Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:16, курсовая работа
Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений. Естественно, что эти особенности обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений………………………………………………………………………..5
2.Участники (субъекты) административно-правовых отношений…….12
3.Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений……………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………21
В соответствие с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, то есть, непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту (п.«б») как к определяющему, хотя для этого имеются достаточные основания, а как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие.
Административно-правовые отношения делятся на субординационные и координационные административно-правовые отношения8.
Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Что касается вторых, то ими обозначают, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).
Выделяют также вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Подобная
классификация административно-
а)
Вертикальные административно-правовые
отношения непосредственно
б)
Горизонтальные административно-правовые
отношения. В качестве таковых признаются
отношения, в рамках которых стороны
фактически и юридически равноправны.
В них, соответственно, отсутствуют
юридически-властные веления одной
стороны, обязательные для другой. Разумеется,
вычленить горизонтальные отношения из
общей массы административно-правовых
отношений довольно сложно. Да и выражаются
они не столь отчетливо, как вертикальные.
Тем не менее, такая Горизонтальными по
своему содержанию являются также административно-процессуальные
отношения, возникающие по поводу административно-правовых
споров. Например, это отношения в рамках
производства по жалобам и заявлениям
граждан, по делам об административных
правонарушениях. Соответствующее законодательство
обеспечивает процессуально равное положение
сторон в таких отношениях.
Наконец, горизонтальными могут быть признаны
отдельные отношения административно-договорного
характера, носящие форму различного рода
соглашений.
Важным элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект — субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения10.
Итак, административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев:
Рис. 1. Виды административно-правовых отношений11
Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом12.
Таким
образом, субъектами административно–правовых
отношений являются государственные органы,
государственные организации, должностные
лица, другие государственные служащие,
граждане, иностранные граждане и лица
без гражданства, а также общественные
объединения, наделенные исполнительно–
При
этом каждая из сторон административно–правового
отношения должна обладать административной
правоспособностью и
Административная
правоспособность – это способность
субъекта административного
Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации14.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.
Граждане, как субъекты административно–правовых отношений, пользуются административно–правовой правоспособностью во всех сферах государственного управления. Можно выделить следующие группы административно–правовых отношений, в которых граждане могут выступать в качестве стороны: отношения, возникающие в процессе реализации гражданами принадлежащих им по закону прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.); отношения, складывающиеся в связи с выполнением гражданами обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдение правил безопасности, санитарнопротивоэпидемических и др.); отношения, возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений в сфере государственного управления, а равно нарушением органами исполнительной власти или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование решений органов государственного управления, действий должностных лиц и т.п.).
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий15:
1)
административно-правовой
2)
административной
3)
юридического факта (фактов), то
есть, основания возникновения,
Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Юридическими
Для
любого правоотношения характерно возникновение
его вследствие определенных юридических
фактов. В научной литературе юридические
факты определяются как «предусмотренные
правовыми нормами
Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явления как материального, так и идеального характера17.
В плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты:
1. По своей социальной
природе юридические факты —
это обычные жизненные
2. Юридические факты
опосредуют движение правовых
отношений (возникновение,
3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.