Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Личность, право, государство - три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений.

К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм.

Оглавление

Введение

1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

2. Права человека и гражданина: сравнительная характеристика

3. Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление

4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

5. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина

6. Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

 

Права человека - сложное  многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.

 

В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рассматриваемой  проблеме можно свести к двум основным направлениям. Одно из них состоит  в том, что права человека принадлежат  ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Соответственно, задача государства  и общества состоит в том, чтобы  защищать эти права, не допускать  их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней взаимосвязи  и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен  мировосприятию, основанному на признании  официально властного авторитета государства, оказывающего основное влияние на фундаментальные  основы человеческого бытия.

 

В нашей стране в дореформенный  период преобладал второй подход к  правам человека, а сама идея прав человека рассматривалась в качестве предпосылки  противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права человека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о правах и свободах человека, привёл к осмыслению того, что правосубъективность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью - это не продукт воли и усмотрения политической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и прав.

 

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию  материальных и духовных благ, побуждает  публичную власть придерживаться в  этом плане общепринятых международных  стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Факультативный протокол к Международный пакту о гражданских и политических правах (1966 г), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни См.: Международное право. Сборник документов. Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т.1 М., 1996. С.460-487..

 

Показательна в этой связи  принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человек и гражданина, ставшая органической частью новой  Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

 

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права  и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как  для отдельного человека, так и  в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение  о том, что основные права и  свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17).

 

Конституционные права и  свободы составляют ядро правового  статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закреплённых в УК РФ. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

 

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального  различия между понятиями «право»  гражданина и «свобода» гражданина, в сущности, нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в  литературе Иванов В.Н. как защитить свои права и законные интересы-М, 2004.. Речь идёт о том, что лишь некоторые  из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального  усмотрения и самодеятельности по отношению  к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность  возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

 

Конституционные права и  свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.

 

1. Специфические особенности  личных прав и свобод заключаются  в следующем:

 

а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно  с принадлежностью к гражданству  государства;

 

б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему  от рождения;

 

в) они охватывают такие  права и свободы лица, которые  необходимы для обеспечения его  жизни, свободы, достоинства как  человеческой личности.

 

Названные особенности личных прав и свобод индивидов подтверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции  Российской Федерации. Вместе с тем  анализ названных статей приводит к  выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма  реализации. Назовём в этой связи  ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую  право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим  содержанием статьи. К сожалению, нет механизма, способного обеспечить реализацию конституционных принципов  о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредственном действии (ст. 18) и др.

 

Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны  с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция  РФ, адресуя личные права «каждому»  от рождения как человеку, политические - «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизни страны, управление её делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, поскольку  политические права и свободы  призваны укрепить эту связь. Сказанное  подтверждается содержанием ст. 31-33 Конституция Российской Федерации.

 

Связь политических прав с  гражданством может создать впечатление, что они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст. 3 Конституции  РФ). Государство признаёт, соблюдает  и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, являются право  граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции  РФ). Это право адресовано каждому  гражданину, осуществляется в различных  формах как непосредственно, так  и через своих представителей. Непосредственные формы реализации рассматриваемого права - это: участие  граждан в референдуме - всенародном  голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной  власти и органы местного самоуправления и т.д.

 

Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее  время не используются эффективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к деятельности избирательного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в новые ценности.

 

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они  касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закреплённым в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). В самом деле сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д Конституция Р.Ф..

 

3 Институт гражданства  и его государственно-правовое  закрепление

 

 

В этом вопросе заслуживает  отдельное рассмотрение конституционно-правового  института гражданства. Не относясь к числу естественных прав человека, гражданство -- неотъемлемая часть института правового статуса личности.

 

В следствии чего я рассмотрю все вопросы касающиеся понятия «гражданство» : - принципы гражданства, - приобретение гражданства, - прием в гражданство, - восстановление в гражданство, - выбор гражданства (оптация), основания прекращения гражданства, двойное гражданство.

 

Гражданство -- это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Бабаева 2-е издание. М., 2006.

 

Конституция РФ закрепляет лишь отправные, базовые принципы института  гражданства. Детальная регламентация  этого конституционно-правового  института закреплена в Федеральном  законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве  Российской Федерации", принятом взамен одноименного Закона РФ 1991 г., в который  неоднократно вносились изменения  и дополнения. С.А. Комаров. «Общая теория государства и права». 7- издание 2005. Питер. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости  его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению  с правилами, предусматривавшимися прежним законом, -- теперь все иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство Российской Федерации по единым правилам, упрощенный приобретения гражданства для соотечественников -- бывших граждан СССР отменен. Новые нормы закона о гражданстве вызывали и продолжают вызывать достаточно острую критику. Однако здесь следует иметь в виду следующее.

 

Во-первых, во многих государствах -- бывших республики СССР происходит ужесточение  миграционного режима причем не только в прибалтийских государствах, но и в государствах, входящих в СНГ, -- Украине, Казахстане, Туркменистане и др.).

 

Во-вторых, положения российского  законодательства полностью соответствуют  общепризнанным нормам и правилам о  гражданстве, а иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие  в России, имеют абсолютно равные гражданские, социальные, экономические  и культурные права и свободы  с гражданами Российской Федерации (ограничения касаются главным образом  некоторых политических прав).

 

В-третьих, десять лет, прошедших  после распада ССС в течение  которых все граждане несуществующего  государства могли в упрощенном порядке приобрести российское гражданство, -- достаточный срок, чтобы определиться с выбором.

 

В-четвертых, более льготный порядок приобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом 1991 г, сохраняется  в случае подачи соответствующего заявления  до вступления в силу нового закона (до 1 июля 2002 г), а для соотечественников, которые проживали и проживают  в государствах--бывших республиках СССР, не приобрели гражданства этих государств и являются лицами без гражданства, сохранен упрощенны, порядок получения гражданства России.

Информация о работе Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение