Административно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать место административно-процессуального права в системе отраслей российского права, а также его понятие, особенности, предмет правового регулирования, источники и саму систему административно-процессуального права.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) всесторонне рассматриваются трактовки термина «административно-процессуальное право» и различные точки зрения ученых по данному вопросу;
2) рассматриваются основные особенности данной отрасли права, а также попытки вывести определения для административно-процессуального права;

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Место административно-процессуального права в системе отраслей российского прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Современные подходы к поним анию места административно-процессуального права в системе отраслей российского права . . . . . . . 5
1.2. Понятие и особенности административно-процессуального права. .11
2. Административно-процессуальное право как отрасль российского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Предмет административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Источники административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Система административно-процессуального права. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_app.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

2) Федеральные конституционные  законы являются вторым элементом  системы источников административно-процессуального  права.

Можно сказать, что к числу федеральных конституционных законов, которые содержат административно-процессуальные нормы, относятся: Федеральный конституционный от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014),26 федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от. 12.03.2014),27 а также федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 12.03.2014).28

3) Федеральные законы, с учетом  их численности, являются основной группой источников административно-процессуального права. Именно поэтому можно перечислить всего несколько таких федеральных законов: Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 21.07.2014),29 федеральный закон от 4.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 14.10.2014)30 и др.

Существуют систематизированные акты федерального уровня, которые образуют специфическую группу федеральных законов, таковыми являются кодексы РФ. Имеет большое значение как источник административно-процессуального права Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 04.11.2014)31 (далее КоАП РФ).

Административно-процессуальные нормы содержат разделы IV и V КоАП РФ, которые регулируют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.

4) Самостоятельной группой источников  являются нормативные указы Президента Российской Федерации, отражающие полномочия главы государства в сфере государственного управления.

Необходимо отметить о существовании ряда указов Президента Российской Федерации, которые содержат административно-процессуальные нормы, входящие в административный процесс и регулирующие соответствующие производства: указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 02.02.2013),32 указ Президента РФ от 1.02.2005 г. №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (ред. от 30.09.2013).33

5) Постановления, являющиеся нормативными  актами Правительства Российской  Федерации, также считаются элементом  системы источников данной отрасли  права. Посредством принимаемых  Правительством Российской Федерации  административно-процессуальных норм, оно оказывает активное воздействие на управленческие процессы.

К числу примеров нормативных актов Правительства Российской Федерации можно отнести: постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (ред. от 15.08.2014),34 постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452«О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 27.03.2013).35

6) Следующим элементов рассматриваемой  системы считаются нормативно-правовые  акты федеральных министерств  и некоторых других федеральных органов исполнительной власти. Существование подобного рода актов является необходимым условием осуществления государственно-управленческих функций во всех сферах государственной жизни.

Данная группа источников административно-процессуального права регулирует все производства, входящие в административный процесс.

К их числу можно отнести: приказ МВД России от 5.05.2012 г.  № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (19.05.2014),36 приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 г. «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»37 и др.

7) Следующей ступенью системы  являются нормативно-правовые акты  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации — конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Примером может служить: закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (ред. от 29.10.2014).38

По форме (наименованию) источников административно-процессуального права они принимаются в виде положений, уставов, инструкций, правил.39

Положение представляет собой форму нормативных актов, действующих в сфере государственного управления. Существует два вида положений: первый вид закрепляет основы административно-правового статуса соответствующего органа власти, а второй -  предназначен для регулирования определенной группы отношений.

Устав - вид нормативного акта, действующего в сфере государственного управления, посредством которого регулируется организация и деятельность соответствующих структур.

Инструкция является нормативным актом государственного управления, который принимается федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Правила - нормативные акты, действующие в сфере государственного управления, которые принимаются для урегулирования вопросов, которые были урегулированы законодательством исключительно в общих чертах. Например, Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (ред. от 06.10.2011).40

Таким образом, под источником административно-процессуального права мы понимаем нормативно-правовой акт, содержащий общие и общеобязательные правила. Классификация данных источников осуществляется по двум критериям: по форме и правовым свойствам. Безусловно, следует отметить, что принято выделять 8 категорий на которые подразделяется система источников административно-процессуального права в зависимости от своих правовых свойств, а если же рассматривать их по форме, то  можно разделить источники данной отрасли права на положения, уставы, инструкции и правила.

К тому же, можно сказать, что система источников административно-процессуального права по количеству и разнообразию данных источников ничем не отличается от системы источников материального административного права. Именно поэтому, административно-правовое законодательство должно иметь самостоятельную строку в системе российского законодательства.41

 

2.3. Система административно-процессуального  права.

В наиболее общем виде можно констатировать, что регулирующее воздействие административно-процессуального права осуществляется через систему административно-процессуальных отношений.

К тому же, административно-процессуальное право является активно формирующейся частью правовой системы Российской Федерации, имеет собственную внутреннюю структуру, собственную систему, которая характеризуется непосредственной связью входящих в нее административно-процессуальных норм и институтов.

В общей теории права дано определение системы права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права и институты права в зависимости от предмета и метода регулирования.

Исходя из этого, можно утверждать, что под системой отрасли права (в частности, административного процессуального права) необходимо понимать совокупность правовых норм, регулирующих правовые институты, объединенные предметом и методом административно-процессуального регулирования.

Система общественных отношений, лежащая в основе и предопределяющая системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли права, составляет предмет правового регулирования, и обеспечивает реализацию этих отношений.

Безусловно, к элементам системы любой отрасли права относятся институты данной отрасли права, т.е. группы правовых норм, которые непосредственно входят в предмет правового регулирования данной отрасли права, и которые регулируют однородные по характеру виды общественных отношений.

Как известно, основу системы административно-процессуального права составляют две группы норм, которые различаются по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений.

Каждая группа административно-процессуальных норм имеет свою особенность. И без сомнения, что данная особенность будет присуща только этой группе норм.

Таким образом, первая группа норм имеет своей особенностью регулирование вопросов общего свойства, а также вопросов магистрального характера, которые распространены на различные группы отношений. Данные административно-процессуальные нормы в своей совокупности составляют  Общую часть административно-процессуального права.

В эту группу можно отнести, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых иных правомочных субъектов, в том числе административно-процессуальные нормы, которые регулируют принципы процессуальной деятельности.

Другая группа административно-процессуальных норм, в свою очередь, регулирует более узкие группы общественных отношений, возникающих уже в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.

По мнению В.Д. Сорокина система административно-процессуального права может быть представлена данным образом:

Общая часть включает группы норм (институты), регулирующие:

1) статус участников административного  процесса;

2) порядок производства по индивидуально-конкретным  делам в сфере государственного  управления;

3) контрольно-надзорную деятельность  в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

Особенная часть включает группы норм (институты), регулирующие следующие производства:

1) по принятию нормативных актов  государственного управления;

2)  по предложениям и заявлениям  граждан и обращениям организаций  в сфере государственного управления;

3) по административно-правовым  жалобам и спорам;

4) производство по делам о  поощрениях;

5) регистрационное;

6) лицензионное;

7) исполнительное;

8) по делам об административных правонарушениях;

9) по дисциплинарным делам;

10) по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения.42

Однако существует не так много мнений по поводу элементов системы административно-процессуального права. Разделяет мнение В.Д. Сорокина о делении данной отрасли российского права на Общую и Особенную части С.Н.Махина. Между тем, она выделяет в рамках Особенной части еще и административно-договорное производство, процедуры реализации мер административного принуждения и производство об обжаловании нормативных правовых актов.43

Таким образом, система административно-процессуального права - это совокупность административно-процессуальных норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты.

В связи с этим складывается данная система административно-процессуального права:

1) Общая часть административно-процессуального  права содержит группу норм, регулирующую  вопросы общего свойства, магистрального  характера, распространяющиеся на различные группы отношений, а также содержит характеристики основных разделов административно-процессуального права.

2) Особенная часть административно-процессуального  права содержит группу норм, регулирующую  более узкие группы общественных отношений, возникающих уже в ходе осуществления того или иного вида административного производства, а также отражает организацию государственного управления в административно-процессуальной форме в различных областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенное исследование показывает, что административно-процессуальное право -  одно из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского права. Можно констатировать, что административно-процессуальное право  уверенно развивается, и существуют предпосылки его дальнейшего утверждения в качестве самостоятельной отрасли российского права, обладающей всеми необходимыми предметообразующими элементами и собственной системой.

Проведенный анализ научных трудов позволил достичь цели данной курсовой работы, а также решить все поставленные задачи.

Информация о работе Административно-правовые нормы