Исполнительная власть и административная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В современном мире заметны тендеции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества посвпешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Реформирование управление-это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В тоже время это сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости ”потери” важных и необходимых обществу функций.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Глава 1. Понятие управления. Государственное управление……………...3-6
3.Глава 2. Понятие исполнительной власти…………………………………..6-9
4. Глава 3. Основные функции и принципы исполнительной власти…..….9-13
3.1 Основные функции исполнительной власти…………………………….9-12
3.2 Принципы организации исполнительной власти………………………12-13
5.Задача…………………………………………………………………………...14
6.Заключение……………………………………………………………………..15
5.Список используемой литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

В№1 исполнительная власть и админ реформа.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

Введение

В современном мире заметны тендеции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества посвпешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

Реформирование управление-это  не только и не столько изменение  структуры и штатов, сколько пересмотр  полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В тоже время это сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости ”потери” важных и необходимых обществу функций.

Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного  давления  на предпринимательскую  структуру, наведению должного порядка  в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство.  Эффективность деятельности государства  определяется не столько широтой  охвата контролируемых им сфер, сколько  соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  управления. Государственное управление.

Все цивилизованные государства  в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь  достойного качества жизни каждого  члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства  к проблеме организации государственной  службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства.

Государственное управление – осуществляемая на основе законов  и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными  полномочиями.  Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть.  Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики.  Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности.  Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления. 

Государственное управление имеет четко выраженный публичный  характер: проводит в жизнь содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции  текущего управления, представляет собой  государственную деятельность по управлению делами общества.   В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

 

 

Основные черты государственного управления:

1.      Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2.      Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3.      Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4.      Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5.      Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6.      Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Характеристика  государственного управления:

·        государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

·        государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

·        государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

·        государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

·        государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько  эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Глава 2. Понятие  исполнительной власти.

Исполнительная  власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Орган государства является самостоятельной  структурной единицей в системе  государственной власти. Он наделен  гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти – это  самостоятельная структурная единица  в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных  полномочий в определенной сфере  государственного ведения. Являясь  частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим законодательством  термины «орган исполнительной власти»  и «орган государственного управления»  используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция  органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят  свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и  выполняют значительный объем функций  государства. Их главное отличие  от законодательных и судебных органов  заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие  сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В процессе выполнение своих задач  и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь  требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и  вправе сами издавать в пределах своей  компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и  применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.ii

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции  между ними. Структура этой системы  обусловлена федеративным устройством  государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации

 

 

Классификации органов  исполнительной власти.

Существует различные  основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. К федеральным относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может  охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

Информация о работе Исполнительная власть и административная реформа