу дополняется правом на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнений, объединений.
Права, обеспечивающие свободы дополняются правами, обеспечивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принципа равенства (ч.1 ст.3) имеются специальные положения, обеспечивающие равенство мужчины и женщины (ч.2 ст.3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных и политических взглядов, не допускается ущемление из-за недостатков (ч.3 ст.3). Также закрепляется равенство статуса граждан (ст.33) и равенство в избирательных правах (ст.38).
Конституция
обеспечивает незыблемость конституционных
прав и их судебную защиту (ч.4 ст.19).
Конституция предусматривает
Однако Конституция проводит различие между всеобщими правами человека и т.н. гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Немец - это тот, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, также супруга и потомки этих лиц. Немцами признаются и те, кто был лишен своего гражданства с 1933 по 1945 гг.
Лишение
немецкого гражданства
Список использованной литературы.