Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:26, курсовая работа
Целью данной работы является описать место административно-процессуального права в системе отраслей российского права, а также его понятие, особенности, предмет правового регулирования, источники и саму систему административно-процессуального права.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) всесторонне рассматриваются трактовки термина «административно-процессуальное право» и различные точки зрения ученых по данному вопросу;
2) рассматриваются основные особенности данной отрасли права, а также попытки вывести определения для административно-процессуального права;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Место административно-процессуального права в системе отраслей российского прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Современные подходы к поним анию места административно-процессуального права в системе отраслей российского права . . . . . . . 5
1.2. Понятие и особенности административно-процессуального права. .11
2. Административно-процессуальное право как отрасль российского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Предмет административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Источники административно-процессуального права . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Система административно-процессуального права. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников и литературы
С тех пор было предложено множество концепций юридического процесса. Но до настоящего времени ни одна из них не стала господствующей. К тому же в юридической науке до сих пор не выработано точного определения «материальное право» и «процессуальное право». Однако все исследователи признают, что деление правовых явлений на материальные и процессуальные – самостоятельная (специальная) проблема юриспруденции.
Проанализировав представленные выше
точки зрения ученых, в своей курсовой работе
придерживаюсь мнения В.Д.Сорокина о том,
что «административно-
Таким образом, существует несколько
подходов к пониманию места административно-
1.2. Понятие и особенности
административно-
Конституционно-правовые нормы, используя
термин «административно-
Так, сложность понимания современного
административного процесса определяет
и сложность понимания административно-
Свой вклад в развитие науки административно-
Благодаря мнению В.Д. Сорокина можно сделать вывод, что административно-процессуальное право – это самостоятельная отрасль российского права. К тому же, известно, что отличием отраслей права друг от друга является общественные отношения, которые они регулируют. Именно эти общественные отношения и определяют предмет регулирования данной отрасли права. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др.
Однако, опираясь на то, что существует
несколько подходов к пониманию данной отрасли
права, можно сказать, что административно-процессуальное
право есть совокупность административно-процессуальных
институтов, подинститутов, правовых образований
и норм, которые внутренне связаны между
собой логикой административно-
Таким образом, административно-процессуальное право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.
Каждая отрасль права имеет свои особенности. Именно
поэтому особенностями административно-
1) административно-
2) процессуальные нормы вторичны по отношению к материальным, так как они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм;
3) имеет свой собственный предмет правового регулирования;
4) существует определенное разнообразие
источников административно-
5) имеет свою собственную систему, включающая Общую и Особенную части;
6) обслуживает материальные нормы многих отраслей права, так как данная отрасль способна взаимодействовать с иными отраслями одного и того же уровня;
7) охватывает деятельность и исполнительной власти, и судебной власти (в части разрешения споров, вытекающих из деятельности исполнительной власти).
2. Административно-
2.1. Предмет административно-
Не вызывает никаких сомнений утверждение о существовании предмета правового регулирования каждой отрасли российского права. Однако предмет регулирования отрасли права - это, прежде всего, органическая часть более высокой системы, а именно: единого предмета правового регулирования для всей системы российского права.
Можно отметить, что существует несколько критериев выделения отрасли права:
1) Предмет правового
Данная группа общественных отношений должна сформироваться в процессе эволюционного развития, как обособленная группа отношений, обладающая качественной характеристикой. Качественная характеристика группы отношений, о которой идет речь, должна обнаруживать свойства, не «умещающиеся» в предметы уже существующих отраслей. Поэтому возникает потребность в выработке правил, специально предназначенных для регулирования именно этой специфической группы общественных отношений и явлений социально-правовой среды.19
К тому же, формирование данной группы общественных отношений претерпевает процесс соответствующего структурного развития. В ходе такого процесса общественные отношения приобретают новые свойства и дополнительные оттенки, которые приводят к определенному объединению и одновременно разделению новых видов общественных отношений. Результатом данного действия является приобретение данной группой общественных отношений черт социальной системы, придающих системе необходимое свойство ее целостности.
2) Второй критерий - наличие у группы общественных отношений правовых норм соответствующей степени внутренней организации (т.е. системы, позволяющая группе общественных отношений выступать как элемент системы права в целом, что, несомненно, влечет наличие обособленной нормативной базы).
3) Третий признак - группа общественных отношений должна обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями российского права, как подсистемами одного и того же уровня.
Таким образом, наличие трех вышеперечисленных критериев, выступающих в неразрывной связи, позволяет рассматривать группу правовых норм в качестве отрасли российского права.
Несомненно, что определяющим среди трех критериев процессуальной отрасли права является предмет правового регулирования.
Однако формирование научных представлений о предмете правого регулирования процессуальной отрасли права, в отличие от предмета регулирования материальной отрасли, происходит под воздействием ряда обстоятельств, которые проявляются исключительно в совокупности.
Существенное влияние на предмет правового регулирования процессуальной отрасли права оказывает характер предмета материальной отрасли права, с которой тесно взаимодействует данная процессуальная отрасль. Подобная обусловленность определяется, прежде всего, назначением любой процессуальной отрасли — обеспечить реализацию правовых норм материальных отраслей, и главным образом своей одноименной материальной отрасли.20
Между тем, каждая процессуальная отрасль права, включая административно-процессуальное право, сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет правового регулирования формируется под влиянием группы общественных отношений, составляющих предмет одноименной материальной отрасли. Именно по этой причине, предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, поскольку он включает в себя несколько элементов: фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли, и материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.
Проанализировав выше указанное, процессуальные отрасли права никак не могут рассматриваться как производные от материальных. Можно сказать, что административно-процессуальное право это отдельная от административного права отрасль права, не его часть, не его форма и не производная от административного права.
Задача предмета правового регулирования
административно-
Обобщая вышеуказанное можно сказать, что предмет административно-
а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
б) те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т. е. осуществления исполнительной власти и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;
в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.22
Таким образом, под предметом правового регулирования административно-
Особенностью предмета регулирования административно-процессуальной отрасли права являются общественные отношения, ставшие правовыми под воздействием надлежащих норм материальной отрасли права.
2.2. Источники административно-
В юридической науке под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий в себе общие правила поведения субъектов, а также опубликованный в официальном издании.
Учитывая особенности предмета регулирования
административно-
Источниками административно-
В узком смысле под источниками административно-
Существует большое количество источников
административно-
В зависимости от правовых свойств источников
административно-
1) Конституция Российской
Достаточно выраженное административно-процессуальное содержание имеет ряд норм Конституции Российской Федерации. Например, граждане Российской Федерации имеют право на свободу передвижения, выбора места жительства, на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, в том числе, на равный доступ к государственной службе и т. д.