Административно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать место административно-процессуального права в системе отраслей российского права, а также его понятие, особенности, предмет правового регулирования, источники и саму систему административно-процессуального права.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) всесторонне рассматриваются трактовки термина «административно-процессуальное право» и различные точки зрения ученых по данному вопросу;
2) рассматриваются основные особенности данной отрасли права, а также попытки вывести определения для административно-процессуального права;

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Место административно-процессуального права в системе отраслей российского прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Современные подходы к поним анию места административно-процессуального права в системе отраслей российского права . . . . . . . 5
1.2. Понятие и особенности административно-процессуального права. .11
2. Административно-процессуальное право как отрасль российского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Предмет административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Источники административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Система административно-процессуального права. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_app.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

С тех пор было предложено множество концепций юридического процесса. Но до настоящего времени ни одна из них не стала господствующей. К тому же в юридической науке до сих пор не выработано точного определения «материальное право» и «процессуальное право». Однако все исследователи признают, что деление правовых явлений на материальные и процессуальные – самостоятельная (специальная) проблема юриспруденции.

Проанализировав представленные выше точки зрения ученых, в своей курсовой работе придерживаюсь мнения В.Д.Сорокина о том, что «административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами».17

Таким образом, существует несколько подходов к пониманию места административно-процессуального права в системе отраслей российского права. Некоторые ученые рассматривают административно-процессуальное право и административное право через категории содержание и его форма, а другие считают, что рассмотрение материального права как содержания, а процессуального как формы будет не в полной мере выявлять различий между ними.

 

1.2. Понятие и особенности  административно-процессуального права.

Конституционно-правовые нормы, используя термин «административно-процессуальное законодательство» (ст. 72 Конституции РФ),  создают прочную правовую основу как для формирования системы административного процессуального законодательства (в Российской Федерации и ее субъектах), так и для развития современного административного процессуального права.

Так, сложность понимания современного административного процесса определяет и  сложность понимания административно-процессуального права как отрасли права. Однако «административный процесс» и «административно-процессуальное право», как понятия, не определяются ни в одном российском законе.

Свой вклад в развитие науки административно-процессуального права внесли в свое время ученые бывшего СССР, в частности,  В.Д. Сорокин, Д.Н. Бахрах, В.М. Горшнев, O.K. Застрожная, В.А. Лория, М.Я. Масленников, Н.Г. Салищева и ряд других ученых.

Благодаря мнению В.Д. Сорокина можно сделать вывод, что административно-процессуальное право – это самостоятельная отрасль российского права. К тому же, известно, что отличием отраслей права друг от друга является общественные отношения, которые они регулируют. Именно эти общественные отношения и определяют предмет регулирования данной отрасли права. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др.

Однако, опираясь на то, что существует несколько подходов к пониманию данной отрасли права, можно сказать, что административно-процессуальное право есть совокупность административно-процессуальных институтов, подинститутов, правовых образований и норм, которые внутренне связаны между собой логикой административно-процессуального регулирования соответствующих общественных отношений.

Таким образом, административно-процессуальное право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.

Каждая отрасль права имеет свои особенности. Именно поэтому особенностями административно-процессуального права, как самостоятельной отрасли права, являются:

1) административно-процессуальное  право - это совокупность административно-процессуальных институтов, подинститутов, правовых образований и норм;

2) процессуальные нормы вторичны по отношению к материальным, так как они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм;

3) имеет свой собственный предмет правового регулирования;

4) существует определенное разнообразие источников административно-процессуального права, включающее, как законодательство Российской Федерации, так и законодательство субъектов;

5) имеет свою собственную систему, включающая Общую и Особенную части;

6) обслуживает материальные нормы многих отраслей права, так как данная отрасль способна взаимодействовать с иными отраслями одного и того же уровня;

7) охватывает деятельность и исполнительной власти, и судебной власти (в части разрешения споров, вытекающих из деятельности исполнительной власти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административно-процессуальное  право как отрасль российского  права.

2.1. Предмет административно-процессуального  права.

Не вызывает никаких сомнений утверждение о существовании предмета правового регулирования каждой отрасли российского права. Однако предмет регулирования отрасли права - это, прежде всего, органическая часть более высокой системы, а именно: единого предмета правового регулирования для всей системы российского права.

Можно отметить, что существует несколько критериев выделения отрасли права:

1) Предмет правового регулирования18 (т.е. группа общественных отношений, которые отличаются от иных групп качественной характеристикой и сложились в социально-правовой среде).

Данная группа общественных отношений должна сформироваться в процессе эволюционного развития, как обособленная группа отношений, обладающая качественной характеристикой. Качественная характеристика группы отношений, о которой идет речь, должна обнаруживать свойства, не «умещающиеся» в предметы уже существующих отраслей. Поэтому возникает потребность в выработке правил, специально предназначенных для регулирования именно этой специфической группы общественных отношений и явлений социально-правовой среды.19

К тому же, формирование данной группы общественных отношений претерпевает процесс соответствующего структурного развития. В ходе такого процесса общественные отношения приобретают новые свойства и дополнительные оттенки, которые приводят к определенному объединению и одновременно разделению новых видов общественных отношений. Результатом данного действия является приобретение данной группой общественных отношений черт социальной системы, придающих системе необходимое свойство ее целостности.

2) Второй критерий - наличие у  группы общественных отношений  правовых норм соответствующей степени внутренней организации (т.е. системы, позволяющая группе общественных отношений выступать как элемент системы права в целом, что, несомненно, влечет наличие обособленной нормативной базы).

3) Третий признак - группа общественных  отношений должна обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями российского права, как подсистемами одного и того же уровня.

Таким образом, наличие  трех вышеперечисленных критериев, выступающих в неразрывной связи, позволяет рассматривать группу правовых норм в качестве отрасли российского права.

Несомненно, что определяющим среди трех критериев процессуальной отрасли права является предмет правового регулирования.

Однако формирование научных представлений о предмете правого  регулирования процессуальной отрасли права, в отличие от предмета регулирования материальной отрасли, происходит под воздействием ряда обстоятельств, которые проявляются исключительно в совокупности.

Существенное влияние на предмет правового регулирования процессуальной отрасли права оказывает характер предмета материальной отрасли права, с которой тесно взаимодействует данная процессуальная отрасль. Подобная обусловленность определяется, прежде всего, назначением любой процессуальной отрасли — обеспечить реализацию правовых норм материальных отраслей, и главным образом своей одноименной материальной отрасли.20

Между тем, каждая процессуальная отрасль права, включая административно-процессуальное право, сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет правового регулирования формируется под влиянием группы общественных отношений, составляющих предмет одноименной материальной отрасли. Именно по этой причине, предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, поскольку он включает в себя несколько элементов: фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли, и материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.

Проанализировав выше указанное, процессуальные отрасли права никак не могут рассматриваться как производные от материальных. Можно сказать, что административно-процессуальное право это отдельная от административного права отрасль права, не его часть, не его форма и не производная от административного права.

Задача предмета правового регулирования административно-процессуального права состоит в нормативном регулировании властной деятельности исполнительных органов публичной власти: государственной и муниципальной (за исключением деятельности, которая регулируется другими отраслями права: бюджетного, муниципального) и Банка России.21

Обобщая вышеуказанное можно сказать, что предмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:

а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;

б) те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т. е. осуществления исполнительной власти и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;

в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.22

Таким образом, под предметом правового регулирования административно-процессуального права следует понимать материально-правовые отношения, непосредственно возникающие в связи  с осуществлением задач государственного управления, деятельности органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, и урегулированные административно-процессуальными нормами.

Особенностью предмета регулирования административно-процессуальной отрасли права являются общественные отношения, ставшие правовыми под воздействием надлежащих норм материальной отрасли права.

 

2.2. Источники административно-процессуального  права.

В юридической науке под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий в себе общие правила поведения субъектов, а также опубликованный в официальном издании.

Учитывая особенности предмета регулирования административно-процессуального права, который охватывает материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами, можно говорить об источниках административно-процессуального права в широком и узком смысле.23

Источниками административно-процессуального права, в широком смысле, считаются официально опубликованные или доведенные до адресата юридические акты, которые непосредственно содержат нормы материального права и реализуются при помощи административно-процессуальной деятельности, а также юридические акты, которые содержат нормы, регламентирующие данную административно-процессуальную деятельность.

В узком смысле под источниками административно-процессуального права понимаются официально опубликованные или доведенные до адресата юридические акты, которые содержат административно-процессуальные нормы. Прежде всего подобные акты принимают органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Существует большое количество источников административно-процессуального права. Вследствие чего возникает необходимость квалификации юридических актов по двум критериям: по форме (не зависит от юридических свойств акта, а определяется особенность структуры акта),24 так и по правовым свойствам.25

В зависимости от правовых свойств источников административно-процессуального права их система включает в себя ряд нормативно-правовых актов. К ним относятся:

1) Конституция Российской Федерация является нормативным правовым актом, обладающий высшей юридической силой, которая определяется степенью ее обязательности, а также имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории Российской Федерации.

Достаточно выраженное административно-процессуальное содержание имеет ряд норм Конституции Российской Федерации. Например, граждане Российской Федерации имеют право на свободу передвижения, выбора места жительства, на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, в том числе, на равный доступ к государственной службе и т. д.

Информация о работе Административно-правовые нормы