Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 04:40, реферат

Краткое описание

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. И по сей день данный термин вызывает много споров и обсуждений. Актуальность данной темы на протяжении многих лет объясняется тем, что вопросы источников (форм) права являются отправной точкой в познании права.

Оглавление

Введение
Основная часть
Понятие источника (формы) права
Виды источников права
Основные источники права в Российской Федерации
Пределы действия нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по праву. Источники права.docx

— 51.17 Кб (Скачать)

    Договор – правовое явление, степень изученности которого, в целом, достаточно высока, но внимание ученых-юристов к различным видам договоров распределено непропорционально. При изучении нормативного договора следует различать понятия "источник права" и "форма права" как явления, характеризующие различные его стороны. Нормативный договор как "форма права" – это его внешнее проявление, договор-документ. Нормативный договор как "источник права" – это его внутренние, сущностные характеристики, договор-соглашение.

        Выделяются следующие юридические признаки нормативного договора, присущие ему независимо от вида и отраслевой принадлежности:

  • обособленность как субъектов договора, так и их волеизъявлений;
  • согласование интересов субъектов договоров
  • предполагаемое обязательное исполнение договорных условий;
  • равенство субъектов;
  • эластичность договорной свободы;
  • эквивалентный, возмездный характер;
  • законодательное обеспечение договоров, придающих им юридическую силу.

    Нормативный договор как форму права можно признать особой разновидностью нормативного акта, поскольку их формальные признаки схожи, различие же заключается в содержательном характере нормативного договора. Одной из важнейших существующих классификаций нормативных договоров следует признать деление их на координационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально равный статус (международные договоры Российской Федерации; договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации и др.) и субординационные договоры, заключаемые между субъектами, имеющими формально различный статус (договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры и соглашения в области социально-трудовых отношений; договоры и соглашения органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями).

    Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, ибо она основана на добровольном принятии норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности

    Нормативно-правовой акт.  Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

        Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права.

   В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

    • Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая заключается в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
    • В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
    • Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
    • В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел "Обязательное право", глава "Исполнение обязательств", статья "Досрочное исполнение обязательства").

     Обычно нормативно-правовыми актами являются законы, постановления правительства, указы, приказы министров, приказы председателей государственных комитетов, декреты, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. 
    Нормативно-правовые акты в силу своей легкости в обращении, четкости, определенности, способу оформления, а так же в силу того, что они издаются государственными органами, имеют значительные преимущества перед другими источниками права. 
   По своей юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Под юридической силой следует понимать значимость нормативно-правового акта, определяемый положением органа в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией. 
    Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой: остальные нормативные акты не должны противоречить законам; законы утверждаются, изменяются или отменяются одним и тем же органом, то есть не имеет места участия сразу двух органов в утверждении, отмене или изменении закона; все остальные нормативные акты должны исходить из законов. Законы должны соблюдать все; законы должны быть совершенными по содержанию и по форме, и они должны регулировать действительно коренные вопросы.  
   Подзаконный акт – это правовой акт государственного органа власти, который имеет более низкую юридическую значимость, чем закон. К ним относятся постановления и распоряжения правительства. 
    В зависимости от юридической силы, в каждой стране устанавливается строгая иерархия нормативно-правовых актов. Под строгой иерархией следует понимать строгую систему расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов. Это очень важно, так как «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности».

    В самом  общем виде иерархическую систему  нормативно-правовых актов России  можно представить следующим  образом:

 

 

Рис.1. Виды нормативно-правовых актов (по юридической силе)

    Так же  есть другие способы классификации нормативно-правовых актов (по способу установления и по субъектам правотворчества):

Рис. 2.  Виды нормативно-правовых актов по способу установления

Рис.3.  Виды нормативно-правовых актов по субъекту правотворчества

 

 

    Так же одной из наиболее простых и распространенных классификаций

норм права является их разделение в зависимости от характера регули-

руемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права.

    Материальные нормы права регулируют экономические, политиче-

ские, социальные, идеологические и иные материальные отношения; оп-

ределяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанно-

сти. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения гра-

ждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами

и организациями.

Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Материальные нормы права устанавливают не только статус, суборди-

нацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их

организации и деятельности.

    Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют

ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отно-

шений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила,

порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор-

мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас-

лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

    Нормы  права классифицируются также  в зависимости от их отрасле-

вой принадлежности и прямого отношения к тем или иным институтам

права.

По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответствен-

но на нормы конституционного, административного, гражданского, уго-

ловного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

    Большое теоретическое и практическое значение имеет классифика-

ция норм права в зависимости от характера содержащихся в них предписа-

ний. По этому критерию нормы права подразделяются на управомочиваю-

щие, обязывающие и запрещающие.

    Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие

возможность участникам правоотношений действовать тем или иным об-

разом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимо-

сти совершения ими определенных действий.

    Специфика обязывающих норм права, как это следует уже из их назва-

ния, заключается в том, что они обязывают субъект права совершить опре-

деленные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти

действия наступают негативные для него юридические последствия.

Пределы действия нормативного акта во времени, в                          пространстве и по кругу лиц.

    1.   По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:

  • указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
  • указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Законы РФ официально публикуются также в Парламентской газете.

  2.  Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного Суда признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа "закон обратной силы не имеет".

Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.

Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.

    3.  По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, то есть распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

   4.  На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории - на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст.5 Закона о гражданстве от 23 ноября 1991 г. установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Информация о работе Источники права