Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Личность, право, государство - три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений.

К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм.

Оглавление

Введение

1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

2. Права человека и гражданина: сравнительная характеристика

3. Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление

4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

5. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина

6. Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

 

Конституция РФ и Закон "О  гражданстве", закрепляют следующие  принципы гражданства Российской Федерации:

 

1) единства гражданства.  В соответствии с этим принципом  республики--субъекты РФ не могут  устанавливать собственное гражданство,  предусматривающее изъятия из  общего, единого статуса гражданина  РФ, гражданин республики одновременно  является гражданином Российской  Федерации; статус гражданина  России, проживающего в какой  республике, ничем не отличается  от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте  Федерации.

 

2) равенства гражданства  независимо от оснований приобретения, рассматриваемых ниже, а также  от пола, национальности, возраста, социального происхождения и  положения и т. п. В частности,  гражданство замужней женщины  в России не зависит от гражданства  мужа.

 

3) охранения гражданства  при проживании гражданина России  за ее пределами. Не существует  каких-либо пресекательных сроков, по истечении которых в случае  проживания россиянина в другом  государстве он утрачивал бы  гражданства Российской Федерации.

 

4) невозможности лишения  гражданина Российской Федерации  гражданства или права изменить  его. Данный принцип призван  обеспечить беспрепятственное осуществление  гражданином своих прав без  боязни утратить российское гражданство.  Какую бы противоправную деятельность  ни принял российский гражданин,  к нему могут применяться различные  виды ответственности и наказания,  но такой как "лишение гражданства"  российское законодательство не  предусматривает и предусматривать не может.

 

5) Невозможности высылки  российского гражданина за пределы  России или выдачи иностранному  государству. Гражданин России  не может быть выслан из  страны, равно как и иметь препятствия  для возвращения на Родину.

 

В соответствии с гл. 2 закона о гражданстве гражданство РФ может быть приобретено по следующим  основаниям:

 

1) по рождению (филиация);

 

2) в результате приёма  в гражданство (натурализация);

 

3) в результате восстановления  в гражданстве (реинтеграция);

 

4) в результате выбора  гражданства (оптация).

 

Приём в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную  процедуру и более жесткие  условия. Приём в российское гражданство  может осуществляться в общем  порядке и в упрощенном порядке. Условиями натурализации в общем  порядке являются:

 

а) достижение иностранным  гражданином или лицом без  гражданства возраста 18 лет и  обладание дееспособностью

 

б) ценз оседлости (ценз проживания) - лицо, желающее приобрести гражданство  РФ, должно к моменту обращения  с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в  течении 5 лет.

 

в) Обязательство соблюдать  Российскую Конституцию и законы, это лежит на всех без исключения гражданах России и иных лиц, находящихся  на ее территории.

 

г) наличие законного источника  средств к существованию (работа по трудовому договору, банковские вклады).

 

д) отказ от гражданства  иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести российское гражданство.

 

е) владение государственным  языком РФ (т.е. русским языком).

 

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства  Российской Федерации может иметь  при изменении государственной  границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий -- в этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства (при безусловном праве сохранить прежнее гражданство). Порядок и сроки оптации, должны устанавливаться соответствующим международным говором.

 

Кроме оптации, основаниями  прекращения граждане Российской Федерации  являются выход из российского гражданства  и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

 

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом  добровольным, но должен быть осуществлен  по определенной процедуре, в общем  порядке (с подачей заявления  на имя Президента РФ, который и  принимает окончательное решение).

 

Российская Федерация, как  и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится  к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь  только с одним государством) Авакьян  С.А. Гражданство РФ. - М, 2004..

 

4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

 

Правовой статус личности, являясь составной частью системы  права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений.

 

Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим  положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом. Таким  образом, правовой статус личности - есть признания Конституцией и законодательством  совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных  органов и должностных лиц, с  помощью которых они выполняют  свои социальные роли. Именно права  и обязанности составляют ядро правового  статуса личности.

 

Рассмотрим, из чего состоит  структура правового статуса, т. е. из каких элементов он строится:

 

- права и обязанности;

 

- законные интересы;

 

- правосубъектность;

 

- гражданство;

 

- юридическая ответственность;

 

-правовые принципы и  т. п.

 

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти  виды отражают соотношение таких  философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

 

Общий - это статус лица как  гражданина государства, закрепленные в Конституции.

 

Специальный статус фиксирует  особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и  т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

 

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т. п.) и представляет собой  совокупность персонифицированных  прав и обязанностей личности Малько А.В. 4-е изд. М., 2004. ст.116..

 

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы  граждан, иностранцев, лиц с двойным  гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности  личности и ее реальное положение  в системе разнообразных общественных, отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвёртых, дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования В.И. Власов. Изд. - 2-е изд. 2003. ст. 254..

 

5. Внутригосударственная  защита прав человека и гражданина

 

 

Внутригосударственное право  оказывает влияние на международное двумя основными путями. Во-первых, путем предопределения ста и содержания международного права. Имеется в виду воздействие внутригосударственного права на международное через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства. Последняя самым непосредственным образом сказывается на сущностной и содержательной сторонах международного права, а также на его структуре в целом и его различных составных частей -- институтов и отраслей. Такого рода влияние внутригосударственного права на международное в научной литературе условно иногда, называют материальным влиянием.

 

Во-вторых, в силу воздействия  внутригосударственного ж на процесс  создания и реализации норм международного права. Свое конкретное выражение это находит в том, что через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государства не только оказывается влияние на содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, а вместе с тем рядок их реализации. Поскольку данный аспект воздействия внутригосударственного права на международное затрагивает преимущественно процессуальную сторону международного права, то его условно называют процессуальным влиянием Мюллерсон Р.А. М., 1992. ст. 30-34..

 

 

Как материальное, так и  процессуальное воздействие национального  права на международное осуществляется через соответствующую политическую деятельность государственных органов  и орган. В этом смысле последнее выступает лишь в косвенной форме, как опосредованное воздействие внутригосударственного права на международное. Однако влияние внутригосударственного права на международное проявляется и в прямой форме Национальное право в ряде случаев может оказывать и в действительности оказывает прямое непосредственное воздействие на международное право. Это происходит тогда, когда внутригосударственного права, будучи преобразованными и модернизированными применительно к внешним условиям деятельности государства и права, используются и в международном праве. Международно-правовая практика показывает, что это могут обычные нормы, первоначально возникающие в рамках деятельности одного или нескольких государств, в пределах внутригосударственного права, а затем трансформирующиеся в нормы международного права.

 

Разумеется, процесс трансформации  обычных норм национального права  в соответствующие нормы международного права не является стихийным или  механическим, нерегулируемым процессом. Он опосредуется другими нормами  международного права, такими, например, как положения, содержащиеся в Статуте  Международного Суда. В данном документе (ст. 38), определяющем международный обычай как «доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы», предусматривается, что, для того чтобы то или иное обыкновение, т. е обычай, которому следуют отдельные государства (например, при решении, вопросов о территориальных водах, шельфе и т. д.), получило статус международного обычая, оно должно быть признано двумя или более государствами в качестве международно-правовой нормы Марченко М.Н. 2-изд. М., 2005. ст 489..

 

6. Международная защита  прав человека: понятие и механизмы  реализации

 

 

Вместе с тем не меньшую  роль играет и изучение обратного  воздействия международного права  на внутригосударственное.

 

Кроме обычных норм, содержащихся в национальных правовых системах, в нормы международного права  могут трансформироваться также, по мнению исследователей, нормы, касающиеся порядка заключения международных  договоров и соглашений, иммунитета государства и его собственности, правового положения иностранцев  и лиц без гражданства. В систему  международного права могут трансформироваться, кроме того, принципы внешней политики того или иного государства, первоначально  появившиеся в национальном праве  и нередко закрепляемые в основных законах государств Мюллерсон Р.А. Указ. соч. С. 31-32..

Информация о работе Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение