Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:10, реферат
Наряду с традиционными, классическими механизмами контроля за деятельностью государственных органов и обеспечения соблюдения ею прав граждан (к которым относят судебный, парламентский и общественный контроль), в мировой практике последних десятилетий получил значительное распространение новый институт, ранее неизвестный большинству стран с развитыми демократическими и правовыми традициями. Это так называемый институт омбудсмена.
Впервые институт омбудсмена возник в Швеции в начале XIX века, и долгое время оставался чисто шведским правовым феноменом. Однако в XX веке после второй мировой войны он стремительно завоевывает популярность в разных странах мира. Сегодня аналогичный институт имеют в своей государственно-правовой системе около ста государств мира.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМАНА – ЗАЩИТНИКА ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА-ЗАЩИТНИКА НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в нашем государстве пока находится в начальной стадии своего становления. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что в дальнейшем законодательство о нем будет совершенствоваться, и он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.
3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА-ЗАЩИТНИКА НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН.
Согласно
определению международной
Другое
международное определение
Кроме
того в разных странах институт омбудсмена
создается как на национальном уровне,
так и на уровне регионов, а иногда
и на уровне муниципалитетов, а также
могут вводиться должности "специализированных"
омбудсменов, т.е. работающих по конкретным
направлениям защиты прав человека (по
делам армии, по правам потребителей,
по проблемам гендерной
В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д.18 Эти три модели – следующие:
1. Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США. Собственно, это спорный вопрос: можно ли французского медиатора отнести к омбудсмену.
В России историческим предшественником института омбудсмена также были еще сохраняющиеся в ряде регионов комиссии по правам человека "при Президенте" и "при губернаторе".
2. Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.
3. Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).
В большинстве стран, где существует институт омбудсмена, он принадлежит именно парламентской модели. Это естественно, поскольку исторически омбудсмен – дитя парламента19. Он возник именно как орган парламентского контроля над администрацией, как результат борьбы парламента (т.е. представителей народа) за права и свободы человека и гражданина, провозглашенные конституцией, но попираемые исполнительной властью. Парламентская модель более органична не только с точки зрения истории, но и в современном контексте, поскольку основные нарушения прав граждан имеют место при их взаимоотношениях с исполнительными органами государственной власти. Именно чиновники повинны в большей части нарушений гражданских прав и свобод.
Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов.20
Широкие надзорные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсмен с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью.
Это
связано со многими демократическими
чертами, характеризующими его статус
и обеспечивающими
По мнению австрийского омбудсмена, профессора, доктора права В. Пикля, создание и деятельность института омбудсмена открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми.22
Таким
образом, институт омбудсмена, получивший
во второй половине XX века широкое распространение,
доказал свою эффективность и
обрел прочные позиции в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, институт омбудсмена в международном праве представляет собой достаточно новое явление. Возник он в Швеции в XIX веке, хотя сам термин впервые упоминается уже в XIII веке и имеет немецкое происхождение. Сейчас должность омбудсмена существует во многих странах и в каждом государстве имеет разное название.
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации пока находится в начальной стадии своего становления. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что в дальнейшем законодательство, регулирующее правовое положение данного института, будет совершенствоваться, и он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.
Институт
омбудсмена, получивший во второй половине
XX века широкое распространение, доказал
свою эффективность и обрел прочные
позиции в системе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Российской Федерации : (принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 1. – Ст. 1.
2. Федеральный
конституционный закон «Об
3. «Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865.
4. Закон Санкт-Петербурга
от 30.12.97 № 227-77 «Об Уполномоченном
по правам человека в Санкт-
5. Общая теория
прав человека. / Руководитель авторского
коллектива и ответственный
6. Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999.
7. Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России. // Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999.
8. Хиль-Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). – М.: Издательство "Ad Marginem", 1997.
9. Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. СПб., 1999.
10. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996.
11. Комарова В.В.
Уполномоченный по правам
12. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. // М.: Институт государства и права РАН, 1998.
13. Лебедев А.И.
В аппарате Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации. // Московский журнал
1 "Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865.
2 Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. // М.: Институт государства и права РАН, 1998. – С. 9.
3 Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. СПб., 1999. – С. 148.
4 Хиль-Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). – М.: Издательство "Ad Marginem", 1997. – С. 35.
5 Хаманева Н.Ю. Указ. соч. – С. 7.
6 Хиль-Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией…. – С. 36.
7 Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996.
С. 42.
8 Хиль-Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией…. – С. 37.
9 Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. С. 74,147.
10 Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России. // Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. С. 198.
11 Ливеровский А.А., Романков Л.П. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 76.
12 "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
13 "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
14 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 76.
15 "Вестник
Законодательного Собрания
16 Комарова В.В.
Уполномоченный по правам
17 Лебедев А.И.
В аппарате Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации. // Московский журнал
18 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 72.
19 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 74.
20 Общая теория
прав человека. /Руководитель авторского
коллектива и ответственный
21 Там же. С. 368-369.
22 Там же. С. 369.
23 Там же. С. 365.
Информация о работе Институт уполномоченного по правам человека в РФ