Административное правонарушение и административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

1. Швец продал Гранину жилой дом. После переезда в купленный дом Гранин обнаружил, что исчезли зимние рамы от окон этого дома, которые он при осмотре видел в чулане дома, и телевизионная антенна, установленная на крыше. Выяснилось, что эти вещи забрал с собой Швец. На требование Гранина возвратить их, поскольку они являются принадлежностью дома, Швец ответил, что не собирался их продавать и еще до продажи дома обещал брату.

Оглавление

Понятие административного правонарушения.
Административное правонарушение и преступление: основания разграничения.
Административное правонарушение как основание административной ответственности.
Понятие цели, основания применения административных взысканий.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

Вариант 1.

 

Задание 1. Административное правонарушение и административная ответственность.

 

План.

  1. Понятие административного правонарушения.
  2. Административное правонарушение и преступление: основания разграничения.
  3. Административное правонарушение как основание административной ответственности.
  4. Понятие цели, основания применения административных взысканий.
  5. Виды и порядок наложения административных взысканий.

 

Задание 2. Решите задачи.

 

1. Швец продал Гранину  жилой дом. После переезда в  купленный дом Гранин обнаружил,  что исчезли зимние рамы от  окон этого дома, которые он  при осмотре видел в чулане  дома, и телевизионная антенна,  установленная на крыше. Выяснилось, что эти вещи забрал с собой  Швец. На требование Гранина возвратить  их, поскольку они являются принадлежностью  дома, Швец ответил, что не собирался  их продавать и еще до продажи  дома обещал брату.

Какова правовая судьба принадлежности при продаже вещи? Являются ли указанные  вещи принадлежностью дома?

 

2. Сердюк, находясь в состоянии  алкогольного опьянения, на почве  бытовой ссоры нанес своему  соседу Добренюку легкие телесные  повреждения, повлекшие кратковременное  расстройство здоровья Добренюка.  По заявлению Добренюка против  Сердюка было возбуждено уголовное  дело. Однако спустя незначительное  время после конфликта стороны  примирились. 

Какие правовые последствия  повлечет за собой факт примирения поссорившихся сторон в данном случае?   

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Административное правонарушение и административная ответственность.

 

  1. Понятие административного правонарушения.

20 декабря 2001 г. Государственной  Думой Российской Федерации был  принят Кодекс об административных  правонарушениях. Новый кодекс  и российское административное  законодательство в целом базируются  на Конституции России и призваны  защищать основы конституционного  строя, права и свободы граждан  - «Настоящий Кодекс основывается  на Конституции Российской Федерации,  общепризнанных правилах и нормах  международного права и международных  договорах Российской Федерации» (Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях.  Гл. 1. Ст. 1.1). КоАП РФ является разновидностью  правового нормативного акта  М., самым непосредственным образом  касается прав, свобод и обязанностей  гражданина.

Цель данной работы - рассмотрение административных правонарушений как  юридического феномена. Основные задачи:

1. Выявление основных признаков  административного правонарушения;

2. Рассмотрение состава административного  правонарушения, его объекта и  субъекта, объективной и субъективной  сторон;

3. Выявление социально-правовой  сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Новый кодекс принципиально иначе  толкует многие значимые для нас  понятия и вопросы. Вот почему на протяжении всего исследования мы будем сопоставлять положения Кодекса  административных правонарушений 1984 года Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1984. с новым кодексом.

КоАП РФ является разновидностью правового  нормативного акта М., самым непосредственным образом касается прав, свобод и  обязанностей гражданина.

Актуальность данной темы заключается  в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически  каждого, явление повседневности. И  прояснение вопросов, связанных с  административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.

 

Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного  правонарушения. «Административным  правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность»1. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Признаки административного правонарушения:

1. Деяние (действие или бездействие) - административное законодательство России признает правонарушением только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает вывод о том, что нельзя привлекать к административной ответственность за мысли, убеждения. В этом проявляется гуманизм законодательства «никто не может быть заключен в тюрьму, либо лишен своей собственности, либо другого права на основании морального характера и т.п.»  Действие - это активное поведение человека направленное на достижение определенной цели (мелкая спекуляция, например). К правомерным действиям можно отнести действия направленные на исполнение собственных обязанностей, исполнение закона (например, применение приемов самбо милиционерами при задержании очередного правонарушителя). Бездействие - это невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, распитие спиртных напитков2).

По своей  социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется  это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности  является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет  отношение к содержанию признаков  административного правонарушения.

2. Противоправность деяния - проступком признается только такое деяние, которое запрещено административным законодательством, а также это могут быть нормы  конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Противоправность может выражаться не только в нарушении, но также и в неисполнении нормы права. Иначе говоря, административное правонарушение может выражаться не только в действии, но и бездействии. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог - нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность»3.

3. Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. КоАП РФ не предполагает административную ответственность за правонарушение, совершённое в случае крайней необходимости: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица и других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред» (КоАП РФ. Гл. 2. Ст. 2.7). Невменяемость также исключает административную ответственность за совершённое правонарушение: «Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия), либо руководит ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики» (КоАП РФ. Ст. 2.8).. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

4.   Деяние, за которое виновный может быть подвергнут административному взысканию - только то деяние может быть признано правонарушением, за которое в законодательстве установлено административное взыскание. Для квалификации конкретного деяния как административного проступка необходимо не только установить, что оно противоречит закону, или иному норм акту, но и наличие нормы, которая бы предусматривала бы определенный вид и форму взыскания.

Дополнительные признаки:

1. Место, время совершения административного правонарушения - они являются обязательным признаком, т.к. иначе никак нельзя, хотя в законодательстве этот признак не указан. Нет ни одной монографии по таким признакам.

2.    Признак общественной опасности - законодатель его не указал, т.к. это довольно дискуссионная тема. Это чисто оценочное понятие, которое не поддается количественной и качественной оценке. Трудно согласиться, что в некоторых случаях административное правонарушение несет общественную опасность. Напр., такие правонарушения, как торговля бабушек плодами своего огорода не несет общественной опасности, а вот управление авто в нетрезвом состоянии опасность уже несет. Для отграничения административных правонарушений несущих общественную опасность, и не имеющих таковой, надо определить общественную опасность, она включает в себя и законы логики, и вред моральный, и вред физический. Общественная опасность - это посягательство на условия существования. Одни проступки обладают общественной опасностью (понятие шире) и общественной вредностью (большинство проступков).

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения его от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, но его содержанием  обосновываются правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность4.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1. Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения5. В качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.

2. Объективная  сторона административного правонарушения сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица»6, следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

Объективная сторона заключается  в действии или бездействии, запрещённом  административным правом. При этом действие или бездействие может  посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими  отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной  стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость  от времени, места, способа, характера  совершения деяния, наступивших его  вредных последствий, совершения противоправного  деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны  может включать характер действия или  бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. В ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения признаётся обстоятельством, отягчающим административную ответственность. В этой же статье указаны и другие обстоятельства, отягчающие административную ответственность (вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах и пр.), которые могут рассматриваться как объективная сторона административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений7.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность