Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:23, курсовая работа
Тема административно-правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности, как никогда актуальна, на фоне процессов, происходящих в мировой экономике. Кризис экономики в первую очередь сказывается на мелком бизнесе и в нашей стране эта проблема является чрезвычайно острой.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
СТАТЬЯ I. ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТЬЯ II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
СТАТЬЯ III. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
СТАТЬЯ IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина»
Кафедра Административного права
Симонян Гаяне Артуровна
Административно-правовое
регулирование
индивидуальной предпринимательской
деятельности.
Курсовая работа
студента 2 группы, 2 курса
Института Правоведения
Очно-заочной формы обучения
Научный руководитель:
Доцент Калинина Л.А.
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Москва
2012
Оглавление
Введение.
Тема административно-правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности, как никогда актуальна, на фоне процессов, происходящих в мировой экономике. Кризис экономики в первую очередь сказывается на мелком бизнесе и в нашей стране эта проблема является чрезвычайно острой.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малого бизнеса — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Функцией государства в этой сфере является поддержка индивидуальных предпринимателей. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому, же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. В этой связи единственно возможный выход – это создание таких условий, при которых малый бизнес в России смог бы развиваться самостоятельно. А эти условия может создать именно государство.
Цель данной курсовой работы обозначить функции и методы административно-правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
Понятие и сущность административно – правового регулирования.
Чтобы раскрыть сущности административно – правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов»1
Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно-правового регулирования.
В структуру этого механизма входят следующие элементы:
Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.2
Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
Элементы механизма административно-правового регулирования:
Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.
В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.
Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, использование, соблюдение' и применение правил, определяемых нормами административного права, гарантируются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Творческая роль норм административного права проявляется не только в самом регулировании общественных отношений, но и в его воспитательном воздействии на людей в формировании у них правосознания. Однако воспитательное значение норм административного права не является его специфической функцией, ибо средствами воспитания являются и мораль, и нравственность, и искусство.
Сама цель норм административного права предопределяет добровольное их соблюдение большинством субъектов административного права. Принуждение применяется в случае неисполнения или нарушения требований административно-правовой нормы.
Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделать вывод, что содержание административно-правового регулирования заключается в следующем:
Но возвращаясь непосредственно к теме курсовой работы, стоит отметить, что предпринимательская деятельность является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. И, по сути, в нашей стране чаще всего предпринимательская деятельность сводится к торговле. Торговля – это основной товаропроводящий канал. Государственный сектор практически вытеснен различными видами коммерческой, кооперативной и частной торговли, торгово-посреднической деятельностью.
Государство и в этих условиях стремится сохранить свое регулирующее воздействие на развитие торговой системы, прежде всего в рамках установления правовых основ единого рынка. Вместе с тем формируется специализированная система государственного управления в этой сфере. Осуществляет эту функцию контроля Министерство торговли РФ.
Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.
Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; организация конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления; поддержка деятельности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка; организация государственного контроля за качеством товаров и защитой прав потребителей и т.д.
Следует учитывать, что основные функции в области организации внутренней торговли отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оптовой торговли, управление подведомственными торговыми предприятиями и т.д.)4
Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: так каким же образом государство поддерживает малый бизнес?
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки функционирования хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.
Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов. Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям.
Методы регулирования предпринимательской деятельности.
Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.
В процессе административно-правового регулирования используются все свойственные правовому воздействию средства. К таковым следует отнести – предписания, запреты и дозволения.
1. Предписание
– это установление
Не соблюдение такого порядка влечет за собой отсутствие юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.
Так, Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные наказания могут быть наложены не позднее двух месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.
1. Вариантом
предписания являются также
2. Дозволение – это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению, которое предоставляет возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, при этом они не вправе уклониться от такого выбора (принятия решения). Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные наказания либо он может быть освобожден от ответственности. 5