Исполнительная власть и административная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В современном мире заметны тендеции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества посвпешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Реформирование управление-это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В тоже время это сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости ”потери” важных и необходимых обществу функций.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Глава 1. Понятие управления. Государственное управление……………...3-6
3.Глава 2. Понятие исполнительной власти…………………………………..6-9
4. Глава 3. Основные функции и принципы исполнительной власти…..….9-13
3.1 Основные функции исполнительной власти…………………………….9-12
3.2 Принципы организации исполнительной власти………………………12-13
5.Задача…………………………………………………………………………...14
6.Заключение……………………………………………………………………..15
5.Список используемой литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

В№1 исполнительная власть и админ реформа.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная  комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный  надзор России; управление делами Президента.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов  РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей  компетенции, осуществляющие руководство  на подведомственной территории всеми  или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов  Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют: а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный  комитет, федеральная комиссия); б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Глава 3. Основные функции и принципы организации  исполнительной власти.

3.1 Основные функции  исполнительной власти

Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее  направление в деятельности органов  исполнительной власти, в которых  выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и  с ними напрямую связан предоставляемый  органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и  во многом характеризуют ее сущность.

Структурная сложность и  особенности исполнительной ветви  власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях  ее функций - первом и втором.

Первый уровень функций  исполнительной власти охватывает те функции, которые имеют глобальные значения для жизни общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что исполнительная власть гораздо  полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и содержательно воплощается в ее функциях.

Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия  на него органов исполнительной власти.

Один из объектов - это  общественный порядок и национальная безопасность, которая охраняется и  обеспечивается путем наблюдения компетентными  органами исполнительной власти за местами, имеющими общественной значение и путем  постоянного поддержания Вооруженных  сил страны для защиты населения  и территории от военного нападения. Это чрезвычайно важный объект управления, являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества и функционирования его  политических, экономических и культурных структур.

Другой важный объект управления - это определенная отрасль народного  хозяйства, социально - культурного  и административно - политического  строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее  органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.

О таком важном объекте  государственного управления - защита прав и свобод граждан, определившим еще одну функцию исполнительной власти, я расскажу подробнее в следующей главе.

Итак, первая основная функция - функция охраны общественного порядка  и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных  направлений в деятельности органов  данной ветви власти. Известно, что  общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни  всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных  учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о  себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а  именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.

Охрана общественного  порядка органам исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.

Другой стороной рассматриваемой  функции является национальная безопасность, которая определяется как состояние  защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная  и оборонная безопасность, а также  другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.

Вторая важнейшая функция  исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству  экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними  и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти.1 Как видно, данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.

Распорядительную деятельность органов исполнительной власти нельзя противопоставлять исполнительной, в государственном управлении исполнения и повеления следует рассматривать  как две стороны одной медали: исполняя законы, орган исполнительной власти своими предписаниями приводит в движение всю административную машину. Государственное управление - это положительная, организующая и  творческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство  хозяйственным, социально - культурным, и административно - политическим строительством.

Второй уровень функций  исполнительной власти - нормотворчество, оперативно - исполнительная и юрисдикция. Они имеют вспомогательный, инструментарный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций, то есть используются как организационно -технические средства реализации основных функций рассматриваемой власти.

Необходимой вспомогательной  функцией исполнительной власти является нормотворческая функция, которая  заключается в издании органами этой власти нормативных актов управления. Основная особенность этой функции  в том, что правотворческая деятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своей компетенции  деятельность, которую начал законодатель. Если нормы законы не регулируют непосредственно  управленческих и полицейских отношений, а они нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют  соответствующие органы исполнительной власти. В настоящее время Президент РФ, у которого есть прерогатива в области исполнительной власти. Правительство РФ, иные органы исполнительной власти издают огромное число актов управления, содержащих нормы права, причем объем таких нормативных актов непрерывно увеличивается.

Другая вспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что  органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных  актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения  нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование  в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной  деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий  конкретную проблему.

Особую роль в реализации основных функций исполнительной власти играет юрисдикция, осуществляемая его  органами. Юридическая функция исполнительной власти может быть представлена как  деятельность ее органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам  и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины, а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан.

Таким образом, вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и  на переходном этапе современной  России приобретает научную и  практически - политическую значимость в организации деятельности органов  исполнительной власти. В связи с  этим изложением соображения о функциях исполнительной власти позволяют сделать  следующий вывод.

3.2 Принципы организации  исполнительной власти

Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти. Чтобы каждое структурное  подразделение этой системы нормально  функционировало, она должна строиться  на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют: 
1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем: 
а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов; 
б) конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов; 
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ). 
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. 
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация). 
Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как: 
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти. 
2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти. 
3. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления. 
Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов очевидно.

 

Задача

Административной комиссией  администрации директор завода Петров был оштрафован за нарушение противопожарной  безопасности на заводе. Петров посчитал действия комиссии неправомеными. Куда он должен обратиться для окончательного решения этого вопроса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исполнительная  власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Конституция РФ официальный текст по состоянию на 2010 г. 

 

2. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России  Изд. НОРМА-ИНФРА-М.М.1998.

3.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Учебник по административному праву Зерцало-М". 2003

4.Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.

5. www.vuzlib.net

6. www.oriva.narod.ru

7. www.e-college.ru

8. www. lawtoday.ru

9. www.kursach.com

10. www.info-library.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2

2.Глава 1. Понятие управления. Государственное управление……………...3-6

3.Глава 2. Понятие исполнительной  власти…………………………………..6-9

4. Глава 3. Основные функции и принципы исполнительной власти…..….9-13

3.1 Основные функции исполнительной  власти…………………………….9-12

3.2 Принципы организации  исполнительной власти………………………12-13

5.Задача…………………………………………………………………………...14

6.Заключение……………………………………………………………………..15

5.Список используемой  литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исполнительная власть и административная реформа