Государственная служба в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования обусловлена сегодня тем, что в последнее десятилетие XX века в России произошли коренные изменения как в экономической, так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду система государственного управления.
Происходящие в России поистине революционные преобразования экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически – за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея в виду, прежде всего, кадровый состав государственных органов.

Файлы: 1 файл

госслужба диплом.doc

— 701.50 Кб (Скачать)

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, иных государственных органов  субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

При этом следует отметить, что деятельность самих лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом к государственной службе не относится.

Во-первых, это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности Российской Федерации: Президент Российской Федерации (ст. 11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст. 103, 110); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 110); федеральный министр (ст. 110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья федерального суда (ст. 128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст. 129); прокурор субъекта Российской Федерации (ст. 129); прокурор прокуратуры Российской Федерации (ст. 129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст. 83); полномочный представитель Президента Российской Федерации (п. «к» ст. 83); Председатель Счетной палаты (п. «г» ч. 1 ст. 103); заместитель Председателя Счетной палаты (п. «и» ч. 1 ст. 102); аудитор Счетной палаты (п. «и» ч. 1 ст. 102; п. «г» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103).

Другие государственные должности Российской Федерации устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден упомянутым Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 3223. Всего в Сводном перечне содержится 38 должностей.

Во-вторых, это государственные должности субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Как правило, их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов Российской Федерации о государственной службе. К числу таких должностей, в частности, относится должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ее наименование и правовой статус определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определена система государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя следующие виды государственной службы:

- гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Кроме того, государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Видами федеральной государственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Государственная служба субъектов Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. К государственной службе субъектов Российской Федерации относится только государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации. Другие виды государственной службы, в том числе военная и правоохранительная служба службой субъектов Российской Федерации быть не могут.

Говоря о конкретных видах государственной службы в Российской Федерации необходимо отметить следующее.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации –  это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»24, вступившим в силу с 1 февраля 2005 г.

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Однако закон о данном виде государственной службы до настоящего времени не принят.

В связи с этим законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены такие виды службы, как служба в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в таможенных органах, а также служба в органах прокуратуры.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»25 определены особенности государственной службы граждан Российской Федерации, являющихся членами казачьих обществ.

Российское казачество привлекается к несению государственной службы при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. При этом российское казачество:

- оказывает содействие государственным  органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

- принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

- принимает участие в охране  общественного порядка, обеспечении  экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

- осуществляет иную деятельность  на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы. Государственную гражданскую службу российское казачество проходит в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итак, Федеральным законом от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее государственная  служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ, она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительная служба наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной  службы  (Приложение № 1). Наряду с федеральной государственной  службой в России складывается государственная гражданская  служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»26 установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной  службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий федеральными органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная  государственная  служба. Учитывая  наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной  службы, Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое  регулирование и организация федеральной государственной гражданской  службы  находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской  службы субъекта Федераций  находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта Федерации.

2. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении  своих задач и функций  обязаны строго соблюдать  законы и иные нормативные акты о государственной  службе. Принцип законности  отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной  службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение  своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение  и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать  в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а  все государственные служащие  несут предусмотренную  законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права  и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от  «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие  с общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами  России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.

Информация о работе Государственная служба в России