Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель курса "Бюджет и бюджетная система" - дать студентам комплекс теоретических и практических знаний в области формирования и использования бюджета, ознакомить с проблемами формирования федерального, регионального и местного бюджета; с принципами построения бюджетной системы РФ; с принципами распределения бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы.
Задача 1 раздела курса состоит в том, чтобы дать студентам комплекс знаний, необходимых для правильного понимания основ современной бюджетной политики России и механизмов ее реализации через бюджетную систему. Задача

Файлы: 1 файл

бюджетная система рф.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Внутренние источники

Внешние источники

1) кредиты, полученные  от кредитных организаций в  валюте РФ (могут быть от имени  РФ, субъектов РФ и муниципального  образования); 
2) государственные (местные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг: 
 
- от имени РФ; 
- субъекта РФ; 
- муниципального образования. 
Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы (От имени РФ и субъекта РФ).

1)государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг (от имени РФ, от имени субъекта РФ, но при условии, что субъект не получает финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности); 
2)кредиты правительств иностранных государств, банков, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте (только от имени РФ).


В БК РФ содержится оговорки, что кредиты  банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований при их первичном  размещении не могут быть источниками  финансирования дефицита бюджета

Тема 7. Методы бюджетного регулирования и пути их развития

7.1. Бюджетное регулирование в  РФ. 
7.2. Характеристика методов бюджетного регулирования. 
 
7.1. Бюджетное регулирование в РФ 
Бюджетное регулирование - предоставление средств из государственных доходов вышестоящими бюджетами нижестоящим с целью сбалансирования доходов и расходов каждого бюджета, 
Задачи бюджетного регулирования: 
1. Обеспечение, сбалансированности всех бюджетов, выделение каждому бюджету таких доходных источников, которые позволяли бы своевременно и бесперебойно финансировать предусмотренные мероприятия. 
2. Усиление заинтересованности республиканских и местных органов власти в выполнении планов, поступлений налогов, неналоговых платежей. 
Как экономическое понятие, бюджетное регулирование, с одной стороны, выражает совокупность финансовых отношений по выбору и применению тех или иных методов сбалансированности доходов и расходов внутри- одного бюджета. 
С другой стороны, это финансовые отношения по выбору и использованию методов субординации и правового регулирования деятельности отдельных звеньев бюджетной системы. 
В бюджетной практике применяют разнообразные методы бюджетного регулирования. Конкретный из них выбирается в зависимости от: 
- политической и экономической ориентации органов власти и управления; . 
- специфики экономических показателей, определяющих уровень доходов и расходов конкретного региона. 
Существуют следующие методы бюджетного регулирования: 
1. Общие дотации. . 
2. Целевые дотации. 
3. Субвенции (1924-1931 гг.; 1991 г, и до настоящего времени). 
4. Метод процентных отчислений от общегосударственных на логов и доходов (используется с 1931 г. по настоящее время). 
5. Трансферты - вид финансовой помощи, выделяемой для финансирования текущих расходов бюджета. 
Трансферты выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФФПсубРФ) с 1994 г. по настоящее время. 
Все указанные методы бюджетного регулирования используются на стадий составления бюджета. 
 
7.2. Характеристика методов бюджетного регулирования 
Метод процентных отчислений от региональных налогов и доходов основывается на делении доходов и налогов на собственные, регулирующие. 
Регулирующие доходы и налоги менялись от периода к периоду в зависимости от стабильности доходной базы регулируемых бюджетов. Например: 
Подоходный налог с заработной платы рабочих и служащих -> Подоходный налог с физических лиц -> Налог на доходы физических лиц -" Отчисления от прибыли -" Налог на прибыль. 
В начале 90-х гг. многие ученые предлагали отойти от деления налогов и доходов на собственные и регулирующие (например: В. М. Родионова, В. Г. Пансков) и предлагали: 
1. Четко разграничить конкретные виды налогов по уровням государственного управления (федеральные, региональные, местные). 
2. Разделить (квотировать) доходные поступления от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретной доли налогов в пределах единой ставки обложения. Например: налог на прибыль (федеральный -7,5%; региональный - 14,5%; местный - 2%); налог на доходы физических лиц (федеральный - 1%; региональный - 99%). 
3. Установить местные надбавки к федеральным и территориальным налогам (например: налог на игорный бизнес). 
Субвенции. 
С 1990 г. дотации получили целевое предназначение. Часть их была трансформирована в более прогрессивный метод - субвенции. 
В начале 90-х гг. субвенции выделялись в основном на сохранение достигнутого социально-экономического уровня развития региона либо повышение его. 
В настоящее время федеральным законом "О бюджете на текущий год" субвенции выделялись на покрытие тарифов за электроэнергию в районах Дальнего Востока и т. д. 
Используются субвенции на отселение с территорий закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). 
Дотации в основном используются на повышение бюджетной обеспеченности на одного человека по субъектам РФ. 
Трансферты. 
Трансферты предоставляются с 1994 г. из ФФФПсубРФ. Средства указанного фонда формируются по нормативу, около 14% от всей суммы налоговых поступлений идет в федеральный бюджет, исключая таможенные пошлины и таможенные платежи. 
В начале 90-х субъектам РФ в ФФФПсубРФ были выделены квоты в процентах. С 1997 г. трансферты выделяются в абсолютной сумме в зависимости от: 
- географического положения; 
- численности населения; 
- длительности отопительного сезона и т. д. 
В процессе исполнения бюджета применяются особые методы бюджетного регулирования. Это так называемое текущее бюджетное регулирование, оно служит дополнением к бюджетному регулированию, применяемому при составлении бюджета. В настоящее время используются следующие методы текущего бюджетного регулирования: 
1) взаимные расчеты между звеньями бюджетной системы; 
2) предоставление бюджетных ссуд; 
3) предоставление бюджетных кредитов

Тема 8. Становление и  развитие бюджетного федерализма

8.1. Бюджетный федерализм в РФ. 
8.2. Развитие бюджетного федерализма в России. 
 
8.1. Бюджетный федерализм в РФ 
В Российской Федерации пока нет четкого понятия бюджетного федерализма как экономической категории. Понятие федерализма вообще представлено в работах Родионовой, Игудина и др. 
Федерализм - это такой способ управления, при котором сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей. Обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности (члены федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы). 
Бюджетный федерализм - это отношения на той же основе в части разграничения бюджетных прав и полномочий налогов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также внутри последних между региональными и местными бюджетами. 
В проекте федерального закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ" впервые появилась запись, характеризующая бюджетный федерализм как "отношения между органами государственной власти местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств, направленных на обеспечение целостности и единства бюджетной системы". 
К сожалению, в Бюджетном кодексе РФ определение бюджетного федерализма отсутствует, но сформированы основные принципы межбюджетных отношений, а значит, и бюджетного федерализма: 
1) равноправие субъектов РФ в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром; 
2) самостоятельность бюджетов разных уровней; 
3) законодательное разграничение бюджетной ответственности между федеральными и региональными органами власти и управления; 
4) соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления различных уровней их полномочиям и выполняемым функциям; 
5) применение единых формализованных методов распределения централизованной финансовой помощи нижестоящим бюджетам. 
 
8.2. Развитие бюджетного федерализма в России 
 
В РФ принята программа "Развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года", которая предполагает: 
1. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. 
2. Разграничение расходных полномочий. 
3. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников. 
4. Финансовую помощь бюджетам других уровней. Финансовая помощь бюджетам других уровней будет предоставляться через пять фондов: 
- Федеральный Фонд Финансовой Поддержки субъектов РФ, 
- Фонд компенсаций, 
- Фонд софинансирования социальных расходов 
- Фонд регионального развития, 
- Фонд реформирования региональных финансов. 
Фонд компенсаций создан в 2001 г. и должен использоваться для предоставления субъектам РФ целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. 
При этом обязательства региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, установленные федеральными законами, но не обеспеченные средствами фонда компенсаций, должны быть сохранены с одновременным расширением прав субъектов РФ самостоятельно регулировать в предусмотренных федеральным законодательством случаях состав и уровень принимаемых к финансированию расходов. 
5. Управление общественными финансами на региональном и местном уровнях.

Тема 9- Исполнение бюджетов

9.1. Казначейская система исполнения  бюджетов. 
9.2. Особенности исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. 
 
9.1. Казначейская система исполнения бюджетов 
В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. 
Бюджетный Кодекс предусматривает принцип единства кассы, который предполагает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняется на основе принципа единства кассы. 
При казначейском исполнении Федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств Федерального бюджета возлагаются на Федеральное Казначейство. Исполнение Федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств Федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального Казначейства. В процессе исполнения Федерального бюджета запрещается осуществление операции, минуя систему балансовых счетов Федерального Казначейства. 
Право открытия и закрытия счетов Федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному Казначейству. Единый счет Федерального бюджета .(единый счет Федерального Казначейства) находится в Банке России. 
Федеральному Казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета Федерального бюджета. 
 
9.2. Особенности исполнения федерального бюджета по доходам и расходам 
 
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает: 
- перечисление и зачисление доходов Федерального бюджета на единый счет Федерального бюджета; 
- распределение в соответствии с утвержденным Федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; 
- возврат излишне уплаченных сумм доходов; 
- учет доходов Федерального бюджета и отчетность о доходах Федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией РФ. 
Финансирование расходов Федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает: 
- разрешение (распоряжение) на осуществление платежа; 
- осуществление платежа; 
- финансирование расходов Федерального бюджета осуществляется Федеральным Казначейством; 
Исполнение Федерального бюджета по расходам осуществляется: 
- с использованием лицевых счетов бюджетных средств (лице вые счета), открываемых их в едином учетном регистре Федерального Казначейства для каждого главного распорядителя и получателя средств Федерального бюджета; 
- на лицевом счете отражается объем средств Федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов Федерального бюджета; 
- лицевой счет распорядителя либо получателя средств Федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального Казначейства; 
o- средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет Федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального Казначейства; 
- бюджетное учреждение в праве распоряжаться этими средствами только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения

ТЕМА 10. Финансирование важнейших  отраслей экономики

10.1. Финансирование промышленности, энергетики 
и строительства.

10.2. Расходы бюджета на развитие  и содержание АПК. 
10.3. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства. 
10.4. Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и связь. 
10.5. Расходы на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды. 
 
10.1. Финансирование промышленности, энергетики и строительства 
В современных условиях Хозяйствования базовые отрасли экономики имеют следующие проблемы, ухудшающие их положение: отток капитала (как правило, за рубеж); платежный кризис; недоступность для предприятий достаточно дешевых кредитов; отсутствие своевременного внедрения новых технологий; недостаточное финансирование из федерального бюджета. 
Преодоление кризисного состояния промышленности возможно только за счет наращивания реальных инвестиций, т. е капитальных вложений. 
Капитальные вложения в основные фонды промышленности и строительства на территории России финансируются из следующих источников: собственные финансовые ресурсы (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие внутренние источники); заемные средства в форме банковских кредитов и облигационных займов; привлеченные средства (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставный капитал); средства иностранных инвесторов; средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. 
Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования. 
Предоставление средств за счет государственных инвестиций, выделяемых из федерального бюджета на безвозмездной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем объектов для федеральных нужд при отсутствии других источников. 
Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации. Заемщиками средств федерального бюджета могут быть российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями. 
Несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, служит основанием для снижения или прекращения всех форм государственной финансовой поддержки, в том числе для предоставления отсрочек налоговых платежей. Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах служит основанием для взимания штрафа в размере двойной учетной ставки ЦБ РФ. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается также пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки Банка России за каждый день просрочки. 
 
10.2. Расходы бюджета на развитие и содержание АПК 
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любой страны и имеет специфические особенности, которые определяют необходимость государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства, К основным особенностям относят: сезонный характер сельскохозяйственного производства; использование природных ресурсов, состояние которых может непредсказуемо измениться; немонопольный характер сельскохозяйственного производства, противостояние монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий, поставщиков материально-технических ресурсов; значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель, реконструкцию действующих мелиоративных систем, известкование почв, что отражается на себестоимости и1 цене сельскохозяйственной продукции; незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе. 
В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях оно нуждается в государственной поддержке. 
Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов питания на душу населения по рекомендуемым рациональным нормам как по общей энергетической ценности, так и по рациону. Сложившееся в настоящее время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства поддерживается импортом продуктов питания. 
За период проведения экономических реформ сократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на - 60%. За последние годы ускорились процессы формирования малых сельскохозяйственных предприятий по производству, переработке, заготовке и сбыту сельскохозяйственной продукции. 
Из федерального бюджета финансируются различные мероприятия в АПК: 1) на сельскохозяйственное производство (целевые дотации и субвенции на развитие растениеводства и животноводства, сформирован фонд льготного кредитования и предусмотрены средства на формирование лизингового фонда); 2) на земельные ресурсы (расходы на повышение плодородия почв и мелиорацию). 
В Федеральном законе "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14.06.97 г. детально проработан порядок финансирования АПК. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, прежде всего используются на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян, в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды; развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства. Конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ. 
Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. 
 
10.3. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства 
В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализирование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (дорожные покрытия, тротуары, мосты,'' путепроводы, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения, уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц от мусора и снега). 
Финансирование ЖКХ осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы: на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов и некоторые другие расходы. 
Проводимая в нашей стране в течение ряда лет жилищно-коммунальная реформа (ЖКР) направлена на постепенный отказ от бюджетного финансирования ЖК сферы и перевод ее на полную самоокупаемость. 
До начала реформы население оплачивало лишь 2% затрат ЖК сферы на ремонт и содержание жилья и производство коммунальных услуг, а остальная часть этих затрат ложилась на бюджет, предприятия и отрасли н/х, в ведении которых они находились. В 1996 году население оплачивало уже 27% расходов на ЖК услуги, в 1998 - превысили 50%, в 2000 - на уровне 70% от затрат на предоставляемые ЖК услуги. 
Выделяют следующие трудности в проведении реформы: неплатежеспособность отдельных групп населения, неудовлетворительная работа органов власти многих территорий по реализации ЖКР, отсутствие гибкости и инициативы в работе, неиспользование опыта работы других территорий. 
Почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. 
Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подоотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. 
В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда (более 30%). Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в ЖКХ являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в домах, широкое применение ручного труда. Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. 
 
10.4. Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и связь 
Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации. 
РФ располагает всеми видами современного транспорта. Магистральные виды - железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный транспорт. Перевозки пассажиров в населенных пунктах выполняет городской пассажирский и пригородный транспорт. 
Железнодорожный транспорт: доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет около 80%. 
До 1992 г. в условиях централизованного планирования и управления н/х недостающие железнодорожному транспорту средства выделялись в виде дотаций МПС из бюджета. В настоящее время при остром бюджетном дефиците такая форма финансирования невозможна. Бюджетное финансирование отрасли осуществляется сегодня в форме: прямых ассигнований на содержание социальной инфраструктуры; дотаций на покрытие убытков от пассажирских перевозок; финансирования целевых инвестиционных программ. 
В соответствии с Законом РФ "О ветеранах" железные дороги осуществляют бесплатные перевозки льготных категорий граждан на пригородных электропоездах в летний период, поэтому Правительство РФ выделяет бюджетные средства на компенсацию убытков железных дорог. 
Автомобильный транспорт: в России этим видом транспорта выполняется 9% внутренних грузовых перевозок. Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевозками слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. 
Финансирование дорожного хозяйства производится в соответствии с утвержденной классификацией из средств бюджетов разных уровней. Объемы и структура финансирования определяются Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год, а также в местных бюджетах и бюджетах субъектов Федерации. Основные направления расходования средств: содержание "и ремонт действующей сети федеральных дорог, реконструкция и строительство федеральных дорог и сооружений на них, приобретение дорожно-эксплуатационной техники. 
Воздушный транспорт: роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках в России объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры некоторых районов страны. На его долю приходится 25% всех междугородных пассажирских перевозок. 
Государственное регулирование деятельности воздушного транспорта в РФ возложено на Федеральную авиационную службу. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Развитие авиационного транспорта во многом зависит от состояния аэропарка. Основу парка гражданской авиации страны составляют устаревшие самолеты: 26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет. 
Городской транспорт: пассажирские перевозки в пределах населенных пунктов осуществляются различными видами транспорта: автобусами, наземным электротранспортом, метрополитеном. 
Городской пассажирский транспорт, выполняя важные социальные функции, традиционно является нерентабельным, убытки которого в соответствии с законодательством РФ покрываются из средств бюджетов соответствующих уровней. 
Из средств федерального бюджета финансируются строительство и развитие линий метрополитена. 
Связь -- одна из немногих отраслей экономики России, которая полностью адаптировалась к новым экономическим условиям и в настоящее время не только вышла из кризиса, но и находится в фазе экономического подъема. 
Структурная перестройка определила три крупных блока предприятий отрасли: почтовой связи; электрической связи; трансляции программ теле- и радиовещания, : 
Наиболее успешно проходила адаптация к рынку у предприятий электросвязи. К настоящему моменту все они преобразованы в АО. Крупнейшие компании в области электросвязи - "Ростелеком", "Связьинвест". 
 
10.5. Расходы на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды 
Во всех развитых странах уделяется огромное внимание решению научно-технических проблем. Россия в наследие от СССР получила исключительно высокий и развитый научно-технический потенциал. Однако в последние годы наука и научное обслуживание находятся в кризисном состоянии. Из-за систематического недофинансирования сферу науки покидают наиболее квалифицированные кадры, практически не обновляется опытно-экспериментальная база. 
Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академиями наук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ. В качестве приоритетных определены программы: Федеральная космическая программа; развитие гражданской авиации; индустрия детского питания; развитие медицинской промышленности; и др. 
Существуют два основных бюджетных способа финансирования научных исследований: институциональный, когда средства для финансирования выделяются на содержание Всей научной организации в соответствии с разработанной последней и принятой к финансированию сметой, и программно-целевой (селективный), когда финансирование выделяется на выполнение отдельной темы. Последний метод более прогрессивен, особенно при ограниченных финансовых возможностях, так как позволяет создать работоспособный коллектив для достижения конкретного научного результата и полностью обеспечить его финансированием. 
Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых НИОКР сформированы внебюджетные фонды. 
Государство оказывает на, сферу науки стимулирующее воздействие и с помощью разнообразных налоговых льгот. 
Законом "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено, что на финансирование науки в федеральном бюджете должно предусматриваться не менее 4% его расход ной части. 
Федеральные научно-технические программы финансируются за счет средств федерального бюджета, а работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, фондов поддержки научной и научно-технической деятельности и порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.  
Расходы бюджета на охрану окружающей среды. 
Из федерального бюджета выделяются ассигнования на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Эти средства направляются: 
- на осуществление государственного экологического контроля; 
- организацию и содержание заповедников и национальных парков; 
- на реализацию целевых программ "Лесовосстановление в России" и "Охрана лесов от пожаров". 
Предусматриваются ассигнования на укрепление берегов рек и других водоемов, противопаводковые работы, ремонт дамб, расчистку устья рек, очистку водохранилищ, содержание насосных станций и гидротехнических сооружений, а также на другие мероприятия по воспроизводству, охране и обеспечению на этой основе населения и предприятий и организаций качественной водой. 
На финансирование дополнительных мероприятий по строительству и перевооружению природоохранных объектов, выполнению связанных с экологией научно-исследовательских и проектных работ, сохранению памятников природы используются средства Федерального экологического фонда РФ

ТЕМА 11. финансовое обеспечение  расходов на культуру, образование, здравоохранение  и социальную политику

11.1. Финансирование образовательных учреждений. 
11.2. Особенности финансирования культуры и искусства. 
11.3. Финансирование здравоохранения в современных условиях. 
11.4. Расходы на обеспечение социальной политики. 
 
11.1. Финансирование образовательных учреждений 
Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в ФЗ "Об образовании". 
Выделяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. 
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного и среднего общего образования. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. 
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной, вечерней, заочной формах, в формах семейного образования, самообразования, экстерната. 
Нормативные сроки освоения каждой из программ регулируются Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ. 
Образовательное учреждение (ОУ) - это такое учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду ОУ. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Гос. Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. 
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде ОУ. 
Переход к рыночным отношениям расширил возможности ОУ по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности/Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. 
К дополнительным платным услугам населению относятся: 
- обучение по дополнительным образовательным программам; 
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; 
- репетиторство; 
- углубленное изучение отдельных предметов и др. Доходы от указанной деятельности ОУ должны направляться 
на развитие уставной деятельности. ОУ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у ОУ или зачтены в объем финансирования следующего года. 
 
11.2. Особенности финансирования культуры и искусства 
Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общства и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры - Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре" от 9 октября 1992 г., в котором отмечена неразрывная связь культурных ценностей, приобщения к ним граждан для решения экономических проблем. 
Культура - один из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом, и при умелом его использовании можно внести существенный вклад в развитие экономики. 
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечений доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство: осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры; устанавливает особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры; стимулирует развитие культуры посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в культуру; способствует развитию благотворительности в области культуры. 
Бюджетное финансирование культуры является основой государственной .гарантии сохранения и развития этой отрасли в нашей стране. В Основах законодательства России о культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. На практике ни федеральные, ни региональные власти требования законодательства не выполняют из-за дефицита бюджетов. Финансируется не культурная деятельность в целом, а конкретные учреждения культуры. Как правило, бюджетные средства выделяются учреждениям, не ориентированным на коммерческие формы деятельности, хотя и использующие рыночные элементы хозяйствования. 
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, такие как Государственный Эрмитаж Государственный академический Большой театр и др. 
В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты. 
Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет муниципальных бюджетов, 
 
11.3. Финансирование здравоохранения в современных условиях 
С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством, происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранения на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования. 
В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники. 
В финансировании и управлении здравоохранением существует большое число проблем: 
- финансовые ресурсы, направленные в отрасль в настоящее время, не принесли ощутимого повышения качества медицинской помощи; 
- не создана конкуренция на рынке медицинских услуг; 
- не изменена система оплаты труда медицинских работников; 
- не соответствует современным требованиям материально- техническая база медицинских учреждений. 
В настоящее время необходимо дальнейшее реформирование системы финансирования здравоохранения с привлечением механизма медицинского страхования. 
В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются: 
1) лечебно-профилактические учреждения (больницы, медицинские центры, различные диспансеры, поликлиники, скорая помощь, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения); 
2) учреждения профилактической медицины; 
3) аптечные учреждения. 
Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение. Эти учреждения могут оказывать медицинскую помощь населению в двух формах: стационарной и амбулаторно-поликлинической. Один из основных показателей работы стационара - коечный фонд, а амбулаторно-клинического учреждения - число врачебных должностей и посещений, в зависимости от этого выбирается методика расчета расходов. 
Оплата труда работникам учреждений здравоохранения, как и другим работникам бюджетной сферы, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Разряды оплаты труда работников в соответствии с ЕГО определяются по результатам тарификации и аттестации работников. 
В условиях рыночной экономики медицинское учреждение финансируется из нескольких источников: 
1) бюджетные ассигнования на неработающее население; 
2) финансирование целевых государственных программ; 
3) средства ОМС; 
4) платные услуги по договорам добровольного медицинского страхования; 
5) другие средства. 
 
11.4. Расходы на обеспечение социальной политики 
Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам. В условиях сложного финансового положения государство обеспечивает лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и др. 
Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику (самостоятельно рассмотреть Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ). 
Из федерального бюджета финансируются: 
- комплекс мероприятий по социальной защите населения; 
- выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета; 
- финансирование федеральных программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Организация летнего отдыха детей" и др. 
Средства региональных и местных бюджетов используются: 
- на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 
- обучение и трудоустройство инвалидов; 
- социальную помощь малоимущим, многодетным семьям; 
- проведение молодежной политики. 
Сформировавшаяся система социального обслуживания населения оказывает различные виды услуг (бесплатно или на льготных условиях) престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан. Эта деятельность осуществляется через сложившуюся сеть стационарных учреждений - домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и др., а также путем развития принципиально новых форм социального обслуживания - территориальных социальных центров, центров социальной помощи семье, служб срочной социальной помощи и др

Информация о работе Бюджетная система РФ