Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового положения государственных и муниципальных служащих, а так же особенностей дисциплинарной ответственности для лиц, совершивших дисциплинарные поступки разной степени тяжести.
При написании аналитической части, я преследую цели: улучшить теоретические аспекты понятия дисциплинарной ответственности, проанализировать кризисную ситуацию на ТВ-6, выявить проблемы и предложить мероприятия по выходу из кризисной ситуации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
I ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ДРУГИЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие государственных и муниципальных служащих. ………..
4
1.2 Дисциплинарная ответственность, функции и основания ее применения к работникам. ……………………………………………….……

5
1.3 Порядок применения дисциплинарных взысканий и его особенности. ……………………………………………………………………

10
1.4 Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих. …………………………………………………...

16
1.5 Уголовная ответственность, возлагаемая на служащих, за причиненный ими ущерб. ……………………………………………………..

18
1.6 Сравнительный анализ гражданско-правовой ответственности и административно-правовой ответственности. ……………………………….

19
Заключение ………………………………………………………….
30
Список использованной литературы …………………….
31

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК12.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

3

I ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ДРУГИЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1 Понятие государственных и муниципальных служащих. ………..

4

1.2 Дисциплинарная ответственность,  функции и основания ее применения к работникам. ……………………………………………….……

 

5

1.3 Порядок применения  дисциплинарных взысканий и его  особенности. ……………………………………………………………………

 

10

1.4 Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих. …………………………………………………...

 

16

1.5 Уголовная ответственность,  возлагаемая на служащих, за причиненный  ими ущерб. ……………………………………………………..

 

18

1.6 Сравнительный анализ  гражданско-правовой ответственности  и административно-правовой ответственности.  ……………………………….

 

19

Заключение ………………………………………………………….

30

Список  использованной литературы …………………….

31


 

 

Введение.

Представленная  работа посвящена теме "Дисциплинарная ответственность государственных  и муниципальных служащих". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ.

Целью данной работы является изучение правового положения государственных и муниципальных служащих, а так же особенностей дисциплинарной ответственности для лиц, совершивших дисциплинарные поступки разной степени тяжести.

При написании  аналитической части, я преследую  цели: улучшить теоретические аспекты понятия дисциплинарной ответственности, проанализировать кризисную ситуацию на ТВ-6, выявить проблемы и предложить мероприятия по выходу из кризисной ситуации.

 

I Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих, а также другие виды ответственности.

1.1 Понятие государственных и муниципальных служащих.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации» под государственной  службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государств; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

гражданин Российской Федерации;

замещает государственную  должность в государственном  органе;

замещает в  таком же органе должность государственной  службы;

выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (согласно ФЗ от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Таким образом, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

1.2 Дисциплинарная ответственность, функции и основания ее применения к работникам.

Гражданин, заключивший  трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.

Дисциплинарная  ответственность рассматривается  в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными  должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение  дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения. Дисциплинарная ответственность служащих государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать "своими" Уставами. В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих достаточно полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные ее признаки:

Дисциплинарная ответственность – особый вид юридической ответственности;

Для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

Дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

Состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий;

Дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

Урегулирована нормами административно-служебного права (Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное. – Чиновникъ. 2005.  №2 (36) С. 48).

Функции дисциплинарной ответственности:

Регулятивная – направлена на формирование поведения работника, на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

Превентивная – предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими работниками (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

Карательная – предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;

Восстановительная и воспитательная – формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Основанием  для привлечения работника к  дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечет за собой уголовной ответственности (Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. С. 111).

Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников: общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность, предусмотрена Трудовым кодексом и правилами внутреннего  трудового распорядка. Она распространяется на всех работников, кроме тех, для  которых предусмотрена специальная дисциплинарная ответственность.

Специальная дисциплинарная ответственность установлена для  узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей, государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих  под действие уставов и положений о дисциплине. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (кроме тех, что указаны выше).

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам: кругу лиц, подпадающих под ее действие; мерам дисциплинарного взыскания; кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; по порядку применения и обжалования взысканий (Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 164-165).

Средством привлечения  к дисциплинарной ответственности  является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарные  взыскания – это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус.

Законодательством о труде закреплены следующие  дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим  основаниям (ст. 192 ТК РФ). Перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим, поэтому в правилах внутреннего трудового распорядка не могут быть прописаны иные меры дисциплинарных взысканий. Законодательством о специальной дисциплинарной ответственности, а также уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания. Принятие нормативных правовых актов, регламентирующих виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ). В этой связи не допускается применение взыскания, не предусмотренного федеральным трудовым законодательством.

Право налагать на работника дисциплинарное взыскание  принадлежит работодателю. От его  имени может выступать руководитель организации. Дисциплинарные взыскания  в виде увольнения могут налагаться лишь теми лицами, которым предоставлено право приема на работу и увольнения.

Объективная и  субъективная сторона дисциплинарного  проступка.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок  можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Объектом дисциплинарного  проступка, то есть теми общественными  отношениями, которые нарушаются в  результате его совершения, является внутренний трудовой распорядок. По объекту  дисциплинарные проступки можно разделить на четыре группы:

посягательства  на полное использование рабочего времени (прогул, опоздание);

посягательства  на бережное и правильное использование  имущества работодателя;

посягательства  на порядок управления процессами производства в организации (неисполнение приказов, распоряжений);

посягательства, создающие  угрозу жизни, здоровью, нравственности, отдельного работника или всего  трудового коллектива (нарушение  правил охраны труда).

По своей  объективной стороне дисциплинарный проступок может выражаться в противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей, то есть это может быть как действие, так и бездействие. В некоторых случаях для появления состава правонарушения требуется наличие последствий в виде причинения вреда и, соответственно, причинной связи между деянием и последствиями. Что касается субъективной стороны, то обязательно наличие вины, причем в любой форме – умысла или неосторожности. Неисполнение работником трудовых обязанностей по причинам, не зависящим от него, не является трудовым правонарушением.

Субъектом дисциплинарного  проступка всегда выступает работник. В отличие от преступления дисциплинарный проступок не характеризуется общественной опасностью, а представляет собой общественно вредное деяние. В качестве последствий он влечет применение мер дисциплинарного взыскания.

1.3 Порядок применения дисциплинарных взысканий и его особенности.

Порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный статьей 193 ТК РФ, обязателен для всех работодателей.

До применения дисциплинарного  взыскания работодатель должен затребовать  от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника  дать объяснение составляется соответствующий  акт. Отказ работника дать объяснение не освобождает виновного от привлечения к дисциплинарной ответственности. Работодатель при наложении дисциплинарного взыскания обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, предшествующую работу, поведение работника, обстоятельства, при которых был совершен проступок. Не обязательно применять меры взыскания в той последовательности, как они расположены в ст. 192 ТК РФ.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих