Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в раскрытии понятия конституционного права зарубежных стран.
В соответствии с целью сформулированы задачи контрольной работы:
1. Дать понятие конституционного права зарубежных стран как юридической науки и учебной дисциплины.
2. Определить источники конституционного права в зарубежных странах.
3. Дать понятие основ конституционного строя и их прнинципы их закрепления в зарубежных странах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
1. Конституционное право зарубежных стран: юридическая наука и учебная дисциплина ……………………………………………………
4
2. Конституции и иные источники конституционного права в зарубежных странах…………………………………………………….
9
3. Основы конституционного строя и их закрепление в зарубежных странах…………………………………………………………………….
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….. 27
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубеж.стран кр.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      В 1791 г. принимается первая конституция  Франции. В этом же году - конституция Польши. В XIX в. подобные законодательные акты - конституции принимаются в большинстве стран Европы. В ХХ в. этот процесс охватил практически все страны мира.

      Конституции в виде единого, кодифицированного  законодательного акта, регулирующего  наиболее важные общественные отношения  в сфере прав и свобод человека, системы и организации публичных  властей, называют часто конституциями  в формальном смысле. В тех странах, где имеются конституции, именно они являются основным источником как конституционного права, так и всей системы национального права. Кроме них различают также конституции в материальном смысле. В таких случаях конституция в формальном виде отсутствует.

      Конституции в материальном смысле могут быть трех видов.

      1. Конституцию составляют совокупность  законов, обладающих более высокой  юридической силой по сравнению  с обычными законами. Во многих  странах такие законы называют  конституционными, при отсутствии конституции в формальном смысле они возглавляют иерархию законодательных актов в стране. Эти законы также могут называться основными.

      2. Конституцию составляет свод  обычных законов. Таких конституций  немного. Они имеются в Канаде, где конституцию составляют: прокламация о конституционном акте 1882 г., сам конституционный Акт 1882 г., Акт о союзе Канады, Новой Шотландии и Нью-Брансуика, об их управлении и связанных с этим предметах 1867 г.

      3. Конституцию составляет свод  обычных законов, конституционных обычаев и судебных прецедентов. Такое положение дел характерно для Великобритании и Новой Зеландии. Особенностью правовой системы этих стран, которая называется англосаксонской, является то, что источниками права в них является не только нормативно-правовой акт, а в большей степени судебные прецеденты и обычаи. Судебный прецедент как источник права представляет собой решение суда по конкретному рассмотренному юридическому делу, которое распространяется на все последующие аналогичные дела. Обычай как источник права представляет собой правило поведения, сложившееся в обществе и в результате многократно повторения его людьми превратившееся в устойчивую норму, признаваемую всеми. Государство может зафиксировать обычай в своих юридических документах и в таком случае он превращается в нормативно-правовой акт. Но государство может и «молчаливо» признать такой обычай. Такое положение дел сложилось в конституционном праве Великобритании.

      4. Конституции в формально-материальном смысле. Это такие ситуации, когда в стране имеется единый законодательный акт под названием «конституция» (конституция в формальном смысле) и кроме нее в конституцию в качестве составной части входят иные правовые акты, чаще всего всевозможные декларации, договоры, соглашения и другие акты. Так, составной частью конституции Франции 1958 г. признается преамбула (введение) Конституции Франции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; в конституцию Италии входят Латеранские соглашения между Италией и Ватиканом 1929 г. Обычно решения о включении в состав конституции других правовых актов принимают специально уполномоченные на то государственные органы. Во Франции такое решение принял конституционный совет, в Италии - учредительное собрание. Составной частью Конституции Дании 1953 г. является акт о престолонаследии.

      Конституции различают также и по другим основаниям.

      1. По форме, т. е. в зависимости  от того, как внешне выражаются  конституционно-правовые нормы,  конституции делятся на писаные  (полностью писаные) и неписаные (частично писаные).

      Писаные конституции делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированная писаная конституция имеет место  при наличии в стране единого  законодательного акта, регулирующего  все основные конституционно-правовые вопросы и имеющего высшую юридическую силу в стране. Такой акт чаще всего так и называется «конституция», с указанием официального наименования государства. В некоторых странах он может называться и по- иному: например, Основной закон Федеративной Республики Германии (далее - ФРГ). Либо он называется конституцией, но с некоторыми уточнениями: Конституция (Основной закон) Эстонской Республики; конституции (основные законы) бывшего СССР и союзных советских республик; Конституция Аргентинской нации; Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов. Кодифицированных конституций в современном мире большинство. Они полностью совпадают с понятием конституции в формальном смысле.

      Некодифицированные  писаные конституции - это часть конституций в материальном смысле, когда конституция состоит из нескольких конституционных законов (Австрии, Швеция) или обычных законов (Канада).

      Неписаные конституции - это тоже конституции в материальном смысле, состоящие из конституционно-правовых обычаев, судебных прецедентов и обычных законов (писаных), поэтому эти конституции называют еще частично писаными, поскольку неписаных конституций не бывает.

      2. По порядку принятия конституции  бывают октроированные (дарованные), принятые парламентами, учредительным  собранием, референдумом.

      Октроированные  конституции характерны только для  монархий, они даруются монархом своему народу. В прошлом это были Конституция  Японии 1889 г., Конституция Марокко 1911 г., в настоящее время конституции  Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Непала, Иордании.

      Конституций, принятых парламентом, т. е. высшим законодательным  органом страны, в современном  мире большинство. Таковыми являются, например, конституции многих стран  СНГ — бывших союзных советских  республик: Конституция Кыргызской Республики 1993 г., Конституция Республики Молдова 1994 г., Конституция Туркменистана 1992 г., Конституция Украины 1996 г.

      Конституции, принятые учредительным собранием, встречаются реже. Под учредительным  собранием понимается представительный орган, созываемый специально для принятия конституции. Иногда учредительное собрание созывается для разработки проекта конституции, а сама она выносится на референдум (всенародное голосование). Учредительное собрание может созываться и для внесения существенных изменений в действующую конституцию.

      Так, учредительным собранием приняты  конституции Италии (1974 г.), Португалии (1976 г.). В этих странах учредительное  собрания созывались на переломных этапах истории: в Италии - после Второй мировой войны и крушения фашистского режима Муссолини; в Португалии в 1976 г. также был свергнут фашистский режим.

      Конституции, принятые референдумом, также характерны для стран, избирающих новый политический путь развития. Таковой является Конституция  Франции 1958 г., принятая в период острого  политического кризиса, Конституция Испании, принятая референдумом в 1978 г., после крушения фашистского режима генерала Франко. Особенностью Конституции Испании является то, что она восстановила монархическую форму правления и поэтому дополнительно была еще подписана королем - и только после этого вступила в действие.

      Референдумом  принимались и конституции большинства  бывших советских республик: Белоруссии (1996 г.), Казахстана (1995 г.), Армении (1995 г.), Грузии (1995 г), Азербайджана (1995 г.), Литвы (1992 г.), Эстонии (1992 г.).

      3. По порядку изменения и отмены  конституции делятся на жесткие,  особо жесткие и гибкие.

      Для изменения или отмены действия жесткой  конституции требуется более  сложный порядок, отличный от порядка  изменения и отмены других законов - конституционных и обычных.

      Жесткость конституции призвана обеспечить ее стабильность, что в свою очередь  способствует политической и экономической  стабильности в обществе и государстве.

      Для решения вопроса об изменении  или отмене действующей конституции требуется квалифицированное или особо квалифицированное (в отличие от простого) большинство голосов депутатов однопалатных парламентов или депутатов и членов двухпалатных парламентов.

      Нередко для изменения или отмены конституции  требуется не только квалифицированное или особо квалифицированное большинство голосов, но и еще более усложненный порядок. Такие конституции называются «особо жесткими».

      Так, изменения в конституции Италии принимаются дважды в каждой из палат  парламента; между обсуждениями изменений в конституции должно пройти не менее трех месяцев.

      В Испании полный пересмотр (отмена) или  изменение наиболее важных положений  конституции (основ конституционного строя) возможны при одобрении их 2/3 голосов от общего числа депутатов  обеих палат парламента, после чего они распускаются. Вновь избранный парламент рассматривает проект изменений или пересмотра конституции, и если он одобрит их квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, то они (изменения или пересмотр) выносятся на референдум.

      Для внесения изменений и дополнений в конституцию США (в США они  называются поправками к конституции) требуется одобрение их 2/3 голосов  от общего числа членов обеих палат  конгресса (парламента) и законодательных  собраний в 3/4 американских штатов. Учитывая, что в состав США в настоящее время входит 50 штатов, поправки к конституции, таким образом, должны быть одобрены в 38 штатах.

      Гибкие  конституции изменяются, дополняются  и отменяются так же, как и обычные  законы, т. е. простым большинством голосов. Они характерны для тех стран, где конституции являются неписаными (частично писаными). В развивающихся странах это могут быть писаные конституции (например в Саудовской Аравии).

      Изменения и дополнения в конституции могут  вноситься двумя способами:

      - путем их внесения в основной текст конституции. Такой способ используется в большинстве стран;

      - путем принятия поправок в качестве приложения к конституции. Такой способ используется в Конституции США. Всего в настоящее время имеется 27 поправок, каждая из которых имеет порядковый номер.

      Конституция - хотя и основной, но не единственный источник конституционного права в зарубежных странах.

      Конституции в материальном смысле, как уже  отмечалось, могут составлять конституционные  законы (Австрия, Швеция, Финляндия), обычные законы (Канада), обычаи, прецеденты и обычные законы (Великобритания и Новая Зеландия). Эти же источники могут регулировать некоторые конституционно-правовые отношения в тех странах, где имеются конституции в формальном смысле.

      Конституционные законы. Это законы, стоящие по своей юридической силе на втором месте после конституции, если они сами не составляют конституцию. В конституционном праве зарубежных стран обычно различают понятия «конституционный закон» и «органический закон». Конституционный закон - это закон, вносящий изменения и дополнения в конституцию, а органические законы - это законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным конституцией.

      Обычные законы являются источниками конституционного права в тех случаях, когда  они содержат в себе конституционно-правовые нормы. Эти законы принимаются чаще всего в случаях, предусмотренных самой конституцией, но в отличие от органических законов - в обычном порядке, как и все текущие законы.

      Источниками конституционного права могут быть и подзаконные нормативно-правовые акты. Прежде всего это акты главы государства (монарха или президента), имеющие силу закона (декреты, ордонансы, указы), издаваемые как по прямому предписанию конституции, так и по уполномочию парламента (в силу делегированного законодательства).

      Гораздо чаще парламент делегирует свои законодательные  полномочия не главе государства, а  правительству (Испания, Португалия и  др.). По общему правилу подобные акты главы государства и правительства, имеющие силу закона, подлежат утверждению парламентом. Если эти акты содержат в себе конституционно-правовые нормы, то они также являются источниками конституционного права.

      Судебные  прецеденты как источники конституционного права широко распространены в странах  англосаксонской правовой системы (не только в Великобритании и Новой Зеландии, а также в США, Австралии, где имеются писаные кодифицированные конституции, в Канаде, где конституцию составляет свод обычных законов). Имеет распространение судебный прецедент и в странах со смешанной правовой системой, сложившейся под влиянием англосаксонского права, например в Индии. Прежде всего это решения судов по конституционным вопросам.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран