Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа
Цель курса "Бюджет и бюджетная система" - дать студентам комплекс теоретических и практических знаний в области формирования и использования бюджета, ознакомить с проблемами формирования федерального, регионального и местного бюджета; с принципами построения бюджетной системы РФ; с принципами распределения бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы.
Задача 1 раздела курса состоит в том, чтобы дать студентам комплекс знаний, необходимых для правильного понимания основ современной бюджетной политики России и механизмов ее реализации через бюджетную систему. Задача
Внутренние источники |
Внешние источники |
1) кредиты, полученные
от кредитных организаций в
валюте РФ (могут быть от имени
РФ, субъектов РФ и муниципального
образования); |
1)государственные займы,
осуществляемые в иностранной
валюте путем выпуска ценных
бумаг (от имени РФ, от имени субъекта РФ, но при условии,
что субъект не получает финансовую помощь
на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности); |
В БК РФ содержится оговорки, что кредиты банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета
Тема 7. Методы бюджетного регулирования и пути их развития
7.1. Бюджетное регулирование в
РФ.
7.2. Характеристика методов бюджетного
регулирования.
7.1. Бюджетное регулирование в РФ
Бюджетное регулирование - предоставление
средств из государственных доходов
вышестоящими бюджетами нижестоящим с
целью сбалансирования доходов и расходов
каждого бюджета,
Задачи бюджетного регулирования:
1. Обеспечение, сбалансированности всех
бюджетов, выделение каждому бюджету таких
доходных источников, которые позволяли
бы своевременно и бесперебойно финансировать
предусмотренные мероприятия.
2. Усиление заинтересованности республиканских
и местных органов власти в выполнении
планов, поступлений налогов, неналоговых
платежей.
Как экономическое понятие, бюджетное
регулирование, с одной стороны, выражает
совокупность финансовых отношений по
выбору и применению тех или иных методов
сбалансированности доходов и расходов
внутри- одного бюджета.
С другой стороны, это финансовые отношения
по выбору и использованию методов субординации
и правового регулирования деятельности
отдельных звеньев бюджетной системы.
В бюджетной практике применяют разнообразные
методы бюджетного регулирования. Конкретный
из них выбирается в зависимости от:
- политической и экономической ориентации
органов власти и управления; .
- специфики экономических показателей,
определяющих уровень доходов и расходов
конкретного региона.
Существуют следующие методы бюджетного
регулирования:
1. Общие дотации. .
2. Целевые дотации.
3. Субвенции (1924-1931 гг.; 1991 г, и до настоящего
времени).
4. Метод процентных отчислений от общегосударственных
на логов и доходов (используется с 1931
г. по настоящее время).
5. Трансферты - вид финансовой помощи,
выделяемой для финансирования текущих
расходов бюджета.
Трансферты выделяются из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов
РФ (ФФФПсубРФ) с 1994 г. по настоящее время.
Все указанные методы бюджетного регулирования
используются на стадий составления бюджета.
7.2. Характеристика методов бюджетного
регулирования
Метод процентных отчислений от региональных
налогов и доходов основывается на делении
доходов и налогов на собственные, регулирующие.
Регулирующие доходы и налоги менялись
от периода к периоду в зависимости от
стабильности доходной базы регулируемых
бюджетов. Например:
Подоходный налог с заработной платы рабочих
и служащих -> Подоходный налог с физических
лиц -> Налог на доходы физических лиц
-" Отчисления от прибыли -" Налог
на прибыль.
В начале 90-х гг. многие ученые предлагали
отойти от деления налогов и доходов на
собственные и регулирующие (например:
В. М. Родионова, В. Г. Пансков) и предлагали:
1. Четко разграничить конкретные виды
налогов по уровням государственного
управления (федеральные, региональные,
местные).
2. Разделить (квотировать) доходные поступления
от налогов путем закрепления за каждым
уровнем управления конкретной доли налогов
в пределах единой ставки обложения. Например:
налог на прибыль (федеральный -7,5%; региональный
- 14,5%; местный - 2%); налог на доходы физических
лиц (федеральный - 1%; региональный - 99%).
3. Установить местные надбавки к федеральным
и территориальным налогам (например:
налог на игорный бизнес).
Субвенции.
С 1990 г. дотации получили целевое предназначение.
Часть их была трансформирована в более
прогрессивный метод - субвенции.
В начале 90-х гг. субвенции выделялись
в основном на сохранение достигнутого
социально-экономического уровня развития
региона либо повышение его.
В настоящее время федеральным законом
"О бюджете на текущий год" субвенции
выделялись на покрытие тарифов за электроэнергию
в районах Дальнего Востока и т. д.
Используются субвенции на отселение
с территорий закрытых административно-
Дотации в основном используются на повышение
бюджетной обеспеченности на одного человека
по субъектам РФ.
Трансферты.
Трансферты предоставляются с 1994 г. из
ФФФПсубРФ. Средства указанного фонда
формируются по нормативу, около 14% от
всей суммы налоговых поступлений идет
в федеральный бюджет, исключая таможенные
пошлины и таможенные платежи.
В начале 90-х субъектам РФ в ФФФПсубРФ
были выделены квоты в процентах. С 1997
г. трансферты выделяются в абсолютной
сумме в зависимости от:
- географического положения;
- численности населения;
- длительности отопительного сезона и
т. д.
В процессе исполнения бюджета применяются
особые методы бюджетного регулирования.
Это так называемое текущее бюджетное
регулирование, оно служит дополнением
к бюджетному регулированию, применяемому
при составлении бюджета. В настоящее
время используются следующие методы
текущего бюджетного регулирования:
1) взаимные расчеты между звеньями бюджетной
системы;
2) предоставление бюджетных ссуд;
3) предоставление бюджетных кредитов
Тема 8. Становление и развитие бюджетного федерализма
8.1. Бюджетный федерализм в РФ.
8.2. Развитие бюджетного федерализма в
России.
8.1. Бюджетный федерализм в РФ
В Российской Федерации пока нет четкого
понятия бюджетного федерализма как экономической
категории. Понятие федерализма вообще
представлено в работах Родионовой, Игудина
и др.
Федерализм - это такой способ управления,
при котором сочетаются интересы всего
государства с интересами отдельных его
частей. Обеспечивается единство и целостность
страны при соблюдении самостоятельности
(члены федерации имеют собственные конституции,
законодательные, исполнительные и судебные
органы).
Бюджетный федерализм - это отношения
на той же основе в части разграничения
бюджетных прав и полномочий налогов и
расходов между федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов РФ, а также внутри
последних между региональными и местными
бюджетами.
В проекте федерального закона "О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в РФ"
впервые появилась запись, характеризующая
бюджетный федерализм как "отношения
между органами государственной власти
местного самоуправления, возникающие
в ходе бюджетного процесса, основанные
на разграничении бюджетных прав и полномочий
в области формирования и расходования
бюджетных средств, направленных на обеспечение
целостности и единства бюджетной системы".
К сожалению, в Бюджетном кодексе РФ определение
бюджетного федерализма отсутствует,
но сформированы основные принципы межбюджетных
отношений, а значит, и бюджетного федерализма:
1) равноправие субъектов РФ в их налогово-бюджетных
взаимоотношениях с федеральным центром;
2) самостоятельность бюджетов разных
уровней;
3) законодательное разграничение бюджетной
ответственности между федеральными и
региональными органами власти и управления;
4) соответствие финансовых ресурсов органов
власти и управления различных уровней
их полномочиям и выполняемым функциям;
5) применение единых формализованных
методов распределения централизованной
финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
8.2. Развитие бюджетного федерализма в
России
В РФ принята программа "Развития бюджетного
федерализма в России на период до 2005 года",
которая предполагает:
1. Упорядочение бюджетного устройства
субъектов РФ.
2. Разграничение расходных полномочий.
3. Разграничение налоговых полномочий
и доходных источников.
4. Финансовую помощь бюджетам других уровней.
Финансовая помощь бюджетам других уровней
будет предоставляться через пять фондов:
- Федеральный Фонд Финансовой Поддержки
субъектов РФ,
- Фонд компенсаций,
- Фонд софинансирования социальных расходов
- Фонд регионального развития,
- Фонд реформирования региональных финансов.
Фонд компенсаций создан в 2001 г. и должен
использоваться для предоставления субъектам
РФ целевой финансовой помощи (субвенций
и субсидий) на реализацию федеральных
законов, предусматривающих социальные
выплаты (пособия) или льготы отдельным
категориям населения.
При этом обязательства региональных
и местных бюджетов по социальным выплатам
и льготам, установленные федеральными
законами, но не обеспеченные средствами
фонда компенсаций, должны быть сохранены
с одновременным расширением прав субъектов
РФ самостоятельно регулировать в предусмотренных
федеральным законодательством случаях
состав и уровень принимаемых к финансированию
расходов.
5. Управление общественными финансами
на региональном и местном уровнях.
Тема 9- Исполнение бюджетов
9.1. Казначейская система
9.2. Особенности исполнения федерального
бюджета по доходам и расходам.
9.1. Казначейская система исполнения бюджетов
В РФ устанавливается казначейское
исполнение бюджетов. На органы исполнительной
власти возлагается организация исполнения
и исполнение бюджетов, управление счетами
бюджетов и бюджетными средствами. Указанные
органы являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от
имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджетный Кодекс предусматривает принцип
единства кассы, который предполагает
зачисление всех поступающих доходов
и поступлений из источников финансирования
дефицита бюджета на единый счет бюджета
и осуществление всех предусмотренных
расходов с единого счета бюджета. Бюджеты
всех уровней бюджетной системы РФ исполняется
на основе принципа единства кассы.
При казначейском исполнении Федерального
бюджета регистрация поступлений, регулирование
объемов и сроков принятия бюджетных обязательств,
совершение разрешительной надписи на
право осуществления расходов в рамках
выделенных лимитов бюджетных обязательств,
осуществление платежей от имени получателей
средств Федерального бюджета возлагаются
на Федеральное Казначейство. Исполнение
Федерального бюджета осуществляется
на основе отражения всех операций и средств
Федерального бюджета в системе балансовых
счетов Федерального Казначейства. В процессе
исполнения Федерального бюджета запрещается
осуществление операции, минуя систему
балансовых счетов Федерального Казначейства.
Право открытия и закрытия счетов Федерального
бюджета, определения их режима принадлежит
Федеральному Казначейству. Единый счет
Федерального бюджета .(единый счет Федерального
Казначейства) находится в Банке России.
Федеральному Казначейству предоставлено
право открывать и закрывать иные счета
Федерального бюджета.
9.2. Особенности исполнения федерального
бюджета по доходам и расходам
Исполнение федерального бюджета по доходам
предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов Федерального
бюджета на единый счет Федерального бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным
Федеральным бюджетом федеральных регулирующих
налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов Федерального бюджета и
отчетность о доходах Федерального бюджета
в соответствии с Бюджетной классификацией
РФ.
Финансирование расходов Федерального
бюджета представляет собой последовательно
совершаемые действия и включает:
- разрешение (распоряжение) на осуществление
платежа;
- осуществление платежа;
- финансирование расходов Федерального
бюджета осуществляется Федеральным Казначейством;
Исполнение Федерального бюджета по расходам
осуществляется:
- с использованием лицевых счетов бюджетных
средств (лице вые счета), открываемых
их в едином учетном регистре Федерального
Казначейства для каждого главного распорядителя
и получателя средств Федерального бюджета;
- на лицевом счете отражается объем средств
Федерального бюджета, которыми располагает
распорядитель либо получатель этих средств
в процессе реализации процедур санкционирования
и финансирования расходов Федерального
бюджета;
- лицевой счет распорядителя либо получателя
средств Федерального бюджета открывается
в соответствующем территориальном органе
Федерального Казначейства;
o- средства от предпринимательской деятельности
и использования государственной собственности
бюджетного учреждения зачисляются на
единый счет Федерального бюджета в соответствующем
территориальном органе Федерального
Казначейства;
- бюджетное учреждение в праве распоряжаться
этими средствами только в том размере,
который отражен на лицевом счете бюджетного
учреждения
ТЕМА 10. Финансирование важнейших отраслей экономики
10.1. Финансирование промышленности,
энергетики
и строительства.
10.2. Расходы бюджета на развитие
и содержание АПК.
10.3. Финансирование жилищно-коммунального
хозяйства.
10.4. Расходы на транспорт, дорожное хозяйство
и связь.
10.5. Расходы на фундаментальные научные
исследования и охрану окружающей среды.
10.1. Финансирование промышленности, энергетики
и строительства
В современных условиях Хозяйствования
базовые отрасли экономики имеют следующие
проблемы, ухудшающие их положение: отток
капитала (как правило, за рубеж); платежный
кризис; недоступность для предприятий
достаточно дешевых кредитов; отсутствие
своевременного внедрения новых технологий;
недостаточное финансирование из федерального
бюджета.
Преодоление кризисного состояния промышленности
возможно только за счет наращивания реальных
инвестиций, т. е капитальных вложений.
Капитальные вложения в основные фонды
промышленности и строительства на территории
России финансируются из следующих источников:
собственные финансовые ресурсы (чистая
прибыль, амортизационные отчисления
и другие внутренние источники); заемные
средства в форме банковских кредитов
и облигационных займов; привлеченные
средства (денежные ресурсы, полученные
от эмиссии акций, паевые и иные взносы
юридических и физических лиц в уставный
капитал); средства иностранных инвесторов;
средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ.
Федеральные инвестиционные программы
призваны обеспечить структурную перестройку
экономики, сохранение и развитие производственного
потенциала, социальной инфраструктуры
и решение других неотложных проблем,
которые невозможно осуществить за счет
иных источников финансирования.
Предоставление средств за счет государственных
инвестиций, выделяемых из федерального
бюджета на безвозмездной основе, осуществляется
в соответствии с утвержденным перечнем
объектов для федеральных нужд при отсутствии
других источников.
Бюджетные ассигнования, предоставляемые
на возвратной основе для финансирования
государственных инвестиций, ежегодно
предусматриваются в федеральном бюджете
по соответствующим разделам функциональной
классификации. Заемщиками средств федерального
бюджета могут быть российские предприятия
и организации, являющиеся юридическими
лицами, за исключением предприятий с
иностранными инвестициями.
Несвоевременный возврат средств федерального
бюджета, предоставленных на возвратной
основе, служит основанием для снижения
или прекращения всех форм государственной
финансовой поддержки, в том числе для
предоставления отсрочек налоговых платежей.
Нецелевое использование предприятиями
средств федерального бюджета, предоставленных
на безвозвратной и возвратной основах
служит основанием для взимания штрафа
в размере двойной учетной ставки ЦБ РФ.
За просрочку уплаты процентов за пользование
средствами федерального бюджета, предоставленными
на возвратной основе, взимается также
пеня в размере одной трехсотой действующей
учетной ставки Банка России за каждый
день просрочки.
10.2. Расходы бюджета на развитие и содержание
АПК
Сельское хозяйство является одной из
важнейших отраслей экономики любой страны
и имеет специфические особенности, которые
определяют необходимость государственной
поддержки и регулирования агропромышленного
производства, К основным особенностям
относят: сезонный характер сельскохозяйственного
производства; использование природных
ресурсов, состояние которых может непредсказуемо
измениться; немонопольный характер сельскохозяйственного
производства, противостояние монопольным
действиям заготовительных, перерабатывающих,
обслуживающих и торговых предприятий,
поставщиков материально-технических
ресурсов; значительный размер затрат
капитального характера на осушение, орошение
земель, реконструкцию действующих мелиоративных
систем, известкование почв, что отражается
на себестоимости и1 цене сельскохозяйственной
продукции; незавершенность институциональных
и земельных преобразований в аграрном
секторе.
В силу специфики функционирования агропромышленного
производства в рыночных условиях оно
нуждается в государственной поддержке.
Сельское хозяйство страны пока не может
обеспечить потребление продуктов питания
на душу населения по рекомендуемым рациональным
нормам как по общей энергетической ценности,
так и по рациону. Сложившееся в настоящее
время на продовольственном рынке относительное
равновесие спроса и предложения при сокращении
собственного производства поддерживается
импортом продуктов питания.
За период проведения экономических реформ
сократились объем валовой продукции
сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск
продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности на - 60%. За последние годы
ускорились процессы формирования малых
сельскохозяйственных предприятий по
производству, переработке, заготовке
и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Из федерального бюджета финансируются
различные мероприятия в АПК: 1) на сельскохозяйственное
производство (целевые дотации и субвенции
на развитие растениеводства и животноводства,
сформирован фонд льготного кредитования
и предусмотрены средства на формирование
лизингового фонда); 2) на земельные ресурсы
(расходы на повышение плодородия почв
и мелиорацию).
В Федеральном законе "О государственном
регулировании агропромышленного производства"
от 14.06.97 г. детально проработан порядок
финансирования АПК. Средства федерального
бюджета, направляемые на поддержку и
развитие агропромышленного производства,
прежде всего используются на поддержку
инвестиционной деятельности, включая
приобретение новой техники и оборудования,
сортовых семян, в соответствии с федеральными
целевыми программами; повышение плодородия
почв, проведение мелиоративных мероприятий,
проведение научных исследований и мероприятий
по охране окружающей среды; развитие
и поддержку рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия; организацию
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переквалификации кадров
в области агропромышленного производства.
Конкретные направления и объемы финансирования
по ним устанавливаются Правительством
РФ.
Финансирование развития агропромышленного
производства допускается за счет средств
местных бюджетов и средств иных источников,
если это не противоречит законодательству
РФ.
10.3. Финансирование жилищно-коммунального
хозяйства
В настоящее время производственная структура
многопрофильного жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ) России включает в себя
более 30 видов деятельности, ведущие из
которых: жилищное хозяйство, электро-,
тепло- и газоснабжение, водоснабжение
и канализирование сточных вод, гостиничное
и банно-прачечное хозяйство, оказание
ритуальных услуг, благоустройство (дорожные
покрытия, тротуары, мосты,'' путепроводы,
набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные
сооружения, зеленые насаждения, уличное
освещение, сооружения и средства по очистке
городских улиц от мусора и снега).
Финансирование ЖКХ осуществляется прежде
всего из бюджетов субъектов Федерации.
Это расходы: на капитальный ремонт жилого
фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных
организаций, занимающихся обслуживанием
жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию,
отпускаемую для отопления жилых домов
и некоторые другие расходы.
Проводимая в нашей стране в течение ряда
лет жилищно-коммунальная реформа (ЖКР)
направлена на постепенный отказ от бюджетного
финансирования ЖК сферы и перевод ее
на полную самоокупаемость.
До начала реформы население оплачивало
лишь 2% затрат ЖК сферы на ремонт и содержание
жилья и производство коммунальных услуг,
а остальная часть этих затрат ложилась
на бюджет, предприятия и отрасли н/х, в
ведении которых они находились. В 1996 году
население оплачивало уже 27% расходов
на ЖК услуги, в 1998 - превысили 50%, в 2000 -
на уровне 70% от затрат на предоставляемые
ЖК услуги.
Выделяют следующие трудности в проведении
реформы: неплатежеспособность отдельных
групп населения, неудовлетворительная
работа органов власти многих территорий
по реализации ЖКР, отсутствие гибкости
и инициативы в работе, неиспользование
опыта работы других территорий.
Почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются
из территориальных бюджетов.
Роль бюджетных средств в финансировании
отдельных подоотраслей ЖКХ неодинакова.
Полностью за счет бюджетных ассигнований
финансируются дорожное хозяйство, озеленение,
освещение и уборка территорий населенных
мест.
В затратах на содержание жилых строений
значительную часть занимают расходы
на оплату труда (более 30%). Причинами высокого
уровня заработной платы в эксплуатационных
расходах в ЖКХ являются слабая механизация
работ, отсутствие автоматизации инженерных
систем в домах, широкое применение ручного
труда. Из общего объема средств, выделяемых
на содержание жилищного фонда, наибольшая
часть направляется на проведение текущего
ремонта.
10.4. Расходы на транспорт, дорожное хозяйство
и связь
Отрасли инфраструктуры, к которым относятся
транспорт, дорожное хозяйство и связь,
обеспечивают производственные и межрегиональные
связи и удовлетворяют потребности населения
в перемещении и информации.
РФ располагает всеми видами современного
транспорта. Магистральные виды - железнодорожный,
воздушный, речной, морской и трубопроводный
транспорт. Перевозки пассажиров в населенных
пунктах выполняет городской пассажирский
и пригородный транспорт.
Железнодорожный транспорт: доля железных
дорог в суммарном грузообороте всех видов
транспорта общего пользования составляет
около 80%.
До 1992 г. в условиях централизованного
планирования и управления н/х недостающие
железнодорожному транспорту средства
выделялись в виде дотаций МПС из бюджета.
В настоящее время при остром бюджетном
дефиците такая форма финансирования
невозможна. Бюджетное финансирование
отрасли осуществляется сегодня в форме:
прямых ассигнований на содержание социальной
инфраструктуры; дотаций на покрытие убытков
от пассажирских перевозок; финансирования
целевых инвестиционных программ.
В соответствии с Законом РФ "О ветеранах"
железные дороги осуществляют бесплатные
перевозки льготных категорий граждан
на пригородных электропоездах в летний
период, поэтому Правительство РФ выделяет
бюджетные средства на компенсацию убытков
железных дорог.
Автомобильный транспорт: в России этим
видом транспорта выполняется 9% внутренних
грузовых перевозок. Крайне осложняет
положение дел с автомобильными перевозками
слабое развитие автодорожной сети и ее
неудовлетворительное состояние.
Финансирование дорожного хозяйства производится
в соответствии с утвержденной классификацией
из средств бюджетов разных уровней. Объемы
и структура финансирования определяются
Законом о Федеральном бюджете на соответствующий
год, а также в местных бюджетах и бюджетах
субъектов Федерации. Основные направления
расходования средств: содержание "и
ремонт действующей сети федеральных
дорог, реконструкция и строительство
федеральных дорог и сооружений на них,
приобретение дорожно-эксплуатационной
техники.
Воздушный транспорт: роль этого вида
транспорта в пассажирских перевозках
в России объясняется большими расстояниями
и недостаточной развитостью инфраструктуры
некоторых районов страны. На его долю
приходится 25% всех междугородных пассажирских
перевозок.
Государственное регулирование деятельности
воздушного транспорта в РФ возложено
на Федеральную авиационную службу. Финансирование
развития авиации осуществляется путем
выделения средств из федерального бюджета
и бюджетов субъектов Федерации. Развитие
авиационного транспорта во многом зависит
от состояния аэропарка. Основу парка
гражданской авиации страны составляют
устаревшие самолеты: 26% воздушных судов
находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет.
Городской транспорт: пассажирские перевозки
в пределах населенных пунктов осуществляются
различными видами транспорта: автобусами,
наземным электротранспортом, метрополитеном.
Городской пассажирский транспорт, выполняя
важные социальные функции, традиционно
является нерентабельным, убытки которого
в соответствии с законодательством РФ
покрываются из средств бюджетов соответствующих
уровней.
Из средств федерального бюджета финансируются
строительство и развитие линий метрополитена.
Связь -- одна из немногих отраслей экономики
России, которая полностью адаптировалась
к новым экономическим условиям и в настоящее
время не только вышла из кризиса, но и
находится в фазе экономического подъема.
Структурная перестройка определила три
крупных блока предприятий отрасли: почтовой
связи; электрической связи; трансляции
программ теле- и радиовещания, :
Наиболее успешно проходила адаптация
к рынку у предприятий электросвязи. К
настоящему моменту все они преобразованы
в АО. Крупнейшие компании в области электросвязи
- "Ростелеком", "Связьинвест".
10.5. Расходы на фундаментальные научные
исследования и охрану окружающей среды
Во всех развитых странах уделяется огромное
внимание решению научно-технических
проблем. Россия в наследие от СССР получила
исключительно высокий и развитый научно-технический
потенциал. Однако в последние годы наука
и научное обслуживание находятся в кризисном
состоянии. Из-за систематического недофинансирования
сферу науки покидают наиболее квалифицированные
кадры, практически не обновляется опытно-экспериментальная
база.
Для более рационального использования
бюджетных средств приоритетное финансирование
расходов на науку предусмотрено в части
осуществления фундаментальных исследований,
проводимых Российскими академиями наук,
а также расходов, предусмотренных на
реализацию федеральных целевых программ.
В качестве приоритетных определены программы:
Федеральная космическая программа; развитие
гражданской авиации; индустрия детского
питания; развитие медицинской промышленности;
и др.
Существуют два основных бюджетных способа
финансирования научных исследований:
институциональный, когда средства для
финансирования выделяются на содержание
Всей научной организации в соответствии
с разработанной последней и принятой
к финансированию сметой, и программно-целевой
(селективный), когда финансирование выделяется
на выполнение отдельной темы. Последний
метод более прогрессивен, особенно при
ограниченных финансовых возможностях,
так как позволяет создать работоспособный
коллектив для достижения конкретного
научного результата и полностью обеспечить
его финансированием.
Кроме бюджетных ассигнований на науку,
для финансирования общеотраслевых и
межотраслевых НИОКР сформированы внебюджетные
фонды.
Государство оказывает на, сферу науки
стимулирующее воздействие и с помощью
разнообразных налоговых льгот.
Законом "О науке и государственной
научно-технической политике" предусмотрено,
что на финансирование науки в федеральном
бюджете должно предусматриваться не
менее 4% его расход ной части.
Федеральные научно-технические программы
финансируются за счет средств федерального
бюджета, а работы регионального значения
могут финансироваться за счет средств
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов,
фондов поддержки научной и научно-технической
деятельности и порядке долевого участия
за счет средств организаций, объединений,
банков и других хозяйствующих субъектов.
Расходы бюджета на охрану окружающей
среды.
Из федерального бюджета выделяются ассигнования
на финансирование мероприятий, связанных
с улучшением охраны окружающей среды.
Эти средства направляются:
- на осуществление государственного экологического
контроля;
- организацию и содержание заповедников
и национальных парков;
- на реализацию целевых программ "Лесовосстановление
в России" и "Охрана лесов от пожаров".
Предусматриваются ассигнования на укрепление
берегов рек и других водоемов, противопаводковые
работы, ремонт дамб, расчистку устья рек,
очистку водохранилищ, содержание насосных
станций и гидротехнических сооружений,
а также на другие мероприятия по воспроизводству,
охране и обеспечению на этой основе населения
и предприятий и организаций качественной
водой.
На финансирование дополнительных мероприятий
по строительству и перевооружению природоохранных
объектов, выполнению связанных с экологией
научно-исследовательских и проектных
работ, сохранению памятников природы
используются средства Федерального экологического
фонда РФ
ТЕМА 11. финансовое обеспечение расходов на культуру, образование, здравоохранение и социальную политику
11.1. Финансирование образовательных
учреждений.
11.2. Особенности финансирования культуры
и искусства.
11.3. Финансирование здравоохранения в
современных условиях.
11.4. Расходы на обеспечение социальной
политики.
11.1. Финансирование образовательных учреждений
Основы регулирования принципов государственной
политики в области образования сформулированы
в ФЗ "Об образовании".
Выделяют образовательные программы,
которые подразделяются на общеобразовательные
и профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы
дошкольного образования, начального
общего образования, основного и среднего
общего образования. К профессиональным
относятся программы начального, среднего,
высшего и послевузовского профессионального
образования.
С учетом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются
в очной, вечерней, заочной формах, в формах
семейного образования, самообразования,
экстерната.
Нормативные сроки освоения каждой из
программ регулируются Типовыми положениями
об образовательных учреждениях, утверждаемыми
Правительством РФ.
Образовательное учреждение (ОУ) - это
такое учреждение, которое осуществляет
образовательный процесс, то есть реализует
одну или несколько образовательных программ
и (или) обеспечивает содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников.
Финансирование учреждений образования
осуществляется на основе государственных
и местных нормативов финансирования
в расчете на одного обучающегося, воспитанника
по каждому типу и виду ОУ. Федеральные
нормативы финансирования должны утверждаться
ежегодно Гос. Думой одновременно с принятием
закона о федеральном бюджете на очередной
год и быть минимально допустимыми.
Схема финансирования государственного
и муниципального образовательных учреждений
определяется типовым положением о соответствующем
виде ОУ.
Переход к рыночным отношениям расширил
возможности ОУ по привлечению денежных
средств для финансирования своей основной
деятельности/Они вправе привлекать в
соответствии с действующим законодательством
финансовые ресурсы, в том числе валютные,
за счет предоставления платных дополнительных
образовательных и иных услуг, предусмотренных
уставом, а также добровольных пожертвований
и целевых взносов юридических и физических
лиц.
К дополнительным платным услугам населению
относятся:
- обучение по дополнительным образовательным
программам;
- преподавание специальных курсов и циклов
дисциплин;
- репетиторство;
- углубленное изучение отдельных предметов
и др. Доходы от указанной деятельности
ОУ должны направляться
на развитие уставной деятельности. ОУ
самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную
деятельность, имеет самостоятельный
баланс и расчетный счет. Неиспользованные
в текущем году финансовые средства не
могут быть изъяты у ОУ или зачтены в объем
финансирования следующего года.
11.2. Особенности финансирования культуры
и искусства
Культурный комплекс представляет собой
совокупность предприятий, учреждений
и организаций, решающих специфические
задачи по развитию и самореализации личности,
гуманизации общства и сохранению самобытности
народов. Правовая база сохранения и развития
отечественной культуры - Закон РФ "Основы
законодательства РФ о культуре" от
9 октября 1992 г., в котором отмечена неразрывная
связь культурных ценностей, приобщения
к ним граждан для решения экономических
проблем.
Культура - один из основных претендентов
на средства государственного бюджета.
В то же время культура располагает значительным
коммерческим потенциалом, и при умелом
его использовании можно внести существенный
вклад в развитие экономики.
Действующее законодательство в сфере
культуры предусматривает, что государство
берет на себя обязательства по обеспечений
доступности для граждан культурной деятельности,
культурных ценностей и благ. С этой целью
государство: осуществляет бюджетное
финансирование государственных организаций
культуры; устанавливает особый порядок
налогообложения некоммерческих организаций
культуры; стимулирует развитие культуры
посредством предоставления налоговых
льгот предприятиям, физическим лицам,
вкладывающим свои средства в культуру;
способствует развитию благотворительности
в области культуры.
Бюджетное финансирование культуры является
основой государственной .гарантии сохранения
и развития этой отрасли в нашей стране.
В Основах законодательства России о культуре
указано, что на культуру ежегодно должно
направляться не менее 2% федерального
бюджета и 6% территориальных бюджетов.
На практике ни федеральные, ни региональные
власти требования законодательства не
выполняют из-за дефицита бюджетов. Финансируется
не культурная деятельность в целом, а
конкретные учреждения культуры. Как правило,
бюджетные средства выделяются учреждениям,
не ориентированным на коммерческие формы
деятельности, хотя и использующие рыночные
элементы хозяйствования.
Из федерального бюджета финансируются
учреждения и организации культуры по
перечню, определенному Правительством
РФ. В него включены библиотеки, музеи,
театры, учебные заведения, имеющие особую
культурную значимость для России, такие
как Государственный Эрмитаж Государственный
академический Большой театр и др.
В каждом субъекте РФ имеются организации
культуры, имеющие региональное значение.
Источником финансирования их деятельности
выступают региональные бюджеты.
Массовая сеть государственных учреждений
культуры финансируется за счет муниципальных
бюджетов,
11.3. Финансирование здравоохранения в
современных условиях
С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством,
происходит поэтапное реформирование
систем организации, финансирования и
управления здравоохранения на основе
программно-целевых методов планирования
с постепенным внедрением механизма медицинского
страхования.
В настоящее время модель финансового
обеспечения здравоохранения включает
бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного
медицинского страхования (ОМС), фондов
медицинских страховых организаций и
другие источники.
В финансировании и управлении здравоохранением
существует большое число проблем:
- финансовые ресурсы, направленные в отрасль
в настоящее время, не принесли ощутимого
повышения качества медицинской помощи;
- не создана конкуренция на рынке медицинских
услуг;
- не изменена система оплаты труда медицинских
работников;
- не соответствует современным требованиям
материально- техническая база медицинских
учреждений.
В настоящее время необходимо дальнейшее
реформирование системы финансирования
здравоохранения с привлечением механизма
медицинского страхования.
В соответствии с утвержденной номенклатурой
учреждения здравоохранения подразделяются:
1) лечебно-профилактические учреждения
(больницы, медицинские центры, различные
диспансеры, поликлиники, скорая помощь,
учреждения охраны материнства и детства,
санаторно-курортные учреждения);
2) учреждения профилактической медицины;
3) аптечные учреждения.
Затраты на содержание лечебно-профилактических
учреждений занимают наибольшую долю
в расходах на здравоохранение. Эти учреждения
могут оказывать медицинскую помощь населению
в двух формах: стационарной и амбулаторно-поликлинической.
Один из основных показателей работы стационара
- коечный фонд, а амбулаторно-клинического
учреждения - число врачебных должностей
и посещений, в зависимости от этого выбирается
методика расчета расходов.
Оплата труда работникам учреждений здравоохранения,
как и другим работникам бюджетной сферы,
производится в соответствии с Постановлением
Правительства РФ на основе Единой тарифной
сетки (ЕТС). Разряды оплаты труда работников
в соответствии с ЕГО определяются по
результатам тарификации и аттестации
работников.
В условиях рыночной экономики медицинское
учреждение финансируется из нескольких
источников:
1) бюджетные ассигнования на неработающее
население;
2) финансирование целевых государственных
программ;
3) средства ОМС;
4) платные услуги по договорам добровольного
медицинского страхования;
5) другие средства.
11.4. Расходы на обеспечение социальной
политики
Социальная политика является приоритетным
направлением деятельности государства,
позволяющим реализовать права и гарантии
гражданам. В условиях сложного финансового
положения государство обеспечивает лишь
минимальный уровень социальных услуг
различным категориям населения: пенсионерам,
семьям, потерявшим кормильца, лицам с
низким уровнем доходов, матерям-одиночкам
и др.
Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные
фонды денежные средства позволяют государству
осуществлять социальную политику (самостоятельно
рассмотреть Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ).
Из федерального бюджета финансируются:
- комплекс мероприятий по социальной
защите населения;
- выплата пенсий военнослужащим, компенсация
Пенсионному фонду РФ расходов по выплате
государственных пенсий и пособий, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством
РФ за счет федерального бюджета;
- финансирование федеральных программ:
"Дети-сироты", "Дети-инвалиды",
"Организация летнего отдыха детей"
и др.
Средства региональных и местных бюджетов
используются:
- на строительство и содержание домов-интернатов
для престарелых и инвалидов;
- обучение и трудоустройство инвалидов;
- социальную помощь малоимущим, многодетным
семьям;
- проведение молодежной политики.
Сформировавшаяся система социального
обслуживания населения оказывает различные
виды услуг (бесплатно или на льготных
условиях) престарелым, инвалидам, многодетным,
неполным и молодым семьям, другим категориям
нуждающихся граждан. Эта деятельность
осуществляется через сложившуюся сеть
стационарных учреждений - домов-интернатов,
социальных приютов, социально-реабилитационных
центров и др., а также путем развития принципиально
новых форм социального обслуживания
- территориальных социальных центров,
центров социальной помощи семье, служб
срочной социальной помощи и др