Административное правонарушение и дисциплинарный проступок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что деятельность человека состоит из поступков. Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как положительные, так и отрицательные; отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 43.61 Кб (Скачать)

Дисциплинарный проступок  обладает совокупностью признаков, имеет субъект, субъективную сторону, объективную сторону, объект. Субъектом  дисциплинарного проступка может  быть только гражданин, состоящий в  трудовых отношениях с конкретным работодателем  и нарушающий трудовую дисциплину. Субъективной стороной является вина работника (в форме умысла или  неосторожности). Объективная сторона  дисциплинарного проступка - вредные  последствия и причинная связь  между ними и действием (бездействием) правонарушителя. Объектом дисциплинарного  проступка является внутренний трудовой распорядок организации.

 По сравнению с дисциплинарным  проступком трудовое правонарушение  является более широким понятием. Оно включает в себя помимо  дисциплинарных проступков еще  и проступки, которые могут  повлечь привлечение к материальной  ответственности причинителя вреда, т.е. ответственности по трудовому праву. В юридической литературе предлагается следующее определение трудового правонарушения. Трудовое правонарушение - это виновное, противоправное деяние субъекта трудового правоотношения, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей субъекта по трудовому правоотношению, за совершение которого он может либо должен быть привлечен к юридической ответственности с применением санкций, содержащихся в трудовом праве. Имея в виду трудовое правонарушение, правильнее говорить не о нарушении трудовых обязанностей, а о нарушении обязанностей по трудовому правоотношению. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. Законодатель считает, что работник, будучи субъектом трудового правоотношения, обязан не только добросовестно исполнять трудовые обязанности, но и исполнять ряд других обязанностей по трудовому правоотношению. Поэтому формулировка дисциплинарного проступка, данная в ст. 192 ТК РФ, необоснованно сужает круг оснований привлечения к дисциплинарной ответственности.

 То или иное действие (бездействие) работника может  повлечь за собой дисциплинарную  ответственность при одновременном  наличии следующих условий: а)  если это действие (бездействие)  является противоправным; б) если  противоправное действие (бездействие) - виновное; в) если не исполнена  или исполнена ненадлежащим образом  та обязанность, которая вытекает  из трудового правоотношения. Виновные  противоправные действия работника  не составляют нарушения трудовой  дисциплины, если они не имеют  отношения к его трудовым обязанностям.

 К нарушениям трудовой  дисциплины относятся: прогул, появление  на работе в состоянии алкогольного  опьянения, отказ от обязательного  медицинского освидетельствования  (осмотра), отказ от сдачи экзаменов  по технике безопасности, если  это является обязательным условием  допуска к работе. Не может  считаться нарушением трудовых  обязанностей отказ работника  выполнить распоряжение работодателя  о его отзыве из отпуска  (ст. 125 ТК РФ). Отказ работника  от выполнения работ в случае  возникновения опасности для  его жизни и здоровья вследствие  нарушения требований охраны  труда либо от выполнения тяжелых  работ и работ с вредными  условиями труда, не предусмотренных  трудовым договором, не влечет  за собой привлечения его к  дисциплинарной ответственности  (ст. 220 ТК РФ). За исключением отдельных случаев участие работника в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины (ст. 414 ТК РФ).

 Различают два вида  дисциплинарной ответственности:  общую и специальную.

 Общая дисциплинарная  ответственность - это ответственность  в рамках правил внутреннего  трудового распорядка. Она может  быть возложена на всех работников, за исключением тех, в отношении  которых установлена специальная  дисциплинарная ответственность.  Общую дисциплинарную ответственность  устанавливают ст. 192-194 ТК РФ и  правила внутреннего трудового  распорядка конкретной организации.

 Специальная дисциплинарная  ответственность есть ответственность,  предусмотренная для отдельных  категорий работников специальным  законодательством, уставами и  положениями о дисциплине. Специальная  дисциплинарная ответственность  имеет особенности:

 строго определен круг  лиц, подпадающих под действие  соответствующих норм;

 предусмотрены специальные  меры дисциплинарного взыскания;

 очерчен круг лиц  и органов, наделенных властью  применения дисциплинарных взысканий;

 действует особый порядок  обжалования взысканий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Различия административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

Российская правовая система  охраняется тремя видами карательных  санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение  избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических  норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться  уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.

Во-вторых, они установлены  федеральными законами.

В-третьих, они применяются  за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством  закреплены процедуры применения карательных  санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

В-пятых, их применение к  виновному влечет для него неблагоприятные  последствия, а также состояние  наказанное™ в течение установленных  федеральными законами сроков.

В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать  конкретные правонарушения, законно  и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и  вид противоправности. Конечно, пре­жде  всего учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен  вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными  и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанное и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно  опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что  между этими правонарушениями разница  качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки  нет.

Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное настоящим  Кодексом под угрозой наказания».

В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не  является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно  опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции  следствия и базируется на анализе  признаков состава правонарушения.

Представляется, что общественно  опасным следует считать только такое деяние, которое причинило  или реально способно причинить  существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования  данного общества. С этой точки  зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно  опасными.

 

Некоторые ученые вообще отрицают наличие в административных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки  общественно опасны, хотя это исключение из правила.

Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности. Это общественно вредные деяния, и в легальном определении  проступка такой признак, как  общественная опасность, не назван. В  ст. 2.2 КоАП РФ, содержащей определения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий».

Но из общего правила есть ряд исключений.

Во-первых, в России юридические  лица не привлекаются к уголовной  ответственности. Если по вине должностных  лиц организации совершено общественно  опасное деяние, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности, а действия его  должностных лиц могут быть признаком  преступления.

Во-вторых, в связи с  экономическими, политическими и  иными процессами в обществе законодатель может прийти к выводу о целесообразности борьбы с определенными общественно  опасными деяниями с помощью административных, а не уголовных наказаний.

В-третьих, законодатель может  совершить ошибку в оценке определенных деяний. Так, до 30 июня 2002 г. хищение  признавалось мелким, если размер похищенного  не превышал одного МРОТ. Статья 7.27 КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., признала мелким хищение на сумму не свыше пяти МРОТ. Иными словами, основная масса хищений в Российской Федерации перестала быть уголовно наказуемой, уголовно-правовая защита собственности была резко ослаблена. Законодатель обнаружил эту ошибку, и уже в начале ноября 2002 г. в ст. 7.27 КоАП РФ слово «пять» было заменено словом «один» МРОТ. Вряд ли можно утверждать, что до 1 июля 2002 г. хищение на сумму свыше одного до пяти МРОТ было общественно опасным, с 1 июля до 10 ноября перестало быть таковым, а в ноябре 2002 г. опять стало общественно опасным.

 

Итак, главное различие преступления и проступка - общественная опасность  деяния. Дополнительный признак - вид  противоправности. Этот формальный признак  особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже  после квалификации деяния как преступления или административного проступка  проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и  др.

Общественная опасность - это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава  правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стои­мость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

Ряд критериев, позволяющий  определить, общественно опасными или  нет являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении  текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожени­ем или повреждением чужого имущества. Хулиганство признается мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан.

 

Статья 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Но за подобные действия может наступить и уголовная ответственность, если они повлекли значи­тельный ущерб (ч. 1 ст. 167 УК РФ), совершены хулиганским способом (ст. 213 УК РФ), путем поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего следует сказать, что и  те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что же касается формального  признака - противоправности, то здесь  есть серьезные особенности. Все, что  связано с административными  правонарушениями: их составы, система  санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными  проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность  обучающихся, военнослужащих, сотрудников  военизированных служб - административным правом, а заключенных - уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем  виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка  может быть только гражданин - работник определенной организации. И эта  ответственность наступает за нарушение  трудовых, служебных обязанностей.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности - представитель власти, субъект функциональной власти в  отношении лиц, не находящихся в  служебной зависимости от него.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрен такой вид юридической ответственности, как административная ответственность, которая предполагает наказание  за совершение административных правонарушений.

Понятие, признаки, а также  юридический состав административного  правонарушения помогает отделить этот вид ответственности от других, предусмотренных  Российским законодательством, в частности  от уголовной ответственности.

Информация о работе Административное правонарушение и дисциплинарный проступок