Государственная служба в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования обусловлена сегодня тем, что в последнее десятилетие XX века в России произошли коренные изменения как в экономической, так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду система государственного управления.
Происходящие в России поистине революционные преобразования экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически – за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея в виду, прежде всего, кадровый состав государственных органов.

Файлы: 1 файл

госслужба диплом.doc

— 701.50 Кб (Скачать)

 

 



       

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данного исследования обусловлена сегодня тем, что в последнее десятилетие XX века в России произошли коренные изменения  как в экономической, так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду система государственного управления.

 Происходящие в России поистине  революционные преобразования  экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически – за овладение государственным аппаратом,  системой  государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея в виду, прежде всего, кадровый состав государственных органов.

В течение 1992- 2002гг. в России сложились конституционные основы государственной службы  как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Как отметил Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию на 2003 год, наш государственный аппарат малоэффективен, и это сводит на «нет» экономические и другие реформы. Поэтому потребовался новый этап административной реформы, важнейшей составной частью которой стало дальнейшее реформирование государственной службы. В настоящее время проблема создания современной высокоэффективной государственной службы находится в центре внимания Президента и Правительства страны. Ведь от решения данной проблемы зависит, состоится ли экономическое, политическое социально – культурное формирование России, ее становление как истинно демократического федеративного правового государства. К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы в РФ  относятся понятия государственной  службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной  службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а так же правовое положение (статус) государственных служащих. В Федеральном законе от 27 мая 2003г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1, в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной  службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной  службы России, которые должны применятся при правовом регулировании всех видов и уровней государственной  службы и применении их на практике  соответствующими государственными органами и должностными лицами.   

В настоящее время круг государственно-служебных отношений, регулируемых в настоящее время соответствующими нормами права, следует рассматривать с учетом тех коренных изменений, которые внесены принятым Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» по сравнению с  действовавшим до отмены  Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы»2, а так же новшеств, содержащихся в других реформаторских актах. В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственной  службы. Теперь государственная  служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных  государственных органов; субъектов Федераций; органов государственной власти субъектов Федераций, иных государственных органов субъектов Федераций; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица,  замещающих  государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федераций (лица, замещающие государственные должности субъектов федераций).

Государственная служба имеет различные аспекты: правовой, политический, социальный, психологический и др. Ее значение определяется тем, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. В целом государственная служба – это сложный комплексный  правовой институт, регулируемый рядом отраслей права: конституционного, административного, трудового, финансового и др.

Общие положения об институте государственной службы, а также проблемные вопросы государственной службы исследуются в трудах таких авторов как Агапов А.Б., Атаманчук Г.В., Бабелюк Е.Г., Бахрах Д.Н., Богданов М.С., Бельский К.С., Бровко Н.В., Гусев А.В., Ерошкин Н.П., Коновалов А.В., Кикоть В.Я., Козлов Ю.М., Максимов И.А., Переладов А.Н., Оболонский А.В., Сорокин Е.И., Хаменев Н.Ю., Явич Л.С., Студеникин М.С., Кабашов С.Ю., Конин Н.М., Масленников М.Я., Котельников Е.А., Мицкевич Л.А., Назаренко Г.В., Овсянко Д.М., Переладов А.Н., Старилов Ю.Н., Четвериков В.С., Чиркин В.Е.

В процессе исследования проанализировано федеральное законодательство, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда РФ.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации задач целостной системы государственной службы РФ. 

Предметом представленной работы выступают нормативные правовые акты и нормы, регулирующие организационно-правовые основы системы государственной службы в Российской Федерации, а также практика их применения.

Целью дипломного исследования является изучение системы государственной службы в Российской Федерации.

            Для достижения поставленной  цели в рамках дипломной работы  решаются следующие задачи:

           1) проанализировать правовые и организационные основы системы государственной службы в РФ;

           2) сформулировать  понятие государственной службы;

           3) раскрыть  основные принципы государственной  службы;

           4) исследовать  особенности административно-правового  статуса государственных служащих;

            5) изучить условия прохождения  государственной службы, в том  числе вопросы гарантий государственной  службы;

           6) установить  виды  поощрений и ответственности  государственных служащих;

           7) выявить проблемы правового регулирования системы государственной службы и выработать практические рекомендации по их разрешению.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, а также частно-научные методы: логический, системно-структурный, сравнительно-правовой действующего законодательства и практики его применения.

Научная новизна дипломного исследования состоит в том, что комплексно исследованы теоретические и правовые основы системы государственной службы в Российской Федерации, выявлены проблемы правового регулирования вышеуказанных положений и на основании сделанных выводов вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы студентами при изучении дисциплины административное право, государственная служба. Предложения по совершенствованию законодательства также могут быть применены в деятельности практических работников.

Структура дипломной работы определяется целью исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения,  списка используемых источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации

 

Россия, став в декабре 1991г. правопреемницей Советского Союза, унаследовала и то, что было накоплено в области кадровой работы. К правовым преобразованиям по вопросам  государственной службы, как в центре, так и на местах она тогда еще была не готова. На первых порах приходилось руководствоваться  ранее действовавшим законодательством СССР. Практика нового нормотворчества по вопросам государственной службы, как и всего российского законодательства, складывалось постепенно. Реформа  государственной службы вызывалось потребностями, происходившими в стране преобразованиями. Россия встала на путь перехода к новой общественной системе, что предполагало изменения во всех сферах общественной жизни, а главное- коренную перестройку отношений собственности и системы власти. Поэтому и реформа государственной службы проходила и проходит как часть комплексного  преобразования законодательства  и государственного аппарата, ориентированных на защиту прав и свобод граждан в новом демократическом государстве.

Царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Его основу заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах – единую систему должностей и чинов. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Во многом именно эта идея петровской Табели о рангах была использована при разработке в постсоветской  период проекта общероссийского закона о государственной службе и последующих связанных с ним  нормативно-правовых актов. 

Одним из первых актов советской власти был декрет от 10 (23) ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»3. Его издание объяснялось рядом причин, но, прежде всего идеей слома старого государственного аппарата  и упразднения всякого чиновничества, полного объединения законодательных и управленческих функций  в руках представительных учреждений. Система должностей и чинов была заменена партийно-государственной номенклатурой,  просуществовавший весь советский период до начала перестройки в 1987г. В СССР выработкой кадровой политики занималась коммунистическая партия. Ее решение служили основой правового регулирования государственной службы.

В СССР не было закона о государственной службе, и о ее правовой  регламентации говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен  в конституциях, законах о советах министров и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать  вопросы комплектования должностей государственных служащих. Например, применялись временные  правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 12 декабря  1992г.; указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях управления: Единая номенклатура должностей, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г4; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г. В основу организации работы с кадрами в СССР  были положены принцип партийности и принцип номенклатуры должностей. Последний означал, что все должности государственных служащих делились по признаку старшинства на ряд групп  (номенклатур), комплектование каждой из которых получалось определенному органу  или должностному лицу. Цель этого деления состояла в том,  чтобы весь объем работы по комплектованию должностей государственных служащих распределить между конкретными органами (должностными лицами) с учетом важности должностей, так как в номенклатуре  должностей отражался уровень квалификации и профиль подготовки специалиста, который должен занимать должность согласно  штатному расписанию.         

Существовал также перечень должностей (номенклатура), кандидатуры на которые утверждались партийными органами различного уровня. Право назначения руководителей хозяйственных, правоохранительных, военных, профсоюзных и иных ведомств и организаций  было распределено между иерархическими структурами КПСС: номенклатура Политбюро, номенклатура Секретариата ЦК, номенклатура отделов ЦК, номенклатура обкомов (крайкомов), номенклатура райкомов. Подбор кадров осуществлялся через орготделы соответствующих комитетов КПСС.

В 1987г. начался и в декабре 1991г. закончился демонтаж партийно-государственной машины СССР. Но была разрушена лишь  ее часть – партийная надстройка, а советский аппарат остался почти в том же виде, в котором пребывал десятилетия.

После распада СССР в России стала складываться многопартийность и  кадровая политика еще не получила до сих пор четкого и официального  выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии  Конституции РФ 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность  и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Информация о работе Государственная служба в России