Административное правонарушение и административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:24, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3
1 Понятие правонарушения и юридической ответственности---------------------4
1.1 Понятие правонарушения-----------------------------------------------------4
1.2 Понятие юридической ответственности-----------------------------------6
2 Административное правонарушение-------------------------------------------------11
3 Административная ответственность--------------------------------------------------11
4 Административное наказание---------------------------------------------------------12
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------22
Список использованных источников-------------------------------------------------------23

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Министерство образования и науки  Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Комсомольский-на-Амуре  государственный

    технический университет» 
 
 

         Факультет ЭТМТ

         Кафедра «Правоведения» 
 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине «Правоведение»

    ТЕМА: «Административное правонарушение и административная

    ответственность» 
 
 
 
 
 

         Студент групп 6 ОП 2                                                            С. Войтенко                                                                                                                                                                                       

         Преподаватель                                                                        А.Н. Залуцкий    
 
 

    2008

    Содержание 
 

   Введение------------------------------------------------------------------------------------------3

          1 Понятие правонарушения  и юридической ответственности---------------------4

         1.1 Понятие правонарушения-----------------------------------------------------4

         1.2 Понятие юридической ответственности-----------------------------------6

          2 Административное правонарушение-------------------------------------------------11

      3 Административная ответственность--------------------------------------------------11

          4 Административное наказание---------------------------------------------------------12

   Заключение--------------------------------------------------------------------------------------22

   Список использованных источников-------------------------------------------------------23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения  урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

       Административно-правовые отношения  - это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

       Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому  содержанию, по их участникам.

       Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями); административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; - если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. 
 
 

    1 Понятие правонарушения  и юридической  ответственности

                1.1 Понятие правонарушения 

       Правонарушение представляет собой  действия, противоречащие нормам  права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.

       Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям.

       Не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.

       Необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Конституция РФ закрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.

       Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно. Вина понимается как психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и выражается, прежде всего, в том, что он осознает общественно-опасный характер своего деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Осознание общественной опасности деяния может исходить из различных обстоятельств и, прежде всего из знаний о наличии нормы, запрещающей подобные действия.

       В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.

          Дееспособный человек, вступая  в правоотношения, руководствуется  так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выступать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.

       Современное законодательство последовательно  исходит из принципа, что только человек, обладающий свободной волей и способный предвидеть результаты своих действий, может нести ответственность за свои противоправные деяния, совершенные им виновно.

       По законодательству Российской Федерации лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и административную ответственность в полном объеме, т.е. за все составы преступлений и административных поступков. За некоторые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. В то же время УК РФ предоставляет право суду освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния.

       Вопрос о возможности лица, страдающего  психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные противоправные деяния, решается судом на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за гражданско-правовые и административные проступки. Оно освобождается от уголовной ответственности, если не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия иного болезненного состояния психики.

      

    1.2 Понятие юридической ответственности 

       Государство, государственные органы  не могут благодушно взирать  на все случаи нарушения установленной  ими законности, попытки отдельных  лиц подменить общеобязательные нормы права своим “правом” и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

       Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками:

       1) представляет собой вид государственного  принуждения, 

       2) единственным основанием применения  ответственности выступает правонарушение;

       3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

       Юридическая ответственность как  вид государственного принуждения  характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, “которая сама себя высекла”. Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами.

       Так, лицу, совершившему административное  или гражданское правонарушение, дастся возможность добровольно исполнить меру государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако, если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем, или иным органом. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения приговора.

          В числе мер государственного  принуждения, не связанных с  реализацией юридической ответственности, можно назвать следующие:

       1) реквизицию имущества, изымаемого  у собственников по решению  государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

       2) меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность