Административный проступок, как основание административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 05:42, реферат

Краткое описание

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Оглавление

2) Вступление: основные черты административной ответственности
1) Административный проступок, как основание административной ответственности
2) Состав административного правонарушения, элементы состава
3) Состав уголовного правонарушения, элементы состава преступления
4) Разграничение составов преступления и административного проступка по признакам объективной стороны
5) Критерий размера ущерба, как основание разграничения преступления и административного проступка
6) Заключение: расширение сферы административной юрисдикции
7) Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КР ПО АДМИН..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    Объектом  являются общественные отношения, урегулированные  нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически  в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности. 

    Объективная сторона заключается в действии или бездействии,  запрещенном административным правом. Как уже отмечалось,  действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение. 

    Законодательство  об административных правонарушениях  в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения. 

    Неоднократность однородного действия или бездействия  служит непременным условием для  признания его объективной стороной: административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

    Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.  Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

    Длящимся является действие или бездействие, сопряженное последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является, единым независимо от продолжительности действия или бездействия. 

    Длящееся  административное правонарушение следует  отличать от продолжаемого, под которым  понимается совершение одним и тем  же, лицом нескольких тождественных  правонарушений, за каждое из которых  он подлежит административной ответственности. Например, это может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно. 

    Субъектами  административного правонарушения признаются: а)  физические лица; б) организации  

    Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций,  состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям. 

    Для отдельных категорий лиц эти  факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение  применения ее мер. 

    К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил,  обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.  За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях. 

    Ко  второй группе относятся военнослужащие срочной службы,  беременные женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 13, 20) . 

    В Общей части кодекса, нет упоминания о гражданах как субъектах  административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

    Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают. 

    Субъективная  сторона административного правонарушения –  психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП РСФСР (ст. 10). 

    Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и неосторожности. 

    Умышленное  действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РСФСР). 

    Неосторожное  административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РСФСР). 

    В Особенной части КоАП РСФСР форма  вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может  быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РСФСР либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения. 

    Наряду  с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и  неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если  они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Так, ст. 90 предусматривает, в частности, административную ответственность за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.    

 

     V СОСТАВ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА  

    Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 7 УК, наполняется  конкретным содержанием в статьях  Особенной части. Они имеют заголовок, где называется то или иное преступление. В диспозиции описываются признаки данного преступления, в санкции указанны вид и размер наказания за это преступление. Именно диспозиции статей Особенной части УК содержат описание составов преступлений.

    Состав  преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, наличие которых дает основание признать данное общественно опасное деяние преступлением.

    Каждое  отдельное преступление как социальное явление, волевой акт общественно  опасного поведения человека характеризуется  большим разнообразием индивидуальных признаков, обстоятельств, особенностей.

    Состав  преступление – это законодательное  определение. Оно создается на основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, выделения  из разнообразия отдельных преступных проявлений наиболее существенных типичных признаков, необходимых и достаточных для констатации наличия в деянии преступления данного вида. Эти признаки и включаются в диспозицию статьи УК в качестве конкретного состава преступления.

    Однако  статьи Особенной части УК неполно  описывают признаки состава того или иного преступления. Ряд этих признаков путем обобщения как бы вынесен за скобки и помещен в статьи Общей части УК (например, такие признаки субъекта преступления, как возраст, вменяемость). Следовательно, для определения наличия или отсутствия состава преступления в каждом конкретном случае необходимо обращаться к содержанию не только Особенной, но и Общей части УК.

    Уголовной ответственности и наказанию  подлежит  только лицо, виновное в совершении преступления, то есть общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (ст. 3 УК). Преступление же на лицо тогда, когда в действиях виновного содержатся все указанные в законе признаки конкретного состава преступления. Таким образом, если фактическим основанием уголовной ответственности является совершение общественно опасного деяния (преступления), то юридическим – наличие в этом деянии состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормой Особенной части УК. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, если в деянии отсутствует состав преступления (п.2 ст. 5 УПК). Это принципиальное положение является одной из важнейших гарантий соблюдения законности в борьбе с преступностью.

    Состав  преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу от грабежа, грабеж от хулиганства и т.п. Установление в деянии состава того или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную юридическую квалификацию действий виновного.

    Квалификация  преступления – это установление точного соответствия признаков  совершенного деяния (преступления) признакам  того или иного конкретного состава  преступления, предусмотренного диспозицией  статьи Особенной части УК.

    Квалификация  преступления производится по соответствующей  статье, части или пункту статьи Особенной части УК, предусматривающей данный состав преступления (например, ч.3 ст. 148, ч.1 ст. 144 или п. «б» ст. 102 УК). В случаях, когда преступление было пресечено на стадии приготовления или покушения, оно квалифицируется дополнительно по ст. 15 УК, а при совершении преступлений в соучастии действия соучастников квалифицируются дополнительно по ст. 17 УК.

    Важнейшей задачей уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения законов с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Правильная квалификация совершенных преступлений – непременное условие соблюдение законности.

    Таким образом, состав преступления всегда конкретен. Признаки того или иного  состава преступления указаны в законе.

    В теории российского уголовного права  на основе обобщения признаков конкретных составов преступлений создается общее учение о составе преступления. Оно помогает глубже уяснить содержание норм уголовного закона, сущность и взаимосвязь описанных в этих нормах признаков составов преступлений.          

    Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления. В любом составе преступления всегда четыре элемента. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие всего состава преступления. Что же касается количества признаков, характеризующих эти элементы, то оно различно, так как всецело зависит от законодательного определения того или иного состава преступления.

Информация о работе Административный проступок, как основание административной ответственности