Администротивное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

Каждое государство имеет свое конституционное право, но все правовые системы имеют общее содержание. Конституционное право представляет собой основной порядок существования и развития общества. Конституционное право имеет целью достигнуть принципиальный консенсус участника в государственной и общественной жизни, обеспечить бесконфликтное существование.

Оглавление

Введение
Глава 1. Высшие нормативные акты как источники конституционного права
1.1 Конституция – основной закон государства
1.2 Закон как нормативный правовой акт
1.3 Международный договор как источник права
Глава 2. Нормативные правовые акты органов государственного управления – источники конституционного права
2.1 Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь
2.2 Нормативные акты Правительства Республики Беларусь
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 32.33 Кб (Скачать)

     Конституция закрепляет принцип верховенства закона в системе источников права [5,ст.7]. Это означает, что закон не может  противоречить Конституции, но все  остальные нормативные акты (указы  Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, решения судов) должны приниматься на основе и во исполнение законов. Никто не вправе отменить, изменить или приостановить закон, кроме самого органа, который его принял.

     На  конституционном уровне закрепляется всеобщая обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на государственные органы, должностных  лиц, так и граждан.

     Исключительным  правом принимать законы и осуществлять контроль за их исполнением наделяется Верховный Совет Республики Беларусь.

     Для обеспечения высокого уровня законодательства предусмотрен специальный порядок  подготовки и принятия законов.

     Среди законов особое значение имеют кодексы  – уголовный, гражданский, трудовой, семейный, процессуальные и др. Они  представляют собой кодифицированные законы и охватывают целые отрасли  права.  
 

1.3 Международный договор как источник  права 

     Что касается международных договоров  как источников права, то следует  иметь в виду что Конституция  не допускает заключения противоречащих ей международных договоров.[5,ст.50]

     Для нашего законодательства и практики его реализации очень важен учет положений международных документов, которые выступают в качестве своего рода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.

     С одной стороны, государство в  силу суверенитета свободно в определении  собственной государственно-правовой системы, а с другой - оно (государство) должно сообразовать свои обязательства  по международному праву. 
 

В конституционном  законодательстве зарубежных стран предусматриваются

 различные  подходы к определению места  и роли международного права,  его влияния на национальное  законодательство, их соотношения.  В юридической литературе находят  свое развитие и обоснование  как дуалистическая, так и монистическая  концепции взаимодействия международного  и внутреннего права. При этом  в рамках монистической концепции  выдвигались два основных тезиса: 1)приоритет имеет внутригосударственное  право; 2)приоритет имеет международное  право. Идея верховенства международного  права получила широкое развитие после Второй мировой войны.

     Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступающие в  силу со дня подписания, подлежат утверждению. Межгосударственные договоры Республики Беларусь утверждает Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры Республики Беларусь – Совет Министров  Республики Беларусь.

     Предложения относительно утверждения международного договора Республики Беларусь по согласованию с Министерством иностранных  дел Республики Беларусь вносятся в  Совет Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня его  подписания республиканскими органами Республики Беларусь, в компетенцию  которых входят вопросы, регулируемые этим договором.

     Международный договор – соглашение между государствами  и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимоотношений, устанавливающее для его участников права и обязанности. Может носить разные названия: договор, соглашение, конвенция, пакт, статус и др. Является основным источником международного права [12, c.64].

Глава 2. Нормативные правовые акты органов  государственного управления – источники  конституционного права 

     2.1 Нормативные правовые  акты Президента Республики Беларусь 

     Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договоры и  иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров  Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в  целом или в определенной части  с момента, определяемого Конституционным  Судом.

     В Конституции и законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда  Глава государства вправе издавать декреты.

     Согласно  Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного  состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные  полномочия на издание декретов, имеющих  силу закона [5,cт.101]. Этот закон должен определять предмет регулирования  и срок полномочий Президента на издание декретов.

     Не  допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих  изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение  республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка  выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании  законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение  этого закона, а также предоставлять  право принимать нормы, имеющие  обратную силу.

     В действующей Конституции детально не предусмотрен порядок опубликования  и вступления в силу декретов, указов и распоряжений Президента, постановлений  Правительства. В ней лишь предусмотрена  обязанность государственных органов  опубликовать или довести до всеобщего  сведения иным предусмотренным способом правовые акты. Однако в части пятой  статьи 104 Конституции предусмотрено, что законы подлежат немедленному опубликованию  после их подписания и вступают в  силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются  в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная  газета».

     Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

     Если  действовавший во время совершения преступления уголовный закон был  отменен или изменен уголовным  законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или  иным образом улучшающим положение  лица, совершившего преступление, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий  уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон.

     Вопросы опубликования и вступления в  силу актов Президента и Правительства  решены в законе о Президенте Республики Беларусь и Указе Президента от 3 декабря 1994 года «О порядке опубликования  и вступления в силу декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь», в Законе от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах», Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему в государственных  органах» и др.

     Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после  их официального опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок.

     В таком же порядке вступают в силу временные декреты Президента и  действуют до принятия Национальным собранием решения, предусмотренного частью третьей ст. 101 Конституции. Указы  и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном  Президентом.

     Указы Президента Республики Беларусь вступают в силу со дня их включения в  Национальной реестр правовых актов, если в этих актах не установлен иной срок введения в действие. При этом следует иметь в виду, что нормативные  правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в  силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения  их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

     Декреты, указы Президента Республики Беларусь могут быть опубликованы в других печатных изданиях, а также переданы по радио, телевидению и иным каналам  связи, разосланы соответствующим  государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям.

     В случае разновременного опубликования  декрета, указа Президента Республики Беларусь в нескольких официальных  источниках срок вступления их в силу должен определятся по дате первоначального  опубликования.

     Распоряжения  Президента Республики Беларусь вступают в силу с момента издания, если в них не указан иной срок введения в действие.

     Распоряжения  Президента Республики Беларусь обязательно  доводятся до сведения государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, должностных  лиц и граждан, на которых распространяется их действие; они могут быть опубликованы в установленном порядке.

     Подготовка  декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь к опубликованию  и направление их на опубликование  осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь.

     Акты, а также приложения к ним, которые  публиковались в Собрании декретов, указов Президента и постановлений  Правительства Республики Беларусь, содержатся в статьях, имеющих соответствующие  порядковые номера. Нумерация статей является сплошной в течении календарного года издания Собрания.

     При опубликовании акта в Собрании декретов, указов Президента и постановлений  Правительства Республики Беларусь указывается полное наименование акта и полное названия и порядковый номер  акта.

     Издание Собрания декретов, указов Президента и постановлений Правительства  Республики Беларусь в соответствии с этим Указом возлагалось на Управление делами Президента Республики Беларусь.

     Официальное опубликование правового акта осуществляется, как правило, на белорусском и  русском языках в соответствии с  подписанным подлинником. 

     2.2 Нормативные акты  Правительства Республики Беларусь 

     Постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силу со дня их включения  в Национальный реестр правовых актов, если в них не указан другой срок. При этом постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Представляется, что такое требование часто толкуется  не совсем правильно. По моему мнению, актам, улучшающим положение граждан, может быть придана обратная сила, не обязательно, чтобы они вводились  в действие на будущее, после их опубликования.

     В случае опубликования постановления  в нескольких официальных изданиях в разное время срок вступления его  в силу определяется по дате первоначального  опубликования.

     Опубликование постановлений Совета Министров  Республики Беларусь в Собрании декретов, указов Президента и постановлений  Правительства Республики Беларусь, а также в определенных законодательством  средствах массовой информации является официальным.

     Среди актов общегосударственных органов  важную роль играют и постановления  Правительства, которое издают свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента.

     Контроль  за конституционностью нормативных  актов в нашем государстве  осуществляет Конституционный Суд.

     Признание нормативного акта либо отдельных его  положений не соответствующими Конституции  или актам, обладающим более высокой  юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке  положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его  отдельных положениях либо воспроизводящих  его или содержащих эти положения. Положения таких актов не могут  применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 9 Закона о Конституционном Суде). В этой связи можно утверждать, что заключения Конституционного Суда являются источником права.

Информация о работе Администротивное право