Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:52, реферат
Личность, право, государство - три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений.
К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм.
Введение
1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение
2. Права человека и гражданина: сравнительная характеристика
3. Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление
4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
5. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина
6. Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации
Заключение
Список литературы
Права человека - сложное
многомерное явление, политико-правовая
категория, один из ориентиров в развитии
общества. В этой связи обращалось
внимание на природу прав человека,
их сущность, роль в установлении нормальных
взаимоотношений между
В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рассматриваемой проблеме можно свести к двум основным направлениям. Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официально властного авторитета государства, оказывающего основное влияние на фундаментальные основы человеческого бытия.
В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматривалась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права человека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о правах и свободах человека, привёл к осмыслению того, что правосубъективность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью - это не продукт воли и усмотрения политической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и прав.
Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Факультативный протокол к Международный пакту о гражданских и политических правах (1966 г), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни См.: Международное право. Сборник документов. Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т.1 М., 1996. С.460-487..
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человек и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закреплённых в УК РФ. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина, в сущности, нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе Иванов В.Н. как защитить свои права и законные интересы-М, 2004.. Речь идёт о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.
Конституционные права и
свободы принято условно
1. Специфические особенности
личных прав и свобод
а) по своей сути они являются
правами человека, т.е. каждого индивида
и не связаны непосредственно
с принадлежностью к
б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
Названные особенности личных
прав и свобод индивидов подтверждаются
содержанием ст. 20-30 Конституции
Российской Федерации. Вместе с тем
анализ названных статей приводит к
выводу о декларативной направленности
некоторых из них, отсутствии механизма
реализации. Назовём в этой связи
ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую
право свободно выбирать место пребывания
и жительства. Здесь налицо противоречие
между юридическим и
Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические - «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизни страны, управление её делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, поскольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33 Конституция Российской Федерации.
Связь политических прав с
гражданством может создать впечатление,
что они производны от воли государства,
носят вторичный характер и не
относятся к естественным правам
гражданина. Естественный характер прав
гражданина определяется тем, что носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является
её многонациональный народ (ст. 3 Конституции
РФ). Государство признаёт, соблюдает
и защищает политические права гражданина
так же, как и личные права человека
(ст. 2 Конституции РФ). Наиболее общим,
как бы объединяющим все другие политические
права и свободы, являются право
граждан участвовать в
Примечательно, что многие
формы участия граждан в
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закреплённым в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). В самом деле сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д Конституция Р.Ф..
3 Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление
В этом вопросе заслуживает отдельное рассмотрение конституционно-правового института гражданства. Не относясь к числу естественных прав человека, гражданство -- неотъемлемая часть института правового статуса личности.
В следствии чего я рассмотрю все вопросы касающиеся понятия «гражданство» : - принципы гражданства, - приобретение гражданства, - прием в гражданство, - восстановление в гражданство, - выбор гражданства (оптация), основания прекращения гражданства, двойное гражданство.
Гражданство -- это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Бабаева 2-е издание. М., 2006.
Конституция РФ закрепляет
лишь отправные, базовые принципы института
гражданства. Детальная регламентация
этого конституционно-
Во-первых, во многих государствах -- бывших республики СССР происходит ужесточение миграционного режима причем не только в прибалтийских государствах, но и в государствах, входящих в СНГ, -- Украине, Казахстане, Туркменистане и др.).
Во-вторых, положения российского законодательства полностью соответствуют общепризнанным нормам и правилам о гражданстве, а иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют абсолютно равные гражданские, социальные, экономические и культурные права и свободы с гражданами Российской Федерации (ограничения касаются главным образом некоторых политических прав).
В-третьих, десять лет, прошедших после распада ССС в течение которых все граждане несуществующего государства могли в упрощенном порядке приобрести российское гражданство, -- достаточный срок, чтобы определиться с выбором.
В-четвертых, более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом 1991 г, сохраняется в случае подачи соответствующего заявления до вступления в силу нового закона (до 1 июля 2002 г), а для соотечественников, которые проживали и проживают в государствах--бывших республиках СССР, не приобрели гражданства этих государств и являются лицами без гражданства, сохранен упрощенны, порядок получения гражданства России.
Информация о работе Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение