Административное правонарушение и административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:24, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3
1 Понятие правонарушения и юридической ответственности---------------------4
1.1 Понятие правонарушения-----------------------------------------------------4
1.2 Понятие юридической ответственности-----------------------------------6
2 Административное правонарушение-------------------------------------------------11
3 Административная ответственность--------------------------------------------------11
4 Административное наказание---------------------------------------------------------12
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------22
Список использованных источников-------------------------------------------------------23

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

       3) принудительные меры применяемые в целях пресечения противоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

       Основное отличие юридической  ответственности от иных форм  государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому справедливо не рассматриваются как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права.

       Не несет юридической ответственности  и добросовестный приобретатель,  поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобретатель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он не имел, действуя правомерно.

       Применение ответственности всегда  характеризуется отрицательными  последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологическими, имущественными или организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

       Лишения имущественного плана,  которые вынужден претерпевать  правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя, в частности, может быть административный арест, лишение специального права.

         Юридическая ответственность применяется  в рамках специального правоохранительного отношения, которое возникает между компетентным органом государства и правонарушителем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:

       1) являться по их вызову;

       2) участвовать в мероприятиях, проводимых  в процессе сбора доказательств  совершенного правонарушения;

       3) надлежащим образом исполнить  примененную санкцию. 

       Таким образом, юридическая ответственность  — это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

       В механизме правового регулирования  юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

       Устанавливая санкцию нормы права,  государственный орган воздействует  на сознание граждан и иных  лиц. Каждый осознает меры, которые  будут применены к нему в  случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности. Угроза наступления такой ответственности может усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности выступает действенным предупредительным средством, удерживающим большую часть населения от правонарушений. В этом и заключается общепревентивная функция юридической ответственности.

       Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между органом государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сводиться к неоправданной жестокости наказания. Голыми репрессиями государству никогда не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законодательство требует от правопременителя учитывать и тяжесть совершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму его вины.

       Правовосстановительная функция  юридической ответственности направлена  на восстановление нарушенного  права и полное удовлетворение  потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности.

       Законодательство допускает также  замену реального исполнения  обязательства денежной и иной компенсацией. Обязанность компенсировать вред, причиненный неправомерными действиями, полностью распространяется на государство и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, имеют право требовать от государства полного возмещения причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным содержанием под стражей и по некоторым другим основаниям.  

                2 Административное правонарушение 

    Административным  правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (КоАП РФ, ст. 2.1).

    Административное  правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), так как посягает на государственный или общественный порядок, т.е. причиняет вред интересам граждан и государства. Оно является и противоправным деянием, поскольку связано с нарушением норм административного и других отраслей права, которые охраняются мерами административной ответственности. Административная ответственность может применяться только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими нормативными актами.

    Субъектами  административного правонарушения по закону (ст. 2.3 КоАП) являются лица, достигшие к моменту его совершения 16 лет. 

    3 Административная ответственность 

    Административная  ответственность как вид юридической  ответственности заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

    К административной ответственности  привлекается значительный круг органов и должностных лиц, перечень которых установлен в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

    Основным  нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). В нем содержатся не только материальные нормы (состав правонарушений, перечень взысканий и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

    Законодательство, регулирующее административную ответственность  организаций, не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них. 

    4 Административное наказание 

    За  совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 3.2) устанавливает следующие административные наказания:

    1)  предупреждение;

    2)  административный штраф;

    3)  возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

    4)  конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5)  лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

    6)  административный арест;

    7)  административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8)  дисквалификация.

    Административное  законодательство устанавливает, что  административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    В отношении юридического лица могут  применяться административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    Признаками состава административного проступка являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.

    Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права.

    Объективная сторона заключается в совершении действий или бездействия, запрещенных нормами административного права.

    Субъекты  административного правонарушения делятся на две основные группы: физические лица и юридические лица. Физические лица, ответственность которых предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, в свою очередь делятся на несколько групп, различающихся по правовому статусу участников. Согласно ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    К другой группе субъектов — специальным  субъектам — относятся лица, для  которых установлены дополнительные основания для привлечения к ответственности — должностные лица. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность