Административное расследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:04, дипломная работа

Краткое описание

Высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. 15 ноября 2007 года состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос о совершенствовании государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности
1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения
1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности
1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения
2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения
2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

В целях обеспечения безопасности дорожного движения органами ГИБДД проводится социально ориентированная политика в области страхования на транспорте, а также контроль выполнения правил законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов.

Из работы старшего сотрудника НИЦ БДД МВД РФ майора милиции Третьяковой Е.Н. под названием «Влияние обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на состояние аварийности» следует что, «В зарубежных странах ОСАГО оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения. Деятельность, как страховых сообществ, так и отдельных страховых компаний направлена на участие в профилактике аварийности и снижения тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий. Формами участия, как правило, во многих странах являются, финансирование пропаганды правил поведения на дорогах, а также участие в организации подготовки специалистов по аудиту безопасности дорожного движения, финансирование разработок методических документов, касающихся вопросов безопасности движения, внедрение средств контроля за обеспечением труда и отдыха водителей (внедрение бортовых регистраторов - «черных ящиков») транспортных средств, организация стажировки водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, в центрах переподготовки и т.д. Итогом проводимых страховыми компаниями акций и плановых мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности, становится и повышение, в том числе общей эффективности страхового бизнеса. В России участие страховиков в профилактике дорожно-транспортных происшествий пока не носит системный характер и ограничивается разовыми акциями Российского союза автостраховщиков и отдельных страховых компаний»[36].

Также наряду с увеличением числа автомобилей наблюдается слабый прирост протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается.

Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта, увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.

Основными (грубыми) административными правонарушениями в области дорожного движения, оказывающими непосредственное влияние на состояние аварийности на территории Нижегородской области, являются: управление автомототранспортным средством в нетрезвом состоянии, передача управления лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии, превышение скорости, в том числе свыше 60 км\час, выезд на встречную полосу движения, а также, нарушение правил ЖД переезда, непредставление преимуществ в движении, нарушение правил перевозки опасных грузов и дорожно-транспортные происшествия с причинением легкого вреда здоровью.

Формулировка «грубые нарушения правил дорожного движения» введена Министром внутренних дел РФ для обозначения ряда административных правонарушений в области дорожного движения, за совершение которых КоАП РФ предусмотрены санкции, связанные с лишением права управления транспортным средством, либо наложение административного штрафа в размере, превышающем 3 МРОТ, а так же административные правонарушения, при совершении которых велика вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия с погибшими и ранеными. В состав «грубых нарушений Правил дорожного движения» включены следующие составы статей КоАП РФ: ст. 12.8 ч. 1 и 2, ст. 12.9, ст. 12.10 ч. 2, ст. 12.17 ч. 2, ст. 12.21 ч. 2 и ст. 12.24 КоАП РФ.

Всего в 2009 году на территории Нижегородской области зарегистрировано 5553 дорожно-транспортных происшествия, в которых 767 человек погибли и 6940 получил различные ранения. По сравнению с 2008 годом количество ДТП, число погибших и раненых снизилось на 8 %, 2,4 % и 6 % соответственно (- 484 ДТП, - 19 погибших, - 441 раненый).

Однако относительные показатели уровня аварийности в Нижегородской области по-прежнему выше среднероссийских.

Более трети дорожно-транспортных происшествий (36,2 %) произошли непосредственно в областном центре. 19,7 % (по России – 18,7%)всех аварий случились по причине неудовлетворительных дорожных условий. В этих авариях погибли 143 человек и 1344 были ранены.

Основной же причиной дорожно-транспортных происшествий стало, конечно, несоблюдение водителями правил дорожного движения. Все равно в большинстве случаях (83,7%) виноват тот, кто сидит за рулем.     По сравнению с прошлым годом увеличилось (на 12 %) число дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей - таких происшествий зарегистрировано 290.    Удельный вес таких ДТП в общем количестве автоаварий по вине водителей равен 6,2 % (по России - 7,1 %).

Более дисциплинированными стали пешеходы: дорожно-транспортные происшествия по их вине составили 16,6 % от общего числа аварий. По сравнению с 2008 годом это на 20,2 % меньше. Улучшается ситуация с детским травматизмом. Но, несмотря на то, что количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сократилось на 15,4% , на дорогах погибли 28 детей и 493 получили ранения. Настораживает, что больше половины таких дорожно-транспортных происшествий произошли по вине взрослых. Удельный вес ДТП с детским травматизмом уменьшился с 9,6 до 8,8 % (в среднем по России - 9,8 %).

Среди самых распространенных нарушений Правил дорожного движения, приведших дорожно-транспортным происшествия, отметим следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление в нетрезвом состоянии.

Из других негативных факторов, влияющих на дорожную ситуацию, ГИБДД называет неуклонно растущее количество транспортных средств. За последние десять лет эта цифра увеличилась на 179 тысяч единиц. В 2008 году в ГИБДД Нижегородской области было зарегистрировано 66,2 тысячи автомототранспортных средств, что стало рекордом последнего десятилетия. Несмотря на такой огромный прирост автомобильного парка, пропускная способность улично-дорожной сети осталась практически неизменной. Это объясняют недостаточным финансированием, из-за которого многочисленные проекты, способные помочь решению этого вопроса, приостанавливают.

В 2009 году подразделения ГИБДД провели значительную работу и реализовали ряд запланированных мероприятий. Теперь в работе госавтоинспекции используется 96 (2008 г. – 31) комплексов фотовидеофиксации нарушений и четыре мобильных комплекса «Стрелка» на базе «Газелей», которые проверяют поток автоматически[37]. С помощью таких электронных фиксаторов были наказаны 45 тысяч нарушителей. Также в управлении ГИБДД ГУВД по Нижегородской области открыт ситуационный центр по обработке вышеуказанных нарушений. Кроме того, сотрудники ГИБДД провели ряд профилактических операций по проверке пассажирского транспорта и автошкол. Постоянно ведется пропаганда правильного поведения на дорогах как среди взрослых (с помощью плакатов и листовок), так и среди детей (построено уже девять детских городков, в школах распространено 1,5 тысячи дисков с программой «Не игра»[38]).

В ст. 2.1 КоАП РФ дано понятие административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков:

- общественной опасностью;

- административной противоправностью;

- виновностью;

- административной наказуемостью.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред законным интересам личности, общества, государства.

Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности.

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяются административные наказания.

В главе 12 КоАП РФ, которая называется «Административные правонарушения в области дорожного движения» рассмотрены основные статьи, применяемые за нарушения в области дорожного движения. Содержатся нормы, предусматривающие ответственность за нарушение при управлении и эксплуатации транспортного средства.

Все правонарушения можно разделить по группам:

- нарушения Правил дорожного движения РФ (ст.ст. 12.9- 12.21прим. 1 КоАП РФ);

- нарушение эксплуатации транспортного средства (ст.ст.8.22-12.2КоАП РФ);

- нарушения перевозки грузов (ст. ст. 12.21- 12.23 КоАП РФ);

- нарушения, повлекшие причинение, вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ);

- нарушения, связанные с невыполнением законного требования сотрудника милиции (ст.ст. 12.25 - 12.27 КоАП РФ);

- нарушения, повлекшие дорожно-транспортные происшествия (ст.ст. 12.27 КоАП РФ);

- нарушения, совершаемые участниками дорожного движения - пешеходами (ст.ст. 12.29-12.30 КоАП РФ).

Также в данной главе есть такие правонарушения, как выпуск на линию транспортного средства имеющего неисправности; нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог; невыполнение владельцем обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и др.

дорожный движение административный правонарушение

2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченных на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности - ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

- она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

- основанием ее применения является административное правонарушение;

- она состоит в применении к виновным административных наказаний;

- к ней привлекаются физические лица, а также юридические лица;

- она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судьями (судами);

- порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

- нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

- фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

- процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законе порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

К основным принципам административной ответственности относятся:

1.  Принцип равенства всех перед законом: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо то пола, расы, национальности и языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о принятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, порядок рассмотрения дела. Принципы назначения наказаний и т.д. Из равенства граждан и юридических лиц перед законом вытекает равенство перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку при производстве по делам об административных правонарушениях применяются единые для всех правила, ни для кого, ни могут быть созданы более благоприятные условия либо, напротив, установлены не предусмотренные законом ограничения.

Информация о работе Административное расследование