Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений. Естественно, что эти особенности обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений………………………………………………………………………..5
2.Участники (субъекты) административно-правовых отношений…….12
3.Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений……………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

          4. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.

          Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям18:

          1) по характеру  порождаемых юридических последствий  — правообразующие, правоизменяющие  и правопрекращающие;

          2) по характеру  действия — факты однократного  действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);

          3) по характеру  связи с индивидуальной волей  участников правоотношения -юридические  деяния (действия и бездействие)  и юридические события. События  могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;

          4) с точки зрения  соответствия правовым предписаниям  деяния можно разделить на  правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, на преступления и проступки (по степени общественной опасности);

          Неправомерные юридические  факты действия называются правонарушениями.

          Признаки (состав) правонарушения19:

    а) субъект правонарушения (тот, кто  нарушил) должен быть

    б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть

    в) вина субъекта должна быть доказана и  определена (умысел или неосторожность)

    г) наличие внешних признаков деяния (вещественные доказательства).

          Только совокупность всех признаков может определить нарушение.

          Если принять в  соображение как различие событий  и действий, так и различие правомерных  и неправомерных фактов, то получим  четыре категории юридических фактов:

    1) правомерные события; 

    2) правомерные действия;

    3) неправомерные события

    4) неправомерные действия. 

          Такая классификация  юридических фактов представляет, однако, некоторые неудобства. Дело в том, что не при всяком правомерном  действии имеет значение внутренняя сторона. Многие правомерные действия людей юридически рассматриваются совершенно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями или нет - юридическое значение их остается совершенно одинаковым. Например, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой прекращение права на нее, все равно, будет ли оно уничтожено сознательно или нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы. Поэтому все такие правомерные действия, для юридических последствий которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только те правомерные действия, юридическое значение которых обусловлено намеренным их совершением. Эти действия технически называются юридическими действиями. Надобно заметить также, что неправомерные события имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. Поэтому вместо неправомерных событий говорят обыкновенно о неправомерном, состоянии. Наконец, неправомерные действия короче называются правонарушениями.

          Таким образом, с  указанными изменениями мы получаем следующие четыре категории юридических фактов:

    1) собственно юридические факты;

    2) юридические действия;

    3) неправомерные состояния;

    4) правонарушения.

          Юридическими фактами  в тесном смысле слова называются такие события и действия, которые  не представляют собою ничего противного требованиям юридических норм и которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих. Так как право и обязанность всегда служат лишь результатами разграничения юридическою нормою сталкивающихся интересов, то юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые могут служить признаком или причиной наличности известных интересов, или их изменения и исчезновения. Так, напр., рождение в, пределах данного государства и от его граждан предполагает наличность интереса считаться подданным этого самого государства и потому порождает право местного подданства20.

          5) в зависимости  от волевой направленности правомерные  действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

          6) в зависимости  от степени сложности юридические  факты делятся на единичные  юридические факты и фактические  составы (системы юридических фактов).

          Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Для административно – правовых отношений  характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными.  Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.  В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

      В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников,  как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

    а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются  задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

    б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

    в) управленческие отношения, возникающие  с участием субъектов местного самоуправления;

    г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие  в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных  формирований, а также в связи  с осуществлением общественными  объединениями внешне властных функций и полномочий.

           Таким образом, административно – правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы:

Нормативный материал:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002.

3. Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - СЗ РФ, 2006, № 19.

4. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». – СЗ РФ, 2002, № 30.

5. Закон РФ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной Палате Российской Федерации» - СЗ РФ, 2005, № 15.

Специальная литература:

8. Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2004.

9. Административное право. Учебник. Под ред. П.И. Кононова. М., 2006.

10. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006.

11.  Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы.Государство и право, 1998, № 8.

12. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.

13. Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России. – Государство и право. 2001, № 6.

14. Жимагулов М.И. О сущности и понятии административного принуждения – Государство и право, 2006, № 10.

15. Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. – Государство и право, 2005, № 6.

16. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.

17. Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.

18. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

19. Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.

20 Алексеев С.С.Общая теория права. Т 1. – М., 1981

Информация о работе Административно-правовые отношения