Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:26, курсовая работа
Целью данной работы является описать место административно-процессуального права в системе отраслей российского права, а также его понятие, особенности, предмет правового регулирования, источники и саму систему административно-процессуального права.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) всесторонне рассматриваются трактовки термина «административно-процессуальное право» и различные точки зрения ученых по данному вопросу;
2) рассматриваются основные особенности данной отрасли права, а также попытки вывести определения для административно-процессуального права;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Место административно-процессуального права в системе отраслей российского прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Современные подходы к поним анию места административно-процессуального права в системе отраслей российского права . . . . . . . 5
1.2. Понятие и особенности административно-процессуального права. .11
2. Административно-процессуальное право как отрасль российского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Предмет административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Источники административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Система административно-процессуального права. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников и литературы
2) Федеральные конституционные
законы являются вторым
Можно сказать, что к числу федеральных конституционных законов, которые содержат административно-процессуальные нормы, относятся: Федеральный конституционный от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014),26 федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от. 12.03.2014),27 а также федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 12.03.2014).28
3) Федеральные законы, с учетом
их численности, являются основной группой источников
административно-
Существуют систематизированные акты
федерального уровня, которые образуют
специфическую группу федеральных законов, таковыми являются
кодексы РФ. Имеет большое значение как
источник административно-
Административно-процессуальные нормы содержат разделы IV и V КоАП РФ, которые регулируют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.
4) Самостоятельной группой
Необходимо отметить о существовании ряда указов Президента Российской Федерации, которые содержат административно-процессуальные нормы, входящие в административный процесс и регулирующие соответствующие производства: указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 02.02.2013),32 указ Президента РФ от 1.02.2005 г. №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (ред. от 30.09.2013).33
5) Постановления, являющиеся нормативными
актами Правительства
К числу примеров нормативных актов Правительства Российской Федерации можно отнести: постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (ред. от 15.08.2014),34 постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452«О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 27.03.2013).35
6) Следующим элементов
Данная группа источников административно-процессуальног
К их числу можно отнести: приказ МВД России от 5.05.2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (19.05.2014),36 приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 г. «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»37 и др.
7) Следующей ступенью системы
являются нормативно-правовые
Примером может служить: закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (ред. от 29.10.2014).38
По форме (наименованию) источников административно-
Положение представляет собой форму нормативных актов, действующих в сфере государственного управления. Существует два вида положений: первый вид закрепляет основы административно-правового статуса соответствующего органа власти, а второй - предназначен для регулирования определенной группы отношений.
Устав - вид нормативного акта, действующего в сфере государственного управления, посредством которого регулируется организация и деятельность соответствующих структур.
Инструкция является нормативным актом государственного управления, который принимается федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
Правила - нормативные акты, действующие в сфере государственного управления, которые принимаются для урегулирования вопросов, которые были урегулированы законодательством исключительно в общих чертах. Например, Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (ред. от 06.10.2011).40
Таким образом, под источником административно-
К тому же, можно сказать, что система источников административно-
2.3. Система административно-
В наиболее общем виде можно констатировать,
что регулирующее воздействие административно-процессуальног
К тому же, административно-процессуальное право является активно формирующейся частью правовой системы Российской Федерации, имеет собственную внутреннюю структуру, собственную систему, которая характеризуется непосредственной связью входящих в нее административно-процессуальных норм и институтов.
В общей теории права дано определение системы права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права и институты права в зависимости от предмета и метода регулирования.
Исходя из этого, можно утверждать, что
под системой отрасли права (в частности,
административного процессуального права)
необходимо понимать совокупность правовых
норм, регулирующих правовые институты,
объединенные предметом и методом административно-
Система общественных отношений, лежащая в основе и предопределяющая системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли права, составляет предмет правового регулирования, и обеспечивает реализацию этих отношений.
Безусловно, к элементам системы любой отрасли права относятся институты данной отрасли права, т.е. группы правовых норм, которые непосредственно входят в предмет правового регулирования данной отрасли права, и которые регулируют однородные по характеру виды общественных отношений.
Как известно, основу системы административно-
Каждая группа административно-процессуальных норм имеет свою особенность. И без сомнения, что данная особенность будет присуща только этой группе норм.
Таким образом, первая группа норм имеет
своей особенностью регулирование вопросов общего свойства, а также вопросов
магистрального характера, которые распространены
на различные группы отношений. Данные
административно-процессуальные нормы
в своей совокупности составляют Общую
часть административно-
В эту группу можно отнести, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых иных правомочных субъектов, в том числе административно-процессуальные нормы, которые регулируют принципы процессуальной деятельности.
Другая группа административно-процессуальных
норм, в свою очередь, регулирует более
узкие группы общественных отношений,
возникающих уже в ходе осуществления того или иного вида административного
производства. Эти нормы в своей совокупности
составляют Особенную часть административно-
По мнению В.Д. Сорокина система административно-
Общая часть включает группы норм (институты), регулирующие:
1) статус участников
2) порядок производства по
3) контрольно-надзорную
Особенная часть включает группы норм (институты), регулирующие следующие производства:
1) по принятию нормативных актов государственного управления;
2) по предложениям и заявлениям
граждан и обращениям
3) по административно-правовым жалобам и спорам;
4) производство по делам о поощрениях;
5) регистрационное;
6) лицензионное;
7) исполнительное;
8) по делам об административных правонарушениях;
9) по дисциплинарным делам;
10) по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения.42
Однако существует не так много мнений
по поводу элементов системы административно-процессуальног
Таким образом, система административно-
В связи с этим складывается данная система
административно-
1) Общая часть административно-
2) Особенная часть
Заключение.
Проведенное исследование показывает, что административно-процессуальное право - одно из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского права. Можно констатировать, что административно-процессуальное право уверенно развивается, и существуют предпосылки его дальнейшего утверждения в качестве самостоятельной отрасли российского права, обладающей всеми необходимыми предметообразующими элементами и собственной системой.
Проведенный анализ научных трудов позволил достичь цели данной курсовой работы, а также решить все поставленные задачи.