Административные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода, отправная точка в изучении административной отрасли права.

Оглавление

I. Введение ………………………………………………….……………………...3
II. 1. Понятие административного правоотношения ……………………………4
2. Основные черты административного правоотношения……….......................11
3. Структура административного правоотношения……………………………..12
4. Юридические факты в административном праве…………………………….13
5. Виды административных правоотношений…………………………………...15
6. Разграничение административных и других правовых отношений ………………………………………………………………………………………22
III. Заключение …………………………………………………………………..28
IV. Список используемой литературы……………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

курсов.по админ праву.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО

 

Уральский государственный экономический университет

 

Институт непрерывного образования

 

Факультет сокращенной подготовки по направлению юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Административное право»

На тему: «Административные правоотношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: группа СГМЮ - 13

 Левенко О. И

 

Преподаватель:

Кожевников О.А.

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

Содержание

 

 

I. Введение ………………………………………………….……………………...3

II. 1. Понятие административного правоотношения ……………………………4

2. Основные черты административного  правоотношения……….......................11

3. Структура административного  правоотношения……………………………..12

4. Юридические факты в административном  праве…………………………….13

5. Виды административных правоотношений…………………………………...15

6. Разграничение административных и других правовых отношений ………………………………………………………………………………………22

III. Заключение …………………………………………………………………..28

IV. Список используемой литературы……………………………………….. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода, отправная точка в изучении административной отрасли права.

Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.

В чем особенности административно-правовых отношений?

Проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени усиливает это ее качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых условиях и т.п.). Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования – в особенности. В силу этого, важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений. И на этом нужно сделать паузу.

Итак, исходя из всего вышеуказанного, нужно заметить, что целью данной работы является более или менее подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначить место, которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Задачей же работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.

 

II. 1. Понятие административного правоотношения.

 

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

- права и обязанности  сторон данных отношений связаны  с деятельностью исполнительных  органов государства и других  субъектов исполнительной власти;

- всегда одной из сторон  в таких отношениях выступает  субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение  административно-правовой нормы, то  нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между  сторонами, как правило, осуществляется  в административном порядке.

- административные правоотношения  являются властеотношениями, построенные  на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

         Подводя итог вышеуказанному, можно  дать соответствующее  понятие  административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой  нормой.

Напоминание о властной (иногда ее называют   принудительной) природе права имеет прямое отношение к выявлению особенностей административно-правовых отношений.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и   любого другого вида социального управления, диктует необходимость   выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых   административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный   приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это – мостик к формуле «власть – подчинение».

В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление органически сочетается с   властью. В широком социальном смысле оно осуществляется и в процессе   законодательства (законодательная власть). Все ветви единой государственной власти «властвуют», т.е. в чисто юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере государственного управления. Если быть последовательным, то следует признать, что не только админйстративно-правовые отношения являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и уголовно  процессуальные, и трудовые, и т.п. Значит, суть проблемы заключается не   в безапелляционности однобокой характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как разновидности   властеотношений вообще особенностей.

Властная природа права предопределяет наличие определенной   степени властности и в любом виде регулируемых правовых отношений.   В подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был, подвергнут критике так называемый «административно-командный»   стиль управления, то в виду имелось не только административно-правовое регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п.

Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по своей сути, сущностные черты управления в его государственно-властном варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем  власть является средством волевого регулирования управленческих  процессов и поведения их участников.

Власть осуществляется в различных вариантах правового   регулирования. Это значит, что в любом случае нормативного установления запретов, дозволений или же прямых предписаний, независимо   от конкретного вида правовых норм, последние служат юридической основой возникновения властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования (метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского, финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных отраслей права, общественные отношения, регулируемые ими наряду с управленческими, носят   на себе определенный отпечаток властности. Отсюда – соответствующая степень неравенства, которое обычно приписывается только административным правоотношениям. 

 Административно-правовые  отношения о своей сути являются   организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде всего, на организацию процесса правоисполнения. В   их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм   государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность, ибо  «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое   целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. Организующе воздействуют на собственную внутреннюю   жизнь и общественные объединения через свои органы управления.

Государственное управление, в сфере которого складываются   административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к   осуществлению функций, направленных на организацию совместной   деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального   назначения. Поэтому часто его называют  «непосредственно организующей»  деятельностью государства. Это означает, что организация в   государственно-управленческом смысле осуществляется в особых,  присущих  исполнительной власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются   особой  разновидностью организационных отношений. 

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый процессуальный порядок (исковое производство не   установлен для разрешения возможных административно-правовых   споров). Как правило, такого рода споры разрешаются в   административном, т.е. во внесудебном порядке. Это означает, что  основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности. Суть его – в принятии исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию. 

Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых   отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не  перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).   Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований  административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).                    

Информация о работе Административные правоотношения